В этом посте расскажу про три судна датского ВМФ времен холодной войны и старый погрузочный кран, построенный в стиле барокко!
To read machine translation click
here. В конце 17-го века Копенгаген дорос до таких размеров, что базирование флота в самом центре города стало проблемой, особенно если учесть моряков, которые кидали мусор прямо в воду. Сейчас сложно представить, но в те времена улицы Копенгагена были завален мусором, толщина которого местами достигала одного метра! Так вот, грязь из гавани в совокупности с уличным мусором были использованы для формирования нового острова Нюхольм (Nyholm). В ходе дальнейших мелиораций было создано еще несколько островов, которые носили общее имя Хольмен (Holmen). До 1993-го года на Хольмен располагалась основная база Королевского датского флота. После закрытия, почти весь Хольмен подвергся тотальной модернизации, в результате которой большая часть военно-морских зданий была отдана под гражданские цели - здесь открылись школы дизайна, архитектуры, кино и т.д. И только остров Нюхольм - небольшая и самая старая часть Хольмена, сохранил былой военно-морской дух. Если как-нибудь будете прогуливаться на лодке по каналам Копенгагена обратите на него внимание. Вот как остров выглядит с воды. Здесь на вечную стоянку установлены (перечисляю слева направо) фрегат класса Peder Skram (HDMS Peder Skram, 1965), ракетный катер класса Willemoes (HDMS Sehested, 1977) и подводная лодка класса Sælen (HDMS Sælen, 1965). Еще по центру виден машинный кран, построенный в стиле барокко в 1751-ом году! Вот про эти четыре объекта, в основном, и пойдет речь далее.
Кстати, догадываетесь, что значит HDMS? Это His/Her Danish Majesty's Ship, т.е., корабль его/её датского королевского величества! Ну а теперь перейдем к кораблям. Начнем с самого большого корабля Королевского датского флота времен "холодной войны", названого в честь датского адмирала Педера Скрама, известного как "дерзкий дьявол" (dare devil). В 16-ом веке адмирал отличился тем, что недалеко от Свендборга захватил ганзейскую эскадру, которая была послана из Любека с целью вернуть на престол недавно свергнутого Кристиана II. А еще, как отмечают современники, Педер обладал небывалой гуманностью - он не давал своим морякам грабить!
Фрегат был построен в рамках программы совместного датско-американского финансирования и спущен на воду в 1965-ом году. В 1990-ом году был снят с эксплуатации, а в середине 1990-х был пришвартован уже как музейный экспонат.
Кстати, в день посещения музея, я на том берегу заметил совсем не музейный немецкий экспонат, который выглядел куда серьезнее.
На момент постройки фрегат обладал инновационной гибридной силовой установкой, которая комбинировала газовые турбины и дизельные двигатели.
За все годы службы ничем особенным фрегат не отличился, кроме, пожалуй случайного пуска ракеты "Гарпун" в сентябре 1982-го года в ходе маневров в заливе Каттегат. Ракета пролетела 34 километра на высоте близкой к уровню моря в сторону северо-западной части острова Зеландия, затем взорвалась при контакте с линиями электропередач и деревьями. Взрывная волна уничтожила четыре летних домика и повредила еще 130 домов на своём пути. Причем, никто из людей не пострадал!
Последующее расследование выяснило, что ракета запустилась сама без нажатия пусковой кнопки! Поэтому Макдоннелл-Дуглас, компания-производитель ракеты, выплатила необходимые компенсации.
В мае 1975-го года фрегат, в качестве эскорта недавно коронованной Маргреты II, посетил Ленинград.
В случае войны Педер Скрам должен был стать флагманом, контролирующим датские и западногерманские военно-морские силы.
Столовая.
Шконки для матросов. Выглядит вполне удобно.
С фрегата открывается прекрасный вид на старый кран и ракетный крейсер. Сначала заберемся на кран.
Во дворе этого здания можно заметить памятник.
Вот он. Был установлен в честь столетия Копенгагенского сражения, которое состоялось 2-го апреля 1801-го года между английским и датским флотами. В те времена Англия находилась в состоянии войны с Францией. Россия при Павле I придерживалась политики "вооруженного нейтралитета", к которому присоединились Швеция, Пруссия и Дания. Англия увидела в этом угрозу и, воспользовавшись тем, что русский флот был еще закован льдами, напала на Копенгаген с моря. Поначалу баталия шла на равных, в результате английский адмирал дал сигнал к отступлению. Однако, одноглазный Нельсон сделал вид, что не заметил сигнал, продолжил битву и одержал внушительную победу. По итогам битвы, датчане частично затопили, частично передали флот англичанам и согласились на перемирие. Во время переговоров датская сторона опасалась реакции России на перемирие, однако проблема решилась сама собой, когда пришла весть об убийстве Павла I.
Здание гауптвахты, строительство которого началось в 1744-ом году.
Шикарная у здания корона! Кстати, датские молодожёны тоже посещают военные объекты. По крайней мере одну я заметил (в середине фото).
Слева от гауптвахты находится батарея, пушки которой достали с затонувшего корабля в конце 17-го века.
Сегодня эта батарея известна как "Batteriet Sixtus".
Часть пушек батареи вполне себе современные и используются для салютов.
Вернемся к нашему машинному крану, который был построен в 1751-ом году. Кстати, окна у крана уменьшаются с каждым этажом. Это было сделано специально, чтобы кран казался более высоким.
Кран использовался для того, чтобы устанавливать мачты на корабли, которые строились на верфи.
Самое крутое то, что внутри кран полностью деревянный и с момента постройки он не подвергался каким-либо существенным изменениям! Вот его конструкция на макете.
Массивные деревянные балки и ничего больше.
Здесь ощущается настоящий дух старины.
Хе-хе, здесь был Вася, 1807й год...
Интересные артефакты.
Переходим к ракетному катеру HDMS Sehested.
Катер развивал максимальную скорость 36-38 узлов (60-65 км/ч). В комплект вооружения входили две торпеды, одна 76-мм пушка, а также 8 ракет типа "Гарпун".
Снаряды для пушки закреплялись на специально барабане и автоматически подавались наверх в башню.
Рубка катера.
Теперь посмотрим подводную лодку HDMS Saelen, которую датчане купили у друзей норвежцев в 1985-ом году.
В марте 2003 года датский парламент решил, что Дания должна присоединиться к вторжению в Ирак. Подводная лодка была отправлена в Персидский залив для оказания помощи флоту США в выполнении задач разведки. Чуть более чем через год подлодка была доставлена обратно на грузовом корабле, а в 2004 году списана и теперь используется как музей.
Вот это кровати! Мда, не видели датчане шконок на советских подлодках.
4 декабря 1990-го года подлодка затонула при отбуксировке из Копенгагена в Орхус.
Вооружение состояло из восьми торпед, причем без возможности перезарядки в ходе выполнения боевой миссии.
Силовая установка.
Около подлодки обнаружил несколько гальюнных фигур.
Это всё, что оставили от датских линейных кораблей 19-го века.