Пер Гюнт и креативные тролли

Oct 14, 2015 01:41



У Генрика Ибсена в "Пере Гюнте" есть фрагмент, где Пер, всю жизнь считавший себя оригинальным и ценивший своё "остаться самим собой " больше всего на свете, обнаруживает, что на самом деле он вторичен. Что жизнь он прожил по "троллиному закону".

Жизнь Пера подходит к концу. В рай он попасть не может - слишком грешен. А посланец, посланный за его душой, заявляет что Пер ему неинтересен и в аду ему делать нечего. И поэтому Пер отправится не в ад, а в "переплавку":

ПУГОВИЧНИК. Скажите! Вот удача! Ты - тот самый
Пер Гюнт, за кем я послан.
ПЕР ГЮНТ. Послан ты?
Зачем?
ПУГОВИЧНИК. Я пуговичник; видишь ложку?
Пора тебе в нее.
ПЕР ГЮНТ. С какой же стати?
ПУГОВИЧНИК. Расплавить надобно и перелить
Тебя, мой друг!
ПЕР ГЮНТ. Расплавить?..
ПУГОВИЧНИК. Да, вот ложка -
Очищена; лишь за тобою дело.
Могила вырыта, и гроб заказан.
Червям богатый пир готовит тело,
А мне хозяин поручил взять душу...

ПУГОВИЧНИК. ...Вот в том-то все и дело, что не грешник
Ты в строгом смысле слова; потому
От вечных мук избавлен и лишь в ложку
С себе подобными ты попадешь...

ПУГОВИЧНИК. ...Значит,
Ты - нечто среднее: ни то, ни се.
Сказать по правде, грешник настоящий
В наш век довольно редкое явленье:
Тут мало просто пачкаться в грязи;
Чтобы грешить серьезно, нужно силу
Душевную иметь, характер, волю.

ПЕР ГЮНТ. Признаться - прав ты; тут необходимо
Лезть напролом, как в старину берсерки!

ПУГОВИЧНИК. А ты как раз наоборот, приятель,
Грешил всегда слегка лишь, понемножку.

ПЕР ГЮНТ. Лишь внешним образом; всегда считал я,
Что грех - лишь брызги грязи; взял - стряхнул.
ПУГОВИЧНИК. Так мы с тобой вполне сошлись во мненьях:
Не для тебя, не для тебя подобных,
Которые плескались в грязной луже,
Геенна огненная.

ПЕР ГЮНТ. Да, и, значит,
Свободен я идти куда угодно?

ПУГОВИЧНИК. Нет, значит - надобно тебя расплавить
И перелить.

При переплавке Пер потеряет свою индивидуальность. А Пер насколько хочет "оставаться собой", что скорее готов идти на муки в ад, чем потерять себя. И он пытается убедить посланца в своей оригинальности.

ПЕР ГЮНТ. Пусть;
Я и не мечу так высоко - скромен;
Из "я" же своего не уступлю
Ни ноты! Лучше пусть меня осудят
По старому закону. Пусть отправят
Меня на срок известный... лет хоть на сто,
Коли на то пойдет, к тому, кого
С копытом конским и хвостом рисуют.
Такую кару все-таки возможно
Снести, - скорей моральные там муки
И, следовательно, не так страшны.
То было б "переходным состояньем",
Как говорится или как сказала
Лиса, когда с нее сдирали шкуру.
Все дело там в терпеньи было б только:
Ну, подождешь и все-таки дождешься -
Освобожденья час пробьет; надежда
Меня бы и поддерживала там.
А тут... расплавиться, войти частичкой,
Ничтожным атомом в чужое тело,
Утратить "я" свое, свой гюнтский облик,
И перестать "самим собою" быть?!.
Нет, против этого готов я спорить,
Бороться всеми силами души!

ПУГОВИЧНИК. Но, милый Пер, зачем же по пустому
Так волноваться? Никогда ты не был
Самим собой; так что же за беда,
Коль "я" твое и вовсе распадется?

ПЕР ГЮНТ. Я не был?.. Нет, ведь это же нелепо!
Когда-нибудь был не собой Пер Гюнт?!
Нет, пуговичник, наобум ты судишь.
Хоть наизнанку выверни меня,
Ты ничего другого, кроме Пера
И только Пера, не найдешь.

ПУГОВИЧНИК. Не верю.
И вот приказ, мне данный. Он гласит:
"Ты послан Пера Гюнта взять, который
Всю жизнь не тем был, чем он создан был,
И, как испорченная форма, должен
Быть перелит".

Пер ищет свиделетей своей "оригинальности". И обнаруживает, что его кредо "оставаться собой" всего лишь троллиный эгоизм, и в этом он отнюдь не оригинален. О чём ему и заявлет Доврский старец:

(в начале жизни о различии человека и нечисти:)

ДОВРСКИЙ ДЕД. Правда, во многом мы схожи
Но и большое различие есть.
Утро есть утро, а вечер -
Вечер всегда. Вот различие в чем:
Там, под сияющим сводом,
Учат: "Самим будь собой, человек!"
В Рондских же скалах иначе:
"Тролль, будь доволен собою самим!"

ПРИДВОРНЫЙ ТРОЛЛЬ (Перу Гюнту).
Смысл постигаешь глубокий?

ПЕР ГЮНТ. Что-то туманно.

ДОВРСКИЙ ДЕД. Доволен собой.
Соль вся в словечке "доволен".
Это словечко девизом возьми!

ПЕР ГЮНТ (почесывая за ухом). Да, но...

ДОВРСКИЙ ДЕД. ТЫ должен, коль хочешь
Стать здесь владыкой.

ПЕР ГЮНТ. А ну, наплевать,
Пусть уж по-твоему будет!

(в конце жизни:)

ПЕР ГЮНТ. ... Помнишь,
Ты мне хотел во что бы то ни стало
Испортить зренье: вынуть глаз один,
Другой немножко поскоблить и в тролля
Меня из Пера Гюнта превратить?
И, помнишь, всеми силами восстал я,
Клялся, что жить хочу своим умом,
И от любви, от власти, от богатства
Отрекся, чтоб "самим собой" остаться!
Вот это подтвердить тебе придется,
И под присягой, если будет нужно...

ДОВРСКИЙ ДЕД. Об этом нечего и думать!..

ПЕР ГЮНТ. Как?..

ДОВРСКИЙ ДЕД. Солгать меня принудить хочет принц?
Иль он забыл, что троллем нарядился,
Отведал меду?..

ПЕР ГЮНТ. Поддался соблазну,
Не спорю, я, пока шло дело только
О несущественном, но наотрез
Я отказался поступиться главным.
А в этом человек и познается!
Конец ведь делу всякому венец!

ДОВРСКИЙ ДЕД. Да, но конец-то, Пер, обратный вышел.

ПЕР ГЮНТ. Ну, это что за враки?

ДОВРСКИЙ ДЕД. Уходя
От нас, ты намотал себе на ус
Девиз мой, Пер.

ПЕР ГЮНТ. Какой?

ДОВРСКИЙ ДЕД. Одно словечко -
Забористое, сильное.

ПЕР ГЮНТ. Какое?

ДОВРСКИЙ ДЕД. Которое кладет границу между
Мирами - человеческим и нашим:
Самим собою будь доволен, тролль!

ПЕР ГЮНТ (отступая на шаг). Доволен?!

ДОВРСКИЙ ДЕД. Да; с тех пор ты и старался
Девиз тот всею жизнью оправдать.

ПЕР ГЮНТ. Старался... я? Пер Гюнт?

ДОВРСКИЙ ДЕД (со слезами). Неблагодарный!
Ты жил, как тролль, но в том не признавался.
Благодаря тому словечку в гору
Пошел ты, богачом стал, а теперь
Ты больше знать не хочешь ни меня,
Ни моего учения.

ПЕР ГЮНТ. "Доволен"!
Я не "самим собою" был, а только
"Самим собою доволен"? Жил я троллем?
Был эгоистом?.. Нет! Чистейший вздор!

ДОВРСКИЙ ДЕД (вынимая из кармана пачку газет).
Да разве нет у нас газет? Увидишь
На черном красным похвалу себе
В "Блоксбергской почте", в "Хеклефьельском эхо";
Тебя хвалить они не уставали
С тех пор, как ты за океан уехал.
Е хочешь ль прочесть ты, например,
Статью за подписью: "Копыто", или
Другую: "Наш троллизм национальный"?
Проводится в ней мысль, что не в хвосте
И не в рогах, а в духе тут все дело;
В душе будь троллем с виду же - чем хочешь!
А в заключенье сказано, что в слове
"Доволен" - центр всей тяжести: оно
Преображает человека в тролля,
Причем тебя в пример приводит автор.

ПЕР ГЮНТ. Я - тролль?

ДОВРСКИЙ ДЕД. Ну да. Тут не о чем и спорить!

ПЕР ГЮНТ. Я, значит, мог с таким же результатом
Весь век свой в Рондах просидеть за печкой,
Себя избавить от трудов, забот?..
Пер Гюнт всю жизнь был троллем?.. Вздор и враки!
Прощай!..

ПЕР ГЮНТ. ...Ну, Пер, в таких тисках ты не был сроду!..
Тебе словечко доврское "доволен"
И суд и приговор произнесло.
Корабль разбился твой, - так на обломках
Спасайся вплавь!

Ибсен великолепно описал грань, за которой происходит превращение человека в тролля, то есть происходит рас-человечивание. А ведь цель "стать довольным собой" ставят многие современные психологические тренинги. Научить человека самовлюблённой довольности, сформировать из него самовлюблённого гедониста (а кто он ещё-то в обществе потребления?), которого Ибсен приравнял к троллю.

В Пера Гюнта могут посмотреться, как в зеркало, современные "креаклы", живущие по этому троллиному закону.

Брянск, Пер Гюнт, человек

Previous post Next post
Up