Мы живём на оккупированной земле

Mar 17, 2021 19:28


Из выступления историка и публициста Виктора Правдюка на «Русских беседах» форума «Имеющие надежду».





Виктор Сергеевич Правдюк (род. 1941) - российский режиссёр документальных фильмов и телепрограмм, журналист, историк, публицист. С 1997 по 2012 год являлся главным редактором телевидения и радиовещания студии «Культура» ГТРК «Санкт-Петербург». Известность получил после создания 96-серийного фильма о Второй мировой войне «Вторая мировая - день за днём», затем последовал фильм о Первой мировой войне «Великая и забытая».

Порочное чудовище, жаждущее власти

Я хотел бы начать со слов одного нашего великого соотечественника, который в одинаковой степени знал всё то, что происходило в России в первые 20-25 лет с момента захвата её большевиками, и так же хорошо знал и Новый Свет, потому что, к несчастью для себя и для нас, свою жизнь после 1918 года он провёл в Соединённых Штатах Америки, став одним из самых великих её авиаконструкторов. Я, конечно, имею в виду Игоря Ивановича Сикорского, который был не только конструктором, но и настоящим православным русским человеком, писал и публиковал философские и богословские трактаты. Мне кажется, что заглядывать в его размышления о судьбе нашего Отечества и народа очень и очень полезно.



«Тёмные силы, которые подстрекали несведущую толпу требовать смерти Христа, в наши дни столь же злы, активны и агрессивны, как и две тысячи лет назад, - пишет Сикорский в трактате «Отче наш». - Под ненадёжным и бессильным внешним блеском цивилизации живёт всё то же порочное чудовище, жаждущее власти и готовое захлестнуть мир потоками слёз и невинной крови, чтобы господствовать над богатством и людьми». Эта цитата акцентирует наш взгляд на том главном, что происходит сегодня и происходило с того самого дня, когда безжалостная и яростная толпа распинала Христа, улюлюкала и оскорбляла Его, - на борьбе добра и зла, Бога и дьявола.

Ощущение оккупированной страны видно везде. На вопрос, кем она оккупирована, ответил наш современник, философ Александр Сергеевич Панарин: людьми, вышедшими из коммунистов

Сегодня, размышляя над всеми поражениями нашего народа и его духовными победами и историческими успехами, всякий нормальный русский человек не может не понимать, что он живёт в оккупированной стране. Приведу пример. Этот год объявлен Годом святого благоверного князя Александра Невского, о чём президент подписал указ. Телеканалы соперничают, кто раньше покажет старый фильм Сергея Эйзенштейна. И вот недавно в одном из показов из этого фильма была полностью вырезана кантата Сергея Прокофьева «Вставайте, люди русские!» на слова Владимира Луговского! То, что в 1941-1942 годах взывало к патриотизму русского народа, который мы помним с Отечественной войны 1812 года. А сейчас - не знаю, кто вырезал эту кантату - это стало кому-то или страшно, или стыдно. Это совершенно невероятная вещь в стране, где государствообразующим народом пока ещё называют русский. И мы ещё не все стали так называемыми «россиянами». И это ощущение оккупированной страны видно везде. На вопрос, кем она оккупирована, ответил наш современник, философ Александр Сергеевич Панарин: людьми, вышедшими из коммунистов. Давайте посмотрим наши газеты, журналы, телевизионные каналы, где там русская история? Где там, собственно говоря, подвиги русского народа? Где русский язык и русская литература? Ничего этого там в помине нет! Всё уже или фальсифицировано, или так же убрано, как кантата «Вставайте люди русские!».

В Европе существуют только две действительные силы - революция и Россия

Я ещё хотел вспомнить сегодня тютчевский стих:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд

Всё безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне,

Души отчаянной протест?

Фёдор Иванович был не только прекрасным поэтом, но и удивительным публицистом, философом, автором очень многих трактатов в защиту России - особенно после Крымской войны. Я процитирую его слова 1848 года, когда незабвенный государь наш Николай I спас Европу от первых восходящих ростков марксизма. Только что наша русская армия после свержения в Париже короля Луи-Филиппа и попытки переворота в Венгрии побывала и в Будапеште, и в Вене, и сняла первый марксистский революционный натиск на цивилизованную Европу. Европа потом отблагодарила нас тем, что организовала нам восточную войну в Крыму, и на Камчатке, и на Севере. Это привело Тютчева к следующим мыслям: «Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».

Чтобы нам гордиться нашим отечеством, надо прежде всего воспитывать в сегодняшнем человеке русскость, которая стремительно убывает

Тютчев прозорливо отметил некую сосредоточенность европейского мира против России. А почему? Думаю, он видел, что Россия была сдерживающей силой в борьбе добра и зла очень много лет, что Россия Великая образовалась из той Руси, которую называли Святой, и без Святой Руси никакой бы Великой России никогда не было. Представьте, что вы живёте где-нибудь в Новой Зеландии и смотрите на карту нашей планеты. Что прежде всего бросается в глаза? Конечно, наше отечество, которое занимает огромное место. Вообще большое пространство - это свойство души русского человека, но новозеландец-то об этом не знает. У него возникает страх: что это там - в неведомой огромной России? Страх, поддерживаемый той пропагандой, которую всегда вели злые силы: что мы в лаптях ходим, в медвежьих шкурах и прочая несуразица и нелепица в отношении нашего отечества, о котором надо ещё уметь рассказать людям. Но чтобы нам гордиться нашим отечеством, надо прежде всего воспитывать в сегодняшнем человеке русскость, которая стремительно убывает и, можно сказать, сегодня уже приближается к нулю.

Историки выкалывают мне глаза

Чтобы гордиться своим отечеством не впустую, надо знать, кто мы и откуда и как пришли к нашему сегодняшнему состоянию, когда нас численно меньше, чем даже в 1913 году. Мы единственный народ, который в течение XX века не увеличил население. Даже Германия, которая потерпела в XX веке две катастрофы, имеет демографический рост, а мы нет. Значит, XX век мы можем квалифицировать как век истребления русского народа, количественного и качественного. По соотношению людей с высшим образованием русские занимают одно из последних мест среди всех национальностей Российской Федерации. Если вы просите статистику рождаемости, то получаете самые общие цифры по стране, в которых нет цифр по национальностям. А мне как русскому человеку хотелось бы знать: если в последние годы в России рождаемость превзошла порог смертности,  сколько рождается русских? Это очень важно для меня. Но как только я начинаю этим интересоваться, мне приклеивают ярлыки националиста, антисемита и т.д.

Меня интересуют потери во Второй мировой войне, которые до сих пор ещё совершенно не подсчитаны. Последние споры идут на миллионы, и 27 миллионов - это совсем не та цифра, которой закончатся эти подсчеты. Казахи уже подсчитали, сколько их погибло, армяне знают с точностью до одного человека. А сколько погибло русских из примерно 39 миллионов потерь во Второй мировой войне, которые понёс Советский Союз? Сегодняшние наши историки, мне кажется, делают всё, чтобы как-то закрыть все подробности, связанные с русским народом. Тут я процитирую Луция Аннея Сенеку: «Историки не идут впереди со светочем, направляя мой взгляд к истине, - они мне выкалывают глаза».



«Все, что осталось от родного крова».Семен Альперин / РИА Новости

Надо признаться, что сегодняшнее положение русского народа мы в большинстве своём не только не знаем, но и не хотим знать. Это говорит о том, что мы переживаем, возможно, самые смутные времена из всех тех, которые уже были и в XVII веке, и в XVIII, и т.д. Это требует совместных размышлений, которые уже нельзя откладывать. Любое смутное время - это результат неких духовных падений. Я хотел бы остановиться на двух российских болезнях.

Первая болезнь - раздвоенность

Одна из них, вероятно, возникла тогда, когда Пётр I рубил окно в Европу. Тогда появилось как бы два взгляда среди русских людей. Один взгляд на Запад - с восхищением, с желанием перенести оттуда к нам, в Россию, западную систематичность, западный либерализм и всё хорошее. Но Запад и либерализм были очень и очень далеки от большинства русского народа, для которого при Петре и православная вера, и византийские ценности, и Святая Русь были первичны. Эта раздвоенность постепенно увеличивалась и в XX веке достигла критической массы, так что в 1917 году мы получили взрыв. Либеральная часть к этому времени постепенно как бы переплавилась, переросла в чистую милюко́вщину - одно из самых антирусских явлений. Говорят, что Россию можно победить только изнутри. Милюковщина оказалась одним из самых жутких орудий, которое против нас было предусмотрено и использовано. Я имею в виду все те благодушные союзы с внешними и внутренними   врагами России, которые сделали возможной катастрофу нашего Отечества. Неслучайно Иван Солоневич когда-то шутил, что рядом с мавзолеем Ленина надо было бы поставить памятник неизвестному профессору. Мне кажется, что этот профессор известен: это Павел Николаевич Милюков, который и русским профессором-то не был, профессором его сделали в Болгарии.

Сегодня мы живём в зависимости не от Второй мировой войны, а от того, что с нами произошло в Первую мировую войну

Эта болезнь постепенно привела к тому, что Россия не выиграла Первую мировую войну, которая долго у нас была самой неизвестной, и до сих пор мы в ней совершенно не сумели разобраться: отдать дань подвигам этой войны, увидеть её смысл и движущие силы, а не просто называть её грязной, бессмысленной, империалистической. Потому что это была последняя война в Европе, после которой, как считал государь наш Николай Александрович, мы решим свою последнюю проблему в Европе и обратим свой взгляд на Урал, Сибирь и Дальний Восток, где будущее России. И сегодня мы живём в зависимости не от Второй мировой войны, а от того, что с нами произошло в Первую мировую войну, потому что, находясь на пороге величайшей победы, мы обрели совершенно невероятную катастрофу.

Почему катастрофу? Я сравню два дня - 1 января 1917 и 1 января 1918 годов. 1 января 1917 года государь и его семья, помолившись, попросили Господа о даровании победы, к которой русская императорская армия была вполне готова, - в апреле планировалось мощное наступление. Германский генеральный штаб считал, что их армия вот-вот потерпит поражение именно на Восточном фронте, а Россия одержит победу. Она фактически её и одержала, только для союзников, а не для себя. Французы и Черчилль неоднократно говорили, что победу у России съели черви. И вот вместо этой победы оказалось, что 1 января 1918 года кто управляет Россией? Перечисляю шесть фамилий: Ленин, Троцкий, Свердлов, Каменев, Зиновьев и Дзержинский. Есть среди них хоть один русский? Вопрос риторический. Что же должно было случиться, чтобы это произошло? Только величайшая катастрофа на планете - мир зла одолел наше отечество в 1917 году. И при этом истинные цели большевизма сейчас не очень любят вспоминать, но достаточно заглянуть в оскорбляющее всё русское знаменитое письмо Николая Ивановича Бухарина, переданное Ильёй Британом, которое заканчивается «Россия далась нам даром, еще с приплатой, а уйдем из нее, если уйдем, с такими богатствами, на которые можно купить полмира и устроить социальную революцию на всех планетах и звездах Солнечной системы… А русская свинья-матушка, которая терпеливо пролежала три столетия на правом боку, с таким же успехом пролежит еще дольше - до прихода Мировой Социальной Революции и на левом боку: на то она и свинья… на Россию мне наплевать, слышите вы это - наплевать». Не победа в войне, а борьба с каким-то неведомым русским шовинизмом. В дальнейшем он повторял: «Дело не в России, на неё, господа хорошие, мне наплевать, - это только этап, через который мы проходим к мировой революции».



Картина Исаака Бродского «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года».Фото: Wikimedia

Большевики предприняли всё, чтобы растлить наш народ и истребить его. Что такое «грабь награбленное»? Это растление народа. Когда я дружил с семьёй Твардовских (они все были очень талантливые люди, настоящие русские крестьяне), один из них, Иван, говорил мне: «В двадцать девятом - тридцатом, когда нас репрессировали, мы не смели бороться против этого мракобесия потому, что ощущали свою вину за участие в “грабь награбленное”».

Далее надо добавить истребление элит, внедрение доносительства - фазы растления русского народа очевидны. Ведь народ - это не нечто гранитное, стоящее на пьедестале. Народ меняется и иногда превращается в толпу, а толпа превращается в банду. Обратно же маятник возвращается очень медленно, и мы сейчас с трудом можем себе представить, в какой плачевной исторической фазе находится наш народ.

Русские слишком мало знают о России

Едва сегодня у русских появляются лидеры - поэт, певец, священник или философ, - они странным образом преждевременно заканчивают свою жизнь. Выдающейся философ Александр Сергеевич Панарин, который умер, едва переступив шестидесятилетний порог, писал, что драматичность настоящего периода в России в том, что политические решения монополизированы властной элитой, вышедшей из коммунизма и давно отлучённой от традиции русской культурной классики, гуманитарного жизнетворчества, преобразующего культурные ценности в политическую волю. Западническое эпигонство новой элиты и её недоверие к собственной культурной традиции основаны на гуманитарной неграмотности и культурном беспамятстве.

Краеведение, разгромленное в 1929 году, возрождается, и сейчас в нём делается очень много, но в национальном масштабе всё это почему-то остаётся совершенно неизвестным

О второй болезни я много лет назад впервые прочитал в статье Александра Сергеевича Пушкина «О народном воспитании», которую он написал по просьбе государя Николая I. Там есть фраза: «Русские слишком мало знают о России». Это констатация на уровне первой трети XIX века: чтобы любить отечество, надо его знать. В период пандемии, прошлым летом и осенью, я получил несколько подтверждений этому тезису - несколько писем, которые звучат оптимистически. Когда людям запретили летать в Турцию, Египет, Европу - заграничные эти палестины, то они стали путешествовать по своему отечеству. И вот мне пишут люди из Владимирской области: у нас же кладезь истории. Пишут из Челябинской области: как красива наша земля. Мы переполнены историческим богатством, красивейшими местами, но только на это надо обращать внимание. Краеведение, разгромленное в 1929 году, возрождается, и сейчас в нём делается очень много, но в национальном масштабе всё это почему-то остаётся совершенно неизвестным. Я сужу по своему родному Севастополю: там за последние 20 лет сделана бездна открытий - о древнем Херсонесе, об истории ханства, о греках, об итальянцах…

Вперёд, на лёгком тормозе

Я считаю, что нам надо постепенно становиться консерваторами и не бояться этого слова. Читаешь, например, самого ярого нашего консерватора и реакционера Константина Петровича Победоносцева и вдруг обнаруживаешь, что он был автор «Системы образования в России», которая в 1922 году предполагала получение среднего образования для всего населения России. Он писал в своей «Теории прогресса»: «Прогресс жизни народа - это соблюдение и прочность традиций, с одной стороны, а с другой - проведение разумных и своевременных реформ». Собственно говоря, из этой формулы вышел афоризм «Вперёд, на лёгком тормозе» Петра Аркадьевича Столыпина, про которого Ленин не случайно говорил, что если бы Столыпин проработал ещё лет пять, то в России никогда не было бы никакой революции, а ему, Ленину нашлось бы место только в Южной Америке.

Возрождение нашего народа - это прежде всего пробуждение той самой русскости и православной религиозности. На этой основе можно чего-то добиться в ближайшем, а может, уже, и в не очень ближайшем будущем. И здесь я обращаюсь к словам главнокомандующего русской армией, генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля, который, собственно говоря, указал нам коротко и ясно, без всяких длинных речей, главную составляющую возрождения русского народа, его бытия, веры и самой жизни: «Все, кто душою русский, должны быть и будут с нами». Вот, по-моему, лучшего и не скажешь.

http://yarcenter.ru/articles/ethnicworld/whoweare/my-zhivyem-na-okkupirovannoy-zemle/

Для справки:

Александр Сергеевич Панарин (26 декабря 1940, Горловка, Донецкая область, Украинская ССР, СССР - 25 сентября 2003, Москва, Россия) - советский и российский философ, политолог, публицист и общественный деятель. Известен новаторским подходом к осмыслению социально-религиозной проблематики. Один из ведущих в России специалистов по вопросам глобализации; критик глобализма и общества потребления.

Доктор философских наук, профессор кафедры теоретической политологии (в настоящее время - кафедра философии политики и права) Философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова [директор Центра социально-философских исследований Института философии РАН - Е. Ч.].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Панарин,_Александр_Сергеевич

"Мы живём в оккупированной стране". Вступительное слово Виктора Правдюка на Александровских образовательных чтениях. Симонов Успенский монастырь, Сергиевский клуб, 05.03.21.

image Click to view



Читайте также:

Специалист по древнерусской литературе Наталья Понырко: «Все наши проблемы начались с церковного раскола»

18 Января 2021   ●   Газета "Культура"

http://yarcenter.ru/articles/ethnicworld/whoweare/spetsialist-po-drevnerusskoy-literature-natalya-ponyrko-vse-nashi-problemy-nachalis-s-tserkovnogo-ra/

культурная эволюция, Воспитание русскости, Виктор Сергеевич Правдюк

Previous post Next post
Up