Клуб исследователей русского консерватизма вчера в 15:34 Российская империя между реформами и революциями. 1906-1916. Коллективная монография / под ред. А. И. Миллера и К. А. Соловьева. М.: Квадрига, 2021. - 788 с., ил.
Рецензенты:
В.Е. Кельнер, д-р ист. наук, В.В. Шелохаев, д-р ист. наук
Аннотация: Период между революцией 1905 г. и революциями 1917 г. - сравнительно непродолжительный. Для его изучения доступны огромные массивы хорошо сохранившихся источников. Однако можно с уверенностью утверждать, что сегодня этот короткий временной отрезок XX в. вызывает самые острые споры, зачастую взаимоисключающие оценки не только среди «любителей истории», но и профессиональных историков. В этой, во многом ревизионистской, книге ряд ведущих российских и зарубежных специалистов по истории поздней имперской России обсуждают, какие тенденции в ее экономическом, социальном и политическом развитии были прерваны революционными событиями 1917 г. Книга будет интересна для широкого круга читателей, она может послужить основой для преподавания истории этого периода в вузах.
Скачать книгу можно по ссылке:
https://www.researchgate.net/publication/352831761_Rossia_mezdu_reformami_i_revoluciami_1906-1916_Moskva_Kvadriga_2021 Один из редакторов издания -
Алексей Ильич Миллер (р. 1959) - российский историк, доктор исторических наук (2000), ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, с 1993 года профессор Центрально-Европейского Университета (Будапешт). С 2014 г. профессор в Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Области исследования: исследование империй (Российская Империя, Габсубрская Империя), национализм, политика памяти, Украина, Польша, строительство нации, этничность, историческая политика 1959 год.
Хотел бы отметить, что книга выпущена при содействии Центра изучения культурной памяти и символической политики суперлиберального Европейского Университета в СПб.
Мне в этом сборнике интересна статья д.и.н., профессора кафедры новейшей истории СПбГУ А. А. Иванова «Русские правые в 1906-1916 гг.: взаимоотношения с властью и обществом, рецепты сохранения монархического строя» на стр. 142-175
[скорее уж большевики и др. радикальные социалисты - идейные наставники Гитлера. См. ниже]
Честно говоря, я так и не понял, почему многие историки (в том числе А.А. Иванов) называют официальных членов черносотенных организаций, среди которых никогда не было каких-либо идейных погромщиков, этнических антисемитов, националистов или расистов, в том числе и св. прав. Иоанна Кронштадтского (чуждого какого-либо политического радикализма), «крайне правыми»???
Вот это мне совершенно не понятно.
Доктор ист. наук Г.А. Ивакин: «М.Л. Размолодин пишет в этой связи, что «использование уваровской триады в качестве определителя принадлежности к консервативному сегменту позволяет преодолеть стереотипное мнение об идентичности черносотенной и националистической доктрин. Если черносотенцы ставили в центр своей идеологии защиту православия и вытекающего из него самодержавия и не превозносили нацию как высшую ценность (рассматривая ее производной от двух первых элементов), то русские националисты ставили во главу угла нацию за счет оттеснения других составляющих - православия и самодержавия» [Размолодин М.Л. Идеология правомонархических организаций в России в начале XX века. Автореф. дис. ... доктора ист. наук. Ярославль, 2012. С. 26.]»
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-elementy-pravokonservativnoy-ideologii-chernosotenstva-v-nachale-xx-v (при этом отношение правых монархистов к иудаизму мало чем отличалось от официальной позиции Российской Православной Церкви того времени, о чем почему-то никто ничего не говорит.
Еще такой момент: «К числу современных семитских народов относят
арабов,
евреев,
мальтийцев,
ливанцев,
ассирийцев, потомков древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии (
махри[en],
шахри,
сокотрийцев и др.),
амхара,
тигре,
тиграи и ряд других народностей
Эфиопии.» - Большая советская энциклопедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Семиты Стало быть, современный Израиль, где арабы всячески дискриминируются, можно также назвать «антисемитским государством»?
Современные евреи называют «антисемитами» всех, кто критически относится к иудаизму как к религии. Получается, русские / россияне по аналогии должны называть «русофобами» всех, кто критически относится к Православию?)
Если вы внимательно читали статью А. А. Иванова, то там было сказано, что официальные черносотенные структуры никогда не имели какого-либо отношения к организации еврейских погромов, которые всегда происходили стихийно. Как правило, в Молдавии, в Польше или в Белоруссии - см. интервью канд. ист. наук П. В. Мультатули «Царьграду»
https://yandex.ru/efir?stream_id=454f61084a94e793917d7f12e42426c0 Кроме того, практически все члены «Союза русского народа», имеющие отношение к Церкви (священники, архиереи), проводили антипогромную агитацию. Для толпы обывателей же больше свойственно примитивное языческое мiровосприятие. Так что обвинение в организации погромов - это фейковое обвинение коммунистов и либералов. И оно совершенно не по адресу. Андрей Александрович аргументированно говорит об этом в своей работе и в этом ценность его статьи. Кроме того, среди пострадавших от погромов практически не было евреев-революционеров, в основном это были торгово-ремесленные слои, не имеющие отношения к революционной антиправительственной деятельности. «Вот, мол, нам не нравятся евреи, давайте их побьем!» Разве это не дикость? Черносотенцы никогда не говорили, что якобы «все евреи плохие» и их нужно как-то прессовать. Так их могли понять только не очень умные граждане либо недоброжелатели, сознательно желая их таким образом опорочить, в том числе в глазах международного сообщества. Дискредитировали они при этом всю царскую власть: «Вот, мол, Николай II покровительствует «Союзу русского народа!»» Какой нехороший, такой-сякой.
Кто-нибудь видел объективную аналитическую программу на эту тему по «советско-либеральному» (в идеологическом смысле) федеральному ТВ?
(разве представления большинства россиян о «черной сотне» - это не историческая мифология? Люди начитались каких-то статей и наслушались всякой ерунды от либералов либо коммунистов)
Эти люди героически пытались пресечь попытки либеральной и социалистической сволочи (среди которой было полным-полно выходцев из черты оседлости) раскачать политическую обстановку в государстве. За что они должны оправдываться? Настучали какому-то обнаглевшему революционеру (как правило, вооруженного револьвером) по голове при подавлении антиправительственных выступлений 1905-1907 гг.? Правильно сделали. Особенно в условиях, в которых полиция и армия вели себя достаточно пассивно, так как начальство очень боялось вызвать гнев «прогрессивной» столичной либеральной общественности. «Не дай Бог, что-то напишут в газетах!».
Чего эти люди должны стыдиться? Только того, что им не удалось уберечь Россию от крушения исторической государственности.
Когда профессор А. А. Иванов пишет о «виновности черносотенцев в политических убийствах», он не говорит о том, что доказано всего два-три случая (досадных эксцесса) за 10-12 лет существования правомонархических организаций, см. интервью канд. ист. наук Д. И. Стогова
https://ruskline.ru/analitika/2018/04/12/pravda_o_chernoj_sotne Уму непостижимо, как можно было, борясь в начале XX века с антирусской христофобской революцией, не задеть при этом [словом или делом] кого-то из евреев-атеистов? По данным премьер-министра С.Ю. Витте, евреи составляли до 50% состава всех революционных партий, по данным доктора ист. наук О. В. Будницкого, где-то около 30-50%, если не больше (до 90% состава наиболее радикальных партий). Не секрет, что евреи играли организующую роль в революции осени 1917 г. (вывод в исследовании А. И. Солженицына «Двести лет вместе»). Причем сами евреи сегодня это никоим образом не отрицают
https://rusidea.org/250964887 Книги - скачать, советы, литература 9 апр 2018 Георгий Николаевич Михайловский (1890, Усть-Катав - 1946, Воркута) - секретарь правового отдела МИД СССР. В дооктябрьский период им были опубликованы две статьи: «Юридическая обязательность международных договоров» (Изв. МИД, 1913,т.5) и «Обзор английской призовой практики» (Изв. МИД, 1915, т. II и III).
Скачать:
https://vk.com/wall-56611080_43435 Научная статья о Г. Н. Михайловском и его текстах:
https://cyberleninka.ru/article/n/g-n-garin-mihaylovskiy-sudba-i-teksty Спрашивается, чем профессиональные революционеры (те же чекисты) отличаются от немецких нацистов? Митрополит Митрофан (Баданин) пишет в своей книге «Тайна великой войны» Мурманск, 2021, что Гитлер честно признавался в том, что учился у большевиков. Кроме того, самые активные революционеры во всех странах - как правило, клинические психопаты, склонные к патологической лживости и социально опасному поведению. Об этом также российские историки почему-то ничего не говорят.
(итак, «черной сотне» противостояли хорошо вооруженные психопаты, опаснейшие уголовники и террористы, получавшие финансирование из-за рубежа, для которых было нравственно и морально все, что идет на пользу революции. И эти граждане в глазах общественного мнения в РФ условно «хорошие»? А те, кто с ними боролся - «плохие»?)
Николай Иванович Бухарин (1888-1938), советский политический, государственный и партийный деятель, академик АН СССР:
«Характерным для методов фашистской борьбы является то, что они больше, чем какая бы то ни было партия, усвоили себе и применяют на практике опыт русской революции. Если их рассматривать с формальной точки зрения, то есть с точки зрения техники их политических приёмов, то это полное применение большевистской тактики и специально русского большевизма: в смысле быстрого собирания сил, энергичного действия очень крепко сколоченной военной организации, в смысле определённой системы бросания своих сил (…) и беспощадного уничтожения противника, когда это нужно и когда это вызывается обстоятельствами” (Двенадцатый съезд РКПб, 1923. Стенографический отчет. М. 1968. С. 273).
Не было бы революции в России в 1917-м году, партия НСДАП никогда бы не пришла к власти в Германии, а фашисты в Италии - по сути своего рода «ответ» / болезненная реакция населения этих стран на усиление интернационального коммунизма в Европе.
На мой взгляд, черносотенцев XX века можно сравнить с современным ФСБ, пытающегося на корню пресечь какой-либо цветной государственный переворот по европейскому сценарию.
Понятно, что это люди не идеальные, не безгрешные (имею в виду черносотенцы), которые тоже совершали какие-то ошибки. Но, тем не менее, это были одни из лучших людей России. Одни из лучших среди патриотов, православных монархистов.
Симпатии современных церковных людей в любом случае всегда будут на их стороне (а не на стороне Милюкова, Гучкова, Родзянко и пр., тем более не на стороне радикальных социалистов и террористов). Не надо иметь ученую степень кандидата наук, чтобы это понять.
Нормальным здравомыслящим людям никогда не придет в голову мазать черной краской черносотенцев (в массе своей достойных приличных людей), лить на их головы какие-то помои.
(к слову, коммунистов «фашистами» называл в письмах к Валентину Курбатову Герой социалистического труда СССР писатель Виктор Петрович Астафьев, об этом рассказывает В. П. Правдюк во второй серии фильма «Рассказы о Викторе Петровиче»)
Книги на тему истории «черной сотни»:
Ивакин Г.А. Черносотенство (от традиционализма к политической практике правомонархизма). - М.: Город XXI век, 2020.
Ивакин Г.А. - доктор исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Содержание:
http://city21century.ru/wp-content/uploads/2020/10/Ив.. Информация о книге:
https://city21century.ru/ивакин-г-а-черносотенство-от.. Святые черносотенцы. Священный Союз Русского Народа / Сост., вступ. и биогр. стт., комм. А. Д. Степанова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 1136 с.
Аннотация: «В книге собраны идеологические труды св. праведного Иоанна Кронштадтского и двенадцати новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Русской Православной Церковью. Все они были членами Союза Русского Народа или других черносотенных организаций, многие были зверски убиты врагами России.»
https://vk.com/doc238227663_536711142?hash=23b0323a06fa1d7c07&dl=c1a50d37b64f9ec7ce Им бы всем следовало поставить памятники.
Клыков В. М. Союз Русского Народа в борьбе за Россию. - М.: Русский вестник, 2005
Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006) - советский и российский скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Лауреат Государственной премии СССР. Председатель возрождённого Союза русского народа. Народный художник Российской Федерации.
https://mirlib.ru/knigi/history/423248-sojuz-russkogo-naroda-v-borbe-za-rossiju.html