Заметки о кино (2)

Nov 10, 2021 20:08


Что такое "народное кино" в России?

23 октября на 73-м году жизни не стало Александра Рогожкина, режиссера легендарной комедии абсурда на грани с реальной жизнью «Особенности национальной охоты», считающегося шедевром фильма «Кукушка», тяжелой психологической драмы о массовом терроре «Чекист» и популярные «ментовские» сериалы («Убойная сила» - это попытка конкуренции ОРТ с «Улицами разбитых фонарей» ТНТ).



Эпитеты, которыми обычно описывают данное кинопроизведение: «народный блокбастер» (Антон Долин https://meduza.io/feature/2021/11/04/kanon-narodnogo-hita), "народная комедия", фильм о русской душе, показывающей настоящий менталитет русского человека и т. д.

Стоит ли после этого удивляться, что многие среднестатистические иностранцы воспринимают русских мужчин как бандитов и алкашей?

(самый популярный телесериал в конце 1990-х гг. назывался «Бандитский Петербург», в начале 2000-х - «Бригада» и его презентовал федеральный телеканал «РТР», который сегодня носит название «Россия 1». Видимо, по аналогии с франц. телевидением FRANCE 1, FRANCE 2, FRANCE 24)

Россия (так наз. «Российская Федерация», сокращенно от РСФСР) - это страна, в которой алкоголем злоупотреблял даже президент, фамилия которого сегодня воспринимается нравственно вменяемыми патриотами как синоним национального позора (док. ист. наук В. М. Лавров: «Зато была свобода слова, были рассекречены многие документы советского времени, люди перестали скрывать свои мысли о политике, об истории и пр.»), а его правление многими воспринимается как эпоха национального унижения, духовно-нравственной деградации (распространения различных социальных пороков, которыми страдает общество на Западе).

«Особенности национальной охоты» и русской души перестроечного времени

Зарина Дзагоева, News.Ru, 25 октября:

«Это сумбурный, местами нелепый мир, где все герои перманентно пьяны и этим очаровательны. Если воспринимать «Охоту» как проходную комедию без претензии на глубину и лиричность, может показаться, что никакого анализа и осмысления в этом фильме нет. По сути, Рогожкин схватил первое, что попадается на пути человеку, решившему познать русскую душу, и воспроизвёл это на экране. В водке и охоте отразился тот самый «культурный код». Однако сам режиссёр отказывался воспринимать свой фильм как простую комедию.

Это, конечно, нечто большее, чем комедия. Во-первых, мы там все не только смешные, у нас есть свои судьбы. Мы и не играли комедию, мы играли серьёзное кино. Рогожкин это пропагандировал и говорил, что комедию надо играть очень серьёзно, тогда будет смешно. Я же в первый съёмочный день сразу стал играть комедию. Все были серьёзные, органичные. А я, человек, который попал туда совершенно случайно, поскольку не я должен был играть эту роль, был в этой команде немного белой вороной, - рассказал NEWS.ru актёр Семён Стругачёв.

Качество фильма можно оценивать и не в рамках жанра, а по степени влияния на аудиторию. «Особенности национальной охоты» рождают впечатление пьяного бреда, и не слишком пытливый зритель вовсе не станет искать в поверхностной комедии сложную идею. Однако в фильме эта идея есть, и она в спасительном эффекте.

Одни герои фильма занимают важные должности, другие - не очень. Однако, заливаясь алкоголем, они регрессируют и становятся одинаково беззащитными, глупыми, нелепыми детьми. И это точно отражает состояние бывших граждан СССР, оказавшихся в условиях всеобщей разрухи в 1990-х годах.

«Охота» не выходила в кинотеатрах, но стала абсолютным хитом. Рогожкин показал, что особенности русской национальной охоты вовсе не в охоте, а в некой особенной форме медитации и способности отключиться от реальности.»

https://news.ru/cinema/vodka-rybalka-ohota-kak-rogozhkin-v-osobennostyah-sozdal-muzhskoj-raj/

Получается, причина популярности фильмов данной серии - юмор (в 1990-е гг. были очень популярны юмористические шоу КВН, «Аншлаг», Евгений Петросян), праздное беспечное времяпровождение, водка и уход от реальности, в которой людям месяцами задерживают выплату честно заработанных денег. Плюс какие-то разговоры на философские темы.

Михаил Юрьевич Тимофеев - доктор философских наук, профессор кафедры философии Ивановского государственного университета, главный редактор журнала «Лабиринт», заместитель председателя Центра этнических и национальных исследований ИвГУ, консультант международного научного центра «Алкоголь в России».

«Все происходящее с Раймо можно рассматривать как процесс инициации. Для того чтобы стать своим в компании охотников, ему нужно пройти через ряд испытаний - выпить смертельную дозу водки, попариться в русской бане и провести ночь с русской красавицей [дояркой - Е. Ч.]. Лишь после этого он может быть допущен на «русскую охоту». Инициация для Раймо проходит неудачно и затягивается на долгое время, до момента, когда он, единственный из всей компании, смог поймать большого леща и стать после этого «своим человеком».

Российский «джентльменский набор» полноценного проведения досуга, присутствующий в сериале (кроме собственно охоты и рыбалки), - это баня с водкой и разговоры: о женщинах (или встречи с ними), о спорте (охоте или рыбалке в контексте фильма) и о судьбе России.

Образ женщины в фильмах подается как сила, разрушающая мужское уединение («ОНО»), и как фактор, отвлекающий от настоящего мужского дела (уехавшая на Кипр жена Сергея и явившаяся ему русалка в «ОНР» [«Особенности национальной рыбалки» 1998 г.]). Отношение к женщинам (особенно во втором фильме) снисходительно-негативное. (...)

Охота на лося, заявленная как главная цель поездки в охотничье хозяйство, не связана в отечественной культуре с особой знаковой функцией, в отличие от охоты на медведя. И именно медведь (точнее, медвежонок) едва не становится первой «добычей» горе-охотников. Кстати, фразеологизм «побороть медведя» - дореволюционный эвфемизм пьянства - страсти, которой герои фильма отдают себя целиком.

Сочетание несочетаемого - употребление водки и посещение русской бани - призвано подчеркнуть сверхчеловеческую выносливость мужчин, практикующих эти два занятия одновременно. «Играть пьяных - такой задачи вообще не было. Наоборот, сколько герои ни пьют, они должны оставаться трезвыми. Или делать вид, что трезвы», -говорит режиссер о первом фильме16. Настоящие мужчины, русские супермены - красноармеец Федор Сухов и бывший царский таможенник Верещагин, герои кинофильма «Белое солнце пустыни» (1970), слесарь Гоша («Москва слезам не верит», 1980) умеют пить не пьянея, как бы иллюстрируя пословицу «пьян да умен - два угодья в нем». Кузьмич, рассказывая о питейном титанизме бывшего прокурора («ОНР»), способного выпить с полведра и читать после этого лекцию в сельском клубе, восхищенно восклицает: «Вот это мужичище! Наш человек!».

Пьянство показано в фильмах как норма жизни, непременный, обязательный атрибут мужского отдыха. В словаре В.И. Даля, где наряду с пословицами и поговорками, осуждающими пьянство, есть немало оправдывающих это явление, как некую константу русской жизни. Например, порой о пьянице говорили: «Не то чтобы пить, а с добрыми людьми посидеть (побеседовать) любит» или «Не пьет, а с добрыми людьми знается»17. Перманентный процесс потребления водки сопровождается охотничьими байками и тостами генерала Иволгина, которые, по его мнению, должны быть «краткими, как команда, как выстрел». Из полутора десятка тостов два прямо и три косвенно (учитывая контекст произнесения) указывают как на мужской состав участников, так и на особый характер закрытого мужского сообщества («Ну - за братство!», «Ну - за солидное мужское молчание!», «Ну - за дружбу!», «Ну - за единение!», «Ну - за понимание!»).

В отличие от первого фильма, в «ОНР» водка и пьянство приобретают статус национальных символов россиян18. Пьянство на рабочем месте объединяет слесаря, удаляющего крючок из пальца прокурора, и капитана ракетного катера. Пафос удачного поражения целей в результате случайного запуска ракет сейчас, после гибели атомохода «Курск», воспринимается двусмысленно. Мужская солидарность, скрепленная значительным количеством водки, не знает границ в прямом и переносном смыслах. В «ОНО» стратегический бомбардировщик «арендуется» для перевозки коровы, а в «ОНР» ракетный катер и секретная подводная лодка ставятся на службу «зеленому змию». Даже учитывая комедийность ситуации, отечественному зрителю происходящее не покажется чем-то фантастическим19. Что же касается иностранцев, то еще в начале XX века англичанин М. Бэринг подчеркивал, что Россия - это страна, «где ничто не столь абсурдно, что ни может случиться»20.

Кузьмич, живущий вдали от цивилизации, ищет спасения «от нашего бреда» в восточной медитации, а на предложение «медитировать по-русски» весело отвечает, что для этого «никакого здоровья не хватит» («ОНР»). Однако в первом фильме он признает два средства от тоски - водку и женщин, причем «лучше всё вместе... сразу и много». Получается всего слишком...

Это отсылает нас к многочисленным атрибуциям русского характера, как склонного к чрезмерности. «Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: это стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», - писал об этом академик Д.С. Лихачев21. Краткую речь, обличающую русское пьянство, произносит в «ОНО» Лёва Соловейчик: «Пьёте, да? И пьёте, и пьёте... И пьёте, и пьёте... Всё пропили... Думаете, что, кончилась Россия, да?»22 Однако пиршество продолжается. В «ОНР» он же удрученно констатирует, что мы «не можем посидеть культурно, поговорить», после чего наполняет свою стопку из огромной бутылки.

Русская тема в «ОНР» заявляется в начале фильма: Кузьмич, узнав от Семенова о экзотических пристрастиях «новых русских», глубокомысленно изрекает: «Да... На Руси, слава Богу... дураков лет на сто припасено» (курсив мой. - М.Т.). Предметом национальной гордости в итоге может стать все, что угодно - например, замеченный финскими рыбаками перископ российской подлодки (иллюстрация тезиса «Нам нет преград ни в море, ни на суше») и ее способность работать на любом горючем («Голь на выдумку хитра»). Михалыч, сидя в лодке с котом, размышляет о высоких достоинствах национального продукта № 1 - русской водки, а за столом рассказывает присутствующим о замечательных качествах русских пельменей. И именно генерал, сидя в беседке, построенной в восточном стиле, зачитывает символическую фразу: «Разве виноваты мы, что родились в России?.. »

https://cyberleninka.ru/article/n/ohotniki-na-privale-semiotika-rossiyskoy-maskulinnosti-v-filmah-a-rogozhkina-osobennosti-natsionalnoy-ohoty-i-osobennosti-natsionalnoy

(искал в Яндексе статью профессионального психолога, социолога об этом кино, так и не нашел)

Что это за охота, на которой мужики стараются перепить друг друга? Сборище алкоголиков, для которых охота - просто предлог для того, чтобы скрыться из дома и на недельку-другую забухать. Если бы они так пили в действительности, лица бы у них были совершенно другие). Получается какой-то гротескный юмор.

Гротеск - это высшая степень комического, проявляющегося в чрезмерном преувеличении или сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комического https://anews.com/novosti/106731611-grotesk-v-literature-i-zhivopisi-chto-znachit-slovo-grotesk.html#:~:text=Гротеск%20-%20это%20высшая%20степень,и%20трагического%20в%20область%20комического

Определение из Википедии:

Гротеск (фр. grotesque, букв. - «причудливый», «комичный»; итал. grottesco - «причудливый», итал. grotta - «грот», «пещера») - способ художественного формообразования, а также отдельный жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Ведь фактически это карикатура на русскую охоту (причем в фильме промелькнула книга «Императорская охота на Руси», см. https://cyberleninka.ru/article/n/velikoknyazheskaya-tsarskaya-i-imperatorskaya-ohota-na-rusi-n-i-kutepova-shedevr-russkogo-knigoizdaniya). Как может такой фильм понравиться настоящим охотникам? (ведь там по сценарию никого не убивают из диких животных. Получается, что действительно собрались какие-то дилетанты).

(иными словами, [дорогостоящий] продукт массовой низкопробной культуры, ориентированный на примитивные потребности [очень средненького] обыденного сознания)

Зарина Дзагоева, News.Ru, 25 октября:

«Второй фильм серии «Особенности...» имел ещё большую популярность, чем первый, потому что создатели нащупали пружины успеха - больше юмора, водки и сюра [выделено мной - Е. Ч.]. «Особенности национальной рыбалки» имели оглушительный успех, зрители требовали ещё, и старт третьему фильму был официально дан. Но в обход основного сюжета стали появляться побочные ленты наподобие полуэротического фильма «Особенности русской бани» и его второй части. Картины были сняты на волне популярности творчества Рогожкина, однако сам он к ним не имел отношения.»

В телепрограмме «Линия кино», как вспоминает Калёнов, Рогожкин назвал свой фильм «Особенности национальной охоты» размышлением о мужском рае.

Я спрашиваю Рогожкина: «Что такое мужской рай? Водка падает с неба, пьёшь, но не пьянеешь, и похмелья нет?» Но он не стал пояснять, - рассказал Калёнов.

https://news.ru/cinema/vodka-rybalka-ohota-kak-rogozhkin-v-osobennostyah-sozdal-muzhskoj-raj/

Если этот фильм (более уместное название «Приключения компании хронических алкоголиков на природе» https://www.kinopoisk.ru/film/40895/) - составная часть ментального культурного кода современного [стремительно деградировавшего в 1990-е гг.] российского общества, что с такими «ценностями» может быть общего у православных церковных граждан?

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы [выделено мной - Е. Ч.], ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.» (1 Кор. 6:9-10)

При том, что Священное Писание не запрещает употребление вина в меру http://berezniki.cerkov.ru/voprosy-svyashhenniku-o-grexe-pyanstva/ https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhantov/kogda-opjanenie-stanovitsja-grehom/

Особенности национальной охоты, Заметки о кино

Previous post Next post
Up