На сегодняшнем заседании Совета по правам человека при Президенте РФ состоялось подписание обращения в защиту Химкинского леса и его защитников. Инициатором обращения выступила Людмила Алексеева. Обращение было подписано всеми без исключения членами Совета, присутствовавшими на заседании. Оно вручено главе совета Михаилу Федотову для передачи лично президенту Дмитрию Медведеву.
Мы публикуем полный текст обращения:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
Мы, нижеподписавшиеся, вынуждены обратить Ваше внимание на опасную ситуацию, спровоцированную новой попыткой строительства участка платной автотрассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес. Совершенно очевидно, что никакого компромисса с гражданским обществом достигнуто не было. Реализация проекта обеспечивается исключительно применением грубой силы в сочетании с игнорированием норм закона.
Во-первых, избиения активистов стали практически каждодневной реальностью. Вместе с ЧОП «Витязь» действуют команды боевиков, систематически калечащих активистов с применением кастетов, резиновых шлангов со стальной вставкой и пр. Результат - множество телесных повреждений, включая двойной перелом челюсти (Олег Мельников), черепно-мозговые травмы (Павел Шехтман, Алексей Рассолов, Сергей Агеев), которые уже привели к госпитализации двоих активистов. Действия боевиков провоцируют дальнейшую эскалацию насилия с обеих сторон.
Во-вторых, власти и полиция Химок открыто заняли сторону застройщика, демонстративно допуская грубейшие нарушения закона «О полиции». В УВД г. Химки скопились десятки заявлений о преступлениях, связанных как с нападениями на активистов, так и с нарушениями правил производства работ. Ни по одному из них не было возбуждено уголовное дело, не принималось никаких мер по пресечению преступлений, сбору и охране вещественных доказательств. Задержанные боевики немедленно освобождаются, места незаконных рубок не охраняются. Зато активисты постоянно и необоснованно задерживаются милицией, зафиксированы случаи запугивания и даже избиения активистов (Сурену Газаряну, например, сотрудником полиции было разбито в кровь лицо прямо во 2-м ОВД г. Химки).
В-третьих, сами работы ведутся с нарушением требований федерального и местного законодательства. Отсутствуют порубочные билеты, которые требуются муниципальным законодательством независимо от собственности на землю, работы ведутся без разрешения на строительство, включая не только валку леса, но и гидротехнические работы (засыпку русла реки Клязьма, строительство обводного канала). Не соблюдаются элементарные правила техники безопасности, отсутствует ограждение рабочей площадки, тяжелая техника работает даже ночью, невзирая на присутствие рядом множества посторонних людей. В результате лидер защитников леса Евгения Чирикова получила травму ноги при работе бульдозера. Сотрудник ЧОП оказался зажатым между стволов уничтожаемых бульдозером деревьев и остался жив благодаря счастливой случайности. Валка деревьев ведется «на глаз» что, по данным Гринпис, уже привело к вырубке леса за пределами полосы отвода трассы. Сотрудники аварийной газовой службы обнаружили нарушения правила производства работ с использованием тяжелой техники в непосредственной близости от магистрального газопровода высокого давления - что могло привести к техногенной катастрофе с десятками жертв.
Совершенно очевидно, что заинтересованные в данном проекте лица восприняли решение правительственной комиссии о продолжении строительства трассы по первоначальному варианту как гарантию безнаказанности. Их действия вызывают растущее недоумение международного сообщества: Межпарламентская комиссия Россия - ЕС, «Международная амнистия», ряд экологических и правозащитных организаций уже выразили свою обеспокоенность и призвали к немедленному прекращению работ по проекту. Вряд ли образ бульдозера, валящего вековые дубы под охраной полицейских автоматчиков, является подходящей визитной карточкой для первого российского проекта государственно-частного партнерства в области транспорта.
Обращаем Ваше внимание, что уничтожение Химкинского леса не обусловлено никакой технической необходимостью. Независимой экологической экспертизой выявлен ряд вариантов строительства, позволяющих сохранить лес и избежать острой конфронтации с гражданским обществом. Особого внимания заслуживает вариант использования полосы отчуждения ЛЭП вдоль Ленинградского шоссе с целью прокладки дороги. Такой вариант не требует сноса жилых зданий и разрушения охраняемых природных территорий. А мэр Москвы Сергей Собянин и министр энергетики Сергей Шматко рассматривают использование земель ЛЭП как оптимальный способ строительства дорог в городских условиях.
Мы убедительно просим Вас:
1) Немедленно остановить все работы по проекту трассы Москва - Петербург на участке 15-58 км,
2) Отказаться от прокладки трассы по текущему варианту и инициировать обсуждения альтернативных вариантов, предложенных в независимой экологической экспертизе - предусмотрев на этот раз надежный механизм, не позволяющий вытеснить общественность из процесса обсуждений и принять за закрытыми дверями очередное неожиданное решение,
3) Организовать проверку деятельности полиции Химок, ГУВД МО и ЧОП «Витязь», установить причины, по которым многочисленные заявления о преступлениях остались проигнорированными - и наказать виновных.