В выступлении на
открытии III Рождественских Парламентских встреч Патриарх Кирилл развил заявленную ранее позицию об историческом синтезе:
«...мы взяли этапы исторического развития России - Древняя Русь, связанная с Византией; Российская империя; революция; Советский Союз; новая Россия - и задали себе простой вопрос: а можно ли в каждом из этих исторических этапов выявить принципиально важное, что отличало ту эпоху, что сохраняет свою непреходящую ценность для современной жизни? И ответили: да.
Древняя Русь, Святая Русь - доминанта святости и высоты человеческого духа. Мы обозначили эту ценность словом вера.
Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана. И мы нашли слово, которым покрывается эта реальность, - державность.
Затем революция. Ни у кого не было стремления и желания представить лубочную картину этого страшного явления. Но возникает вопрос: а что-то хорошее было, или только кровь, только влияние иностранных центров, только навязывание России иного, не свойственного ей в то время образа жизни? А положительное было что-то, или только глупое, извините, тупое следование указаниям из-за рубежа через соответствующие политические силы внутри страны? Мы ответили: было стремление людей к справедливости. Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала.
А в советское время? Как только начинаем говорить о советском времени - одни идеализируют, другие демонизируют. А было нечто такое, что это время породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную философию жизни? Было - солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность.
И, наконец, новая Россия. Что только не говорится по поводу новой России. А ведь именно в новой России мы стали делать акцент на правах человека, на правах людей, на человеческом достоинстве, на свободах. Разве можно это игнорировать и сказать, что все плохо? И мы обозначили эту эпоху словом достоинство.
И получилось - вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство.»
Не может быть Народа без единой Истории. Разрушение целостного понимания своей истории превращает народ в население на территории, не способное отличать благо от зла, то есть превращает народ в раба.
На протяжении последних 20-ти лет недоброжелатели много сделали чтобы вычеркнуть 70 лет советской истории (несколько поколений!) из памяти, чтобы разорвать цепь времён, чтобы назвать СССР "чёрной дырой", приравнять его к абсолютному злу, заставить за него каяться.
Результаты этого вредительства ясно видны сегодня на неофашистской Украине. Вдумайтесь! Народ, который воевал с фашистами в годы Великой Отечественной войны, который принёс огромные жертвы ради победы над фашистским злом, сейчас поставлен на колени неофашистами. Карателей, отморозков объявляют "национальными героями", в Киеве проходят факельные шествия с портретами Бандеры и Шухевича, государство захвачено фашистской бандой.
Нельзя разрывать цепь времён. Позиция Патриарха Кирилла, который хочет склеить разорванное время, который отказывается проклинать советский период, а наоборот, говорит о благе, о справедливости, о солидарности, заслуживает уважения и всяческой поддержки.