Джон Холт
https://web.archive.org/web/20160304102033/http://tumtumtum.ru/wp-content/uploads/2014/02/John-Holt-How-Children-Learn-Russian.pdf Чтобы верить детям, мы должны верить самим себе, а большинству из нас еще в детском возрасте внушили, что верить самому себе нельзя.
... Старомодные родители начинают показывать ребенку, кто здесь главный, хотя ребенок и так чувствует себя совершенно зависимым и его стремление к большей независимости надо всемерно поощрять... Для двухлетки слово «нет» - это Декларация независимости и Великая хартия вольностей одновременно.
... Самая большая разница между детьми и взрослыми состоит в том, что большинство детей, которым я предлагал поиграть на виолончели, принимали приглашение, а большинство взрослых - особенно если они никогда не играли ни на каких инструментах - отказывались.
РЕЧЬ
Звуки, которые производят большие люди, влияют на их действия. Разговор вызывает действие... Ребёнок хочет быть частью группы разговаривающих людей, хочет вызывать действия при помощи своего голоса... Ребёнок учится говорить путем говорения.
... Когда ребенок выражением лица, настойчивым тоном или повторением одного и того же слова показывает нам, что он очень хочет что-то сказать, мы должны прилагать такие же усилия, чтобы понять его... Я давно считаю, что страстный гнев так много плачущих двух-трехлеток происходит не от того, что они не могут сделать то, что хотят, но от того, что они чувствуют (может быть, ошибочно, может быть, нет), что их не поняли, или, что еще хуже, что их и не попытались понять.
... Большинство из нас в такой мере тактичны по отношению к другим, чтобы не указывать на их ошибки, но немногие из нас готовы распространить эту форму вежливости на детей. И все же нам придется это сделать, потому что дети восприимчивы и чувствительны, их легко оскорбить, унизить и разочаровать.
... Я часто устраивал «свободные уроки». Дети могли читать, рисовать, играть (очень популярны стали шахматы), разгадывать загадки или (что им больше всего нравилось) разговаривать. Со временем я понял, что эти свободные уроки были чуть ли не самой важной частью дня... По мере того как дети набирались опыта, разговоры становились серьезнее, полезнее для всех участвующих.
... Большинство детей учится ходить, говорить, читать и т.д., сначала делая ошибки, затем их исправляя. Математики называют это «методом последовательного приближения», то есть они делают, затем сравнивают результат с желаемой целью (делать как взрослые), подмечают различия (свои ошибки) и стремятся уменьшить различия (исправляют ошибки). Все дети хорошо это умеют; и даже в тех домах, где их постоянно поправляют взрослые, они сами исправляют гораздо большее количество ошибок, чем то, на которое им указывают.
ЧТЕНИЕ
Первые детские предположения крайне слабые и неуверенные. Каждый раз, когда предположение подтверждается на опыте, оно становится чуть сильнее. Можно сказать, что пять процентов превращаются в десять процентов, десять - в двадцать и так далее, пока дети не смогут сказать, что в чем-то уверены, что это так… Спрашивать детей о том, что они только что узнали - это то же самое, что сидеть на стуле, который только что был склеен. Структура разваливается. Под давлением дети перестают проверять и укреплять свои предположения.
... Чем больше ребенок доверяет своим предположениям при поиске и исправлении ошибок, тем более он будет уверен в своих возможностях. Он почувствует, что может разобраться сам, какие ответы имеют смысл, а какие - нет. Но если, как это обычно бывает, мы указываем ему на ошибки или, что еще хуже, поправляем его, то его навык самопроверки и самоисправления не разовьется, он пропадет. Ребенок перестанет ощущать в себе эту способность.
... Стремясь облегчить детям чтение и предлагая им легкие тексты, мы сделали чтение скучным и неестественным, а поэтому более трудным. Вряд ли мы повредим детям, если предложим им усложненную информацию. Пока мы не заставляем их учить все подряд, они смогут использовать то, что им под силу, а остальное оставить на потом. Но, предлагая им слишком мало информации, мы их вгоняем в скуку и сбиваем с толку.
... Когда дети учатся по-своему, по своим собственным интересам, они учатся гораздо быстрее и эффективнее, чем если бы мы их учили, так что мы можем позволить себе отбросить все программы и расписания и, во всяком случае, предоставить им большую свободу, чтобы они учились сами.
МОЗГ ЗА РАБОТОЙ
Дети живут в атмосфере неопределенности и удивления и прекрасно себя в ней чувствуют, если только взрослые не мучают их идиотскими вопросами с целью выяснить их знания... Дети, даже очень маленькие, хотят не только познавать мир взрослых, но быть его частью. Им хочется быть умелыми и старательными, хочется уметь действовать и что-то делать, как взрослые. Они хотят разговаривать, как мы, то есть сообщать мысли и чувства... Они нацелены делать реальные вещи, и не когда-нибудь, а сейчас, и из этого желания рождается их любопытство, энергия, решительность и терпение в обучении.
... Если мы постоянно стремимся принуждать ребенка делать то, чего он боится, он вырастает робким и приучается использовать свои умственные способности и энергию не для исследования неизвестного, а для того, чтобы найти способы уклониться от нашего давления. И наоборот, если мы постараемся не принуждать ребенка идти дальше, чем позволяет в этот момент его смелость, ребенок вырастет более храбрым.
... Для детей естественно перескакивать с одного на другое и устанавливать связи, невозможные при академическом подходе. Они протаптывают собственные тропинки в неизвестное. Индивидуальные и неповторимые. Дети руководствуются любопытством, и если им любопытно, они двигаются вперед быстрее и охватывают гораздо больше, чем мы планировали бы для них.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ - ТАЙНА
Надо полагать, таковой он останется в значительной мере и впредь. Мы не достигнем успехов в воспитании детей, если не избавимся от иллюзий, будто можем знать, соразмерять и контролировать их интеллектуальную деятельность. Мы не можем знать даже того, что происходит в нашем собственном мозгу.
... Моя цель - побудить воспитателей и психологов вглядеться в детей - терпеливо, с уважением, в разных ситуациях - и не спешить с разработкой теорий и формированием суждений до тех пор, пока у них в голове не сложится достаточно точная модель реального ребенка; сегодня такая [научно обоснованная -- Ю.Е.] модель отсутствует.
... Птицы летают, рыбы плавают, человек думает и учится. Следовательно, не нужно создавать искусственных стимулов (ни кнутов, ни пряников) для обучения детей. И постоянных проверок, чему там они выучились, не нужно. Мы должны помогать детям и руководить ими в той мере, в какой это им необходимо, выслушивать их с уважением, когда им хочется поговорить, и не мешать им. Нужно доверить им сделать остальное.