Leave a comment

Comments 60

te2017 August 27 2015, 05:41:00 UTC
А идеалы человек откуда берет?

Reply

ebrk August 27 2015, 06:18:02 UTC
Из Высокой Культуры (включая религию), от родителей, от авторитетов (учителей) и т.д.

Reply

te2017 August 27 2015, 06:26:38 UTC
А она откуда?

Reply

ebrk August 27 2015, 09:09:54 UTC
Это всё равно, что спросить - а откуда религия? А откуда табу? В широком смысле - а откуда в человеке совесть?

И здесь не будет однозначного ответа - хотя бы потому, что для верующего человека и для светского человека вопрос о происхождении религии решается, очевидно, по-разному.

У светского взгляда на этот вопрос есть своя история и свои авторитеты: можно почитать, например, "Сущность христианства" Фейербаха, в которой он пытается обосновывать происхождение христианства со светской точки зрения.

Богданов изложил свои взгляды на табу (нормы принуждения и нормы целесообразоности) на языке опыта.

Франкл выдвинул тезис о существовании в психике человека т.н. "до-рациональной совести".

Короче говоря, светских взглядов на механизмы формирования и происхождение идеалов есть много.

Reply


te2017 August 28 2015, 09:19:23 UTC
Ну да, именно об этом я и говорил. Ставить природу себе в конкуренты, отдавая её в союзники кое-чему другому... Это серьезная ошибка.

Reply

ebrk August 28 2015, 11:52:47 UTC
А отрицание существенного отличия человека от вне-человеческой природы приводит к тому, что вы отрицаете духовный мир человека, духовное восхождение, во-человечивающую Высокую Культуру и т.д. Вы по существу отрицаете гуманизм как таковой. Потому что нет гуманизма, если человек не отличается от животного, то есть если человек не выделил себя из природы. Вы это частично озвучили в Ваших тезисах.

А эта позиция приводит к отрицанию человеческой культуры, к невозможности духовного восхождения, в пределе - к рас-человечиванию. Вы же знаете автора фразы "когда я слышу слово культура я хватаюсь за пистолет"? Превратить человека в зверя - это около-фашистская мечта.

Reply

te2017 August 28 2015, 12:03:19 UTC
Произвести отличение себя от чего-то, нормально. Но это вовсе не подразумевает, что с остальным надо бороться. Вы же отличаетесь от всех остальных людей, но при этом не считаете, что все они лишены духа? Или что у них и за счет них надо устроить себе комфортную жизнь. Я не отрицаю гуманизм, а расширяю его рамки до всей природы.

Reply

ebrk August 28 2015, 12:07:00 UTC
> Я не отрицаю гуманизм, а расширяю его рамки до всей природы.
Гуманизм, по существу, это развитие того, чем человек отличается от остальной природы.
"Расширяю его рамки до всей природы" = уничтожить само понятие "гуманизм", = потерять человеческую суть.

Смотрите, что вы делаете:

- мыслители (и светские, и религиозные) выделяют человека из остальной природы. Выделив его они осмысляют сущность человека, человеческое развитие, восхождение и пр.

- вы смешиваете человека с остальной природой, отрицаете что человека можно выделить из природы. Сделав это - вы уничтожаете возможность рассматривать гуманизм как таковой. Нет гуманизма, если нет человека, выделенного из природы.

Reply


wiseoleg February 8 2017, 21:25:45 UTC
Спасибо за популяризацию данной работы Маркса! Стоит указать во введении источник. Не многие коммунисты её серьёзно проработали.
Есть ли у Вас подобное описание четырёх "ступеней" отчуждения?

Reply


anet727 March 12 2017, 11:01:36 UTC

ext_4449107 March 22 2021, 20:00:50 UTC
Ядро человеческой сущности - его сознание, что и отличает его от животных.

Reply


Leave a comment

Up