Протоиерей Виталий (Шмидт), настоятель храма св. равноап. вел. князя Владимiра в Мурманске, слово на проповеди после утренней Божественной литургии 1 августа 2021 г., воскресенье:
«В 1903 году в этот день по инициативе императора Николая II состоялись Саровские торжества по канонизации прп. Серафима Саровского. Участие в них царя стало его подготовкой к мученическому подвигу. (...)
Нам бы тоже хорошо было бы туда съездить в этом году. Надеюсь, получится во время Успенского поста».
(цитирование не совсем точное, пишу по памяти)
Серафим Саровский. Трудности канонизации. Журнал «Фома»
Август 2016 (160) №8 «В 1894 году по инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители, было составлено подробное жизнеописание Серафима Саровского, в котором были отражены документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах из жизни подвижника. Синод отреагировал двояко: в канонизации отказать, но сбор сведений продолжать. Только начавшийся процесс прославления, таким образом, завис, и неизвестно, как долго еще продолжалось бы молчание Синода, если бы не «хитрость» архимандрита Серафима (Чичагова) - будущего Санкт-Петербургского митрополита и священномученика (расстрелян в 1937 г.).
Архимандрит Серафим был человеком энергичным. Получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, он собрал целый комплекс различных сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского, которые систематизировал в хронологическом порядке. В результате этого исследования была опубликована книга - «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую архимандрит, в обход Синода, передал Николаю II после личной аудиенции у государя. Сведения об этом мы находим в дневниковых записях генерала Александра Киреева, который указывает, что обер-прокурор Победоносцев назвал после этого архимандрита Серафима «великим пролазом и плутом». Вопрос о канонизации сдвинулся с мертвой точки.
Весной 1902 года обер-прокурор был приглашен императором на семейный завтрак, за которым Николай II предложил уже через несколько дней предоставить указ о прославлении Серафима Саровского. Победоносцев возразил, что такая поспешность кажется ему неуместной, когда речь идет о прославлении человека. Императрица отрезала: «государь все может». Предложение стало приказом.
Император Николай II и Александра Федоровна в Дивееве. Чуть позади императора - архимандрит Серафим (Чичагов). 1903
Почему царская семья проявила такую непреклонную волю? На то были личные причины. Саровского подвижника уже давно почитали в семье Романовых. Благодаря молитвам Серафиму Саровскому, как считалось, получила исцеление 7-летняя дочь Александра II. Императрица Александра Федоровна верила, что именно его молитвами будет рожден наконец в семье мальчик - будущий наследник престола.»
Лекция о прославлении преподобного Серафима. МАНОВЦЕВ Андрей Анатольевич (Храм святых Царственных страстотерпцев в Ясеневе, 15 января 2021)
Click to view
Основные причины, по которым архиереи отказывались признавать святость преподобного:
- «Церковный быт был строго регламентирован, и выход за рамки положенного мог повлечь за собой большие неприятности. Возрождение старчества и возвращение афонской монашеской традиции воспринимались с известной долей подозрительности, а иногда и враждебности. Образ преподобного Серафима, рядового иеромонаха в штатном русском монастыре, также выбивался из привычного представления об укладе монашеской жизни. Афонская молитвенная традиция, исихазм, то есть непрестанная Иисусова молитва и молитва Богородице, которой следовал в том числе и Преподобный, вызывали споры и часто воспринимались как нездоровый мистицизм.»
- «Ложные слухи и подозрения вызывала опека над дивеевскими сестрами.» https://foma.ru/6-prichin-zatyazhnoy-kanonizatsii-serafima-sarovskogo.html
- Также обилие апокрифических сюжетов, сказаний вокруг жизни преподобного, возможные связи со старообрядцами, отсутствие нетленных мощей и большое обилие чудес.
Надо сказать, что при жизни преподобного многие священнослужители также недолюбливали и часто завидовали его популярности - Встреча вторая. Опыт духовной жизни. Преподобный Серафим Саровский. Сретенский монастырь, 31 января 2019
https://www.youtube.com/watch?v=5XkrVQ8CYVU Получается, если бы не воля Государя, убогого Серафима не прославили бы как минимум до конца XX - начала XXI вв., если бы вообще когда-нибудь прославили. Казалось бы, церковные иерархи должны были двумя руками «за» поддерживать любую инициативу монарха по канонизации (особенно в условиях, при которых за весь XIX век было каконизировано всего пять человек святых). Выходит, царь разбирался в Православии лучше верхушки Святейшего Синода (того же обер-прокурора и самых главных архиереев), которая только своей волей преподобного никогда бы не канонизировала. Царь был ближе к народу и лучше его понимал, чем сам донельзя забюрократизированный Святейший Синод.
17 июля (ст ст), в четверг, в 17:30 состоялось одно из кульминационных событий Саровских торжеств - на территорию Сарова ступил царь
Николай II.
Подробнее -
https://vk.com/@-182206853-sarovskie-torzhestva-1903-goda