Николай Иванович Большаков (Артамонов-Большаков) (1872 - 15 января 1910) - российский журналист, писатель, издатель-редактор, черносотенец, один из учредителей Союза русского народа; после смерти, в 1912 году, Святейшим Cинодом объявлен сектантом-иоаннитом.
Судя по статье в Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большаков,_Николай_Иванович можно подумать, что духовное чадо всероссийского пастыря Н. И. Большаков представлял из себя какого-то сектанта-антисемита, связанного с хлыстами.
(«хлыст» - самое распространенное обвинение в адрес православных со стороны светской общественности в начале XX века)
«4 ноября 1909 года 27 наиболее видных руководителей иоаннитов, в том числе Большаков, М. Уткин, Пустошкин, обратились к Санкт-Петербургскому митрополиту Антонию Вадковскому с прошением, в котором они отрицали свою принадлежность к какой-либо секте и назвали подозрения их в хлыстовстве несправедливыми и жестокими.»
http://www.pravenc.ru/text/578020.html Хорошо бы было разобраться в этом вопросе поподробнее, ведь Николай Иванович явно не считал отца Иоанна за «воплощенного Христа», стало быть и все обвинения в его адрес надуманны и необоснованны.
Иоанниты были официально признаны Синодом сектой после смерти Большакова. Иоанновское братство, куда входил Большаков, было создано 8 сентября 1909 года и формально не было связано с иоаннитами (но впоследствии их защищало), за что и было закрыто петербургскими властями.
https://biography.wikireading.ru/264580 Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ):
«Первым редактором-издателем и учредителем "Грозы" был Николай Иванович Большаков (Артамонов-Большаков), который был широко известен как редактор-издатель журналов "Кронштадтский Маяк", "Свет России" и как автор книг о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Первые два номера газеты, а также N 10 были посвящены деятельности иоаннитов (Иоанновского братства), которое "Гроза" полностью поддерживала. В период с 8 ноября 1909 года (N 33 "Грозы") по 4 июля 1910 года (N 34 "Грозы") выпуск газеты был приостановлен без указания причины Санкт-Петербургским градоначальником. 2 [15] января 1910 года Большаков скоропостижно скончался, и новым издателем газеты стал известный деятель правомонархического движения Николай Николаевич Жеденов»
Д. И. Стогов. Гроза врагов русского народа
https://ruskline.ru/analitika/2005/12/24/groza_vragov_russkogo_naroda Игумен Виталий (Уткин), секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии, секретарь Ученого совета Иваново-Вознесенской духовной семинарии, руководитель Миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии:
«После начала церковного возрождения 80-90-х годов XX века тема «иоаннитов» вообще не стояла в повестке дня. Ярким примером этого служит неоднократное переиздание по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна книги Н.И. Большакова о святом праведном Иоанне Кронштадтском «Источник живой воды» [8, ср. с 7], которая содержит исключительно позитивные оценки последователей о. Иоанна, осужденных Св. Синодом в 1912 году, в том числе Порфирии Ивановны Киселевой и «подвижника старца» Назария [8, с. 799]. То есть это осуждение осталось как бы вне современного церковного дискурса.»
«Иоаннитство» как интерпретационный миф: политика, СМИ и Церковь (07.12.2020)
«Массовое народное мистическое движение «иоаннитов» - последователи святого праведного Иоанна Кронштадтского - подобно «имябожию» или «хлыстовству» являлось в значительной степени интерпретационным мифом, который был создан миссионерским сообществом, церковными и светскими средствами массовой информации. Этот миф активно использовался в политических целях.»
https://politconservatism.ru/articles/ioannitstvo-kak-interpretatsionnyj-mif-politika-smi-i-tserkov Какая еще есть занимательная информация касательно Н. И. Большакова?
Можно почитать письма к Николаю Ивановичу игумена Арсения 1909 г. на сайте
https://lektsia.com/6x8.html, полные почтения и уважения.
Кто такой игумен Арсений?
Игумен Арсений (в миру Степан Федотович Алексеев; предположительно 1845, Бугурусланский уезд, Самарская губерния, Российская империя - 20 августа 1913, Андреевский скит, Афон) - игумен Православной Российской Церкви, насельник Александро-Невской лавры (1890), Синодальный миссионер (1890-1898), один из основателей Союза русского народа.
«Отец Арсений, приехав на Афон 2 апреля 1913 года, начал обличать имяславие, но по прошествии некоторого времени проникся к имяславцам симпатией, и стал сам проповедовать их идеи, организовав «Союз исповедников Имени Господня во имя Святого Архистратига Михаила». Приехавший на Афон для борьбы с имяславием архиепископ
Никон (Рождественский) нашёл игумена Арсения уже в крайне тяжёлом состоянии, разбитым
параличом в
Андреевском скиту. 20 августа 1913 года игумен Арсений скончался и был похоронен в лесу без отпевания как
еретик.» (Википедия)
Вот такие у нас «сектанты» и «еретики».
Для справки:
«В числе тех, кто сочувствовал имяславию, не разделяя его положения, называют
святителя митрополита Московского
Макария (Невского)[32][50],
священномученика (канонизирован РПЦЗ) епископа Волоколамского
Феодора Поздеевского[32],
страстотерпцев (в РПЦЗ -
мучеников) императора Всероссийского
Николая Второго[32][51] и императрицу
Александру Фёдоровну[50],
мученицу великую княгиню
Елизавету Фёдоровну[17][50],
новомученика Михаила Новосёлова[50][52][53],
преподобного Варсонофия Оптинского[32][54], преподобного
Кукшу Одесского[50],
праведного Иоанна Кронштадтского.
[12][24]»
Святейший Синод выступал тогда против канонизации прп. Серафима Саровского, на чем настаивал император Николай II, в марте 1917-го готовивший канонизацию императора Павла I
http://www.nashaepoha.ru/?page=dates&lang=1&id=124&print=1. Получается, царь разбирался в Православии лучше, чем многие церковные иерархи.
Помощник обер-прокурора Святейшего Синода Князь Н. Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако сознанием русскаго народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивныя знамения, благоволения Божия к праведнику, творимыя Промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благовернаго императора Павла I».
http://mosvedi.ru/news/society/russia/23723.html «Он [архиеп.
Феофан Быстров] однажды высказывался по поводу этого спора об „имебожии“ так (привожу, ручаясь за подлинность). Его спрашивали специально об этой книге „
На горах Кавказа“: можно ли её читать? Он ответил: „Книга интересна и назидательна!“ А потом, когда уже запретили эту книгу, тоже спросили: как смотреть на неё? Тут-то он и сказал: „Они не богословы: не сумели формулировать. Бог - везде; и, конечно, Он находится и в Своем имени“. Тут он и осудил всех стоящих против этой книги. В другой раз, читая Дневник о.
Иоанна [Кронштадтского], он дошёл до его слов, что „имя Бог есть Бог“. Он позвал архимандрита Р. (академиста) и в восхищении сказал: „Вот что сказал Батюшка о. Иоанн“. И в этот раз он и добавил: „Его творения мало того, чтобы только читать; их нужно изучать, как и творения
Св. Отцов“».
Цит. по:
Вениамин (Федченков), митрополит.
Имяславие. - Начала № 1-4, 1998. Стр. 10
https://ru.wikipedia.org/wiki/Имяславие (здесь интересно прочитать мнение великой княгини Елизаветы Федоровны в «примечаниях»)
Даже Владыка Иларион (Алфеев), говоря о необходимости созыва Синодальной богословской комиссии для оценки книги «На горах Кавказа» для утверждения официальной церковной позиции Архиерейским или Поместным Собором, замечает:
«Таким образом - пусть и с большим запозданием будет восстановлена справедливость в деле имяславцев и сформулировано церковное учение о почитании имени Божия. “Священная тайна Церкви” будет, наконец, осмыслена - настолько, насколько вообще возможно осмысление тайны, выходящей далеко за пределы человеческого сознания.»
Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 2. СПб : Алетейя, 2002. - 22 см. (в пер.). с.196-215.
(в качестве дополнения к предыдущей публикации)
+ + +
ПРИЛОЖЕНИЕ
Несколько слов об отношении патриотов-монархистов к евреям, во избежание каких-либо недоразумений. Специально здесь об этом написал, так как в интернете кое-где даже отца Иоанна Кронштадтского упрекают в неприязни к евреям по нац. признаку, что совсем не соответствует действительности.
Для начала разберемся с понятием «антисемитизм».
Кто такие семиты?
В Википедии читаем: «К числу современных семитских народов относят
арабов,
евреев,
мальтийцев,
ассирийцев потомков древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии (
махри[en],
шахри, жителей
о. Сокотра и др.),
амхара,
тигре,
тиграи и ряд других народностей
Эфиопии[1].» Семиты - статья из
Большой советской энциклопедии.
https://wikipedia.tel/Семиты Как видим, семиты - это далеко не только одни евреи.
Если понимать под «антисемитизмом» национальную неприязнь [в том числе] к арабам-палестинцам, то современный Израиль можно с полной уверенностью назвать антисемитским государством и это будет правильно именно с научной точки зрения (так как там арабам запрещено занимать высшие государственные должности), тем более что сионизм был признан ООН 10 ноября 1975 г. формой расовой дискриминации
https://ru.wikipedia.org/wiki/Резолюция_Генеральной_Ассамблеи_ООН_3379 (это один из аргументов историка С. В. Наумова, знакомого А. Р. Штильмарка).
Израильский раввин, доктор юриспруденции, специалист по международному праву и международной политике Михаил Финкель (из письма гл. редактору газеты «Завтра» А. А. Проханову):
«Вы знаете, Александр Андреевич, ведь я был таким же закомплексованным диаспорным евреем, осуждавшим Ваши взгляды, пока не попал в Израиль и не превратился из безродного космополита в человека с собственной страной, а значит - в патриота и государственника. Как же часто я тогда вспоминал Ваши слова и Ваши идеи! Да, народу нужно защищать свою Родину от пришлых инородцев, особенно, если они крайне активны, талантливы и пассионарны. Я увидел, как Израиль делает всё то, что делали Россия и СССР. Евреи всегда жаловались на квоты и дискриминацию, но в Израиле мы так же не берем арабов в Генштаб, разведку и на руководящие посты армии. Я понял и осознал, что если всё всем отдать, то получится ситуация, как в мудрой русской сказке, о том, как зайчик пустил лисицу пожить. Этого делать нельзя.
Я понял и осознал, что Вы никакой не антисемит, а человек, бесконечно любящий свою Родину, свою веру и свой многострадальный народ. А то, что Вы ненавидите нечистых на руку еврейских богачей и журналистов, которые не ратуют за интересы России, так это не потому, что они евреи, а так как они объективно вредны для России, кем бы они не были.»
газета Завтра: Письмо раввина
Иногда может сложиться впечатление, что в еврейской среде господствуют антироссийские, антипатриотические настроения. Однако это далеко не так.
zavtra.ru
На мой взгляд, совершенно золотые слова.
Полностью текст (мои соображения на эту тему) не поместился в эту публикацию, я скопировал его в отдельный файл:
https://yadi.sk/i/pHX1jkVy3o2AyA