Это всё равно, что спросить - а откуда религия? А откуда табу? В широком смысле - а откуда в человеке совесть?
И здесь не будет однозначного ответа - хотя бы потому, что для верующего человека и для светского человека вопрос о происхождении религии решается, очевидно, по-разному.
У светского взгляда на этот вопрос есть своя история и свои авторитеты: можно почитать, например, "Сущность христианства" Фейербаха, в которой он пытается обосновывать происхождение христианства со светской точки зрения.
Богданов изложил свои взгляды на табу (нормы принуждения и нормы целесообразоности) на языке опыта.
Франкл выдвинул тезис о существовании в психике человека т.н. "до-рациональной совести".
Короче говоря, светских взглядов на механизмы формирования и происхождение идеалов есть много.
А отрицание существенного отличия человека от вне-человеческой природы приводит к тому, что вы отрицаете духовный мир человека, духовное восхождение, во-человечивающую Высокую Культуру и т.д. Вы по существу отрицаете гуманизм как таковой. Потому что нет гуманизма, если человек не отличается от животного, то есть если человек не выделил себя из природы. Вы это частично озвучили в Ваших тезисах.
А эта позиция приводит к отрицанию человеческой культуры, к невозможности духовного восхождения, в пределе - к рас-человечиванию. Вы же знаете автора фразы "когда я слышу слово культура я хватаюсь за пистолет"? Превратить человека в зверя - это около-фашистская мечта.
Произвести отличение себя от чего-то, нормально. Но это вовсе не подразумевает, что с остальным надо бороться. Вы же отличаетесь от всех остальных людей, но при этом не считаете, что все они лишены духа? Или что у них и за счет них надо устроить себе комфортную жизнь. Я не отрицаю гуманизм, а расширяю его рамки до всей природы.
> Я не отрицаю гуманизм, а расширяю его рамки до всей природы. Гуманизм, по существу, это развитие того, чем человек отличается от остальной природы. "Расширяю его рамки до всей природы" = уничтожить само понятие "гуманизм", = потерять человеческую суть.
Смотрите, что вы делаете:
- мыслители (и светские, и религиозные) выделяют человека из остальной природы. Выделив его они осмысляют сущность человека, человеческое развитие, восхождение и пр.
- вы смешиваете человека с остальной природой, отрицаете что человека можно выделить из природы. Сделав это - вы уничтожаете возможность рассматривать гуманизм как таковой. Нет гуманизма, если нет человека, выделенного из природы.
Спасибо за популяризацию данной работы Маркса! Стоит указать во введении источник. Не многие коммунисты её серьёзно проработали. Есть ли у Вас подобное описание четырёх "ступеней" отчуждения?
Comments 60
Reply
Reply
Reply
И здесь не будет однозначного ответа - хотя бы потому, что для верующего человека и для светского человека вопрос о происхождении религии решается, очевидно, по-разному.
У светского взгляда на этот вопрос есть своя история и свои авторитеты: можно почитать, например, "Сущность христианства" Фейербаха, в которой он пытается обосновывать происхождение христианства со светской точки зрения.
Богданов изложил свои взгляды на табу (нормы принуждения и нормы целесообразоности) на языке опыта.
Франкл выдвинул тезис о существовании в психике человека т.н. "до-рациональной совести".
Короче говоря, светских взглядов на механизмы формирования и происхождение идеалов есть много.
Reply
Reply
А эта позиция приводит к отрицанию человеческой культуры, к невозможности духовного восхождения, в пределе - к рас-человечиванию. Вы же знаете автора фразы "когда я слышу слово культура я хватаюсь за пистолет"? Превратить человека в зверя - это около-фашистская мечта.
Reply
Reply
Гуманизм, по существу, это развитие того, чем человек отличается от остальной природы.
"Расширяю его рамки до всей природы" = уничтожить само понятие "гуманизм", = потерять человеческую суть.
Смотрите, что вы делаете:
- мыслители (и светские, и религиозные) выделяют человека из остальной природы. Выделив его они осмысляют сущность человека, человеческое развитие, восхождение и пр.
- вы смешиваете человека с остальной природой, отрицаете что человека можно выделить из природы. Сделав это - вы уничтожаете возможность рассматривать гуманизм как таковой. Нет гуманизма, если нет человека, выделенного из природы.
Reply
Есть ли у Вас подобное описание четырёх "ступеней" отчуждения?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment