Директор лесной программы Гринпис Алексей Ярошенко
размышляет на тему "компенсаций" ущерба, который будет нанесен Химкинскому лесу прокладкой платной дороги, и приходит к выводу, что лес сохранить необходимо.
Алексей Ярошенко, фото: РИА "Новости"
Химкинский лес еще можно спасти
В прошлом августе накал страстей вокруг Химкинского леса достиг такого уровня, что президент Дмитрий Медведев принял решение приостановить строительство и провести дополнительные экспертные и общественные обсуждения. Независимая экспертиза проекта, проведенная большой группой ведущих российских специалистов в области охраны окружающей среды под руководством заслуженного эколога Тамары Злотниковой, показала, что строить автомагистраль через Химкинский лес нельзя - ни с природоохранной, ни с социальной, ни с правовой точки зрения. Экспертная комиссия выявила 11 возможных альтернатив прокладки трассы. Однако правительственная комиссия по транспорту и связи решила иначе: дорогу строить нужно, и именно через Химкинский лес.
После этого начались разговоры, что ущерб от строительства трассы велик, но его можно компенсировать. Например, посадками нового леса на пустующих землях, которые занимают площадь в пять раз больше, чем будет уничтожено трассой. Рослесхозу было велено подыскать подходящие земли и подготовить проект «компенсационных посадок леса». Чуть позже к истории с компенсацией подключилось Минприроды, предложившее компенсационные посадки на подведомственных ему землях (в национальном парке «Лосиный остров»).
Но можно ли на самом деле компенсировать ущерб, который будет нанесен Химкинскому лесу прокладкой через него платной скоростной автомагистрали? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся сначала, в чем состоит этот ущерб.
Ценность Химкинского леса состоит прежде всего в его средообразующей роли. Этот лес находится в пределах пешеходной доступности (не более часа ходьбы пешком) от мест постоянного проживания около 300 тыс. человек. Он является наиболее доступным лесным массивом примерно для миллиона жителей севера Москвы и ближнего Подмосковья. Лес находится вблизи крупных промышленных и транспортных объектов, в связи с чем особенно велика его роль как поглотителя пыли и шума. Поэтому, рассматривая вопрос о компенсациях, прежде всего необходимо понять: можно ли компенсировать утрату леса новыми посадками примерно в том же районе? Иначе получится, что ущерб будет нанесен одним людям, а компенсации получат другие.
Рослесхоз, которому было поручено проработать вопрос о компенсациях, пришел к тому же выводу, что и экспертная комиссия под руководством Злотниковой: компенсировать ущерб Химкинскому лесу новыми посадками деревьев нельзя. И не только потому, что молодые деревья не заменят формировавшуюся веками лесную экосистему, а еще и потому, что земель для новых посадок вокруг Химок просто нет. Рослесхоз предложил создать небольшое количество новых зеленых насаждений на пустырях в Химках и Красногорске (где смогли найти пустыри), а основную площадь «компенсационных посадок» разместить на выгоревших в прошлом году участках леса в Орехово-Зуевском районе Московской области. Идея компенсировать потерю леса в Химках посадками в Орехово-Зуеве (в сотне километров от Химок) выглядела странно, поэтому к делу и подключилось Минприроды.
Идея с компенсационными посадками в Лосином острове сразу вызвала серьезные опасения у специалистов по охране природы. Дело в том, что безлесные участки в этом национальном парке есть. Но они являются частью природного ландшафта и очень важны для сохранения биологического разнообразия Лосиного острова. Оказалось, что этим участкам пока ничего не грозит: предложения Минприроды заключались в том, чтобы посадить новый лес в тех местах, где старые ельники были уничтожены ветром и опасным вредителем короедом-типографом.
Таким образом, даже если подходить к «компенсационным посадкам» с чисто арифметических позиций, получается следующее. Если не считать небольших по площади посадок, которые разместят в Химках и Красногорске (для больших посадок там просто нет свободного места), чиновники планируют компенсировать ущерб Химкинскому лесу посадками в тех местах, где он уже был, по крайней мере до прошлого года. Хотя по действующему законодательству лес должен быть восстановлен в любом случае. То есть никакого нового леса в результате компенсации не появится. Даже небольшие посадки в Химках и Красногорске - это тоже не лес, поскольку на площади в несколько гектаров невозможно создать и поддерживать полноценную лесную экосистему, особенно в условиях агрессивной для нее городской среды.
Если же учесть еще и природную составляющую, компенсация становится невозможной в принципе. Главная проблема Химкинского леса не в том, что из него будут выведены 145 гектаров земли под строительство трассы. А в том, что он будет разбит с учетом существующей конфигурации и планируемых развязок на трассе на несколько отдельных массивов, полностью окруженных застройкой или объектами инфраструктуры. Массивам малой площади в таком окружении уже не выжить: меньшие из них придут в упадок сразу, большие будут деградировать постепенно, но как цельная и самодостаточная природная экосистема Химкинский лес перестанет существовать. Теоретически эту потерю можно компенсировать, но для этого нужно иметь в ближнем Подмосковье 1500 гектаров свободной земли одним куском и примерно 200 лет времени. Ни того ни другого нет ни у правительства, ни у строителей трассы, ни у противников ее строительства. Соответственно потеря Химкинского леса будет безвозвратной, и компенсировать ее будет невозможно.
Остается последний вопрос: состоялась ли уже эта потеря или еще не поздно отказаться от прохождения трассы через лес и выбрать альтернативный вариант? По состоянию на середину апреля основная часть трассы, без развязок, вырублена примерно на 90% по площади. Это много, но не смертельно - вырубка занимает лишь около 5% от общей площади леса. Самого опасного - необратимой фрагментации леса на изолированные участки - пока не случилось. И не случится, пока не начнется строительство самой трассы и подъездов к ней. Почвенный покров на вырубленной трассе нарушен незначительно, восстановление леса на такой площади даже для нашего полуживого лесного хозяйства не слишком сложная задача. Так что принять решение о сохранении Химкинского леса еще не поздно. И с точки зрения сохранения в Москве и ближнем Подмосковье благоприятной окружающей среды это сделать просто необходимо.