Самый легендарный и раритетный звук на PC

Nov 09, 2013 23:16

Вчера получил почтовое извещение на "мелкий пакет, китай".
Думал пришли полтора месяца назад заказанные копеечные датчики.
Оказывается нет, вот такая коробка, длинной пол метра, обклеенная надписями usps priority mail - оказывается мелкий пакет из китая.



А там... парам-пам-пам...



Внутри две скромные коробочки



Анбоксинг в процессе



Содержимое


Плата и внешний интерфейс для подключения midi устройств.

Отдельно переходник на миди.


--

Для тех, кто пропустил DOS эру компьютерных игр - это действительно самый легендарный и (сейчас) редкий звук для PC. В 1988 году, когда звук на PC представлял собой в 95% жуткий скрежет PC Speaker и, очень редко, FM-синтез первого Adlib, фирма Roland взяла и запихала на ISA плату целый современный синтезатор.

Сама карта в полный рост


От передней стенки PC до задней.



Точнее она взяла свой собственный синтезатор MT-32, и сделала ее в виде платы для PC и еще одной платформы (nec-98).

Плата стоила по тем временам больших денег: 450-500$. (Что бы сравнить с текущими ценами надо учесть инфляцию, т.е. на современные доллары это около 900). Но качество звучания музыки, безусловно, было бескомпромиссным.

Сравнение. Заставка игры Sylpheed через Adlib (c 0:25).

image Click to view


Она же, через LAPC-I (c 0:14)

image Click to view



Но, сначала звуковые карты типа adlib не были доступны широко, и большинство игроков в конце 80-ых могло слушать только жуткий PC Speaker. Например, так звучал один из моих любимейших ОСТов от игры Secret of Monkey Island через спикер:

image Click to view


И, надо сказать, это разработчики еще очень постарались, звук действительно неплох, хорошо передает основную игровую мелодию.
Но вот как это выглядело на LAPC-I

image Click to view



Собственно, первый Sound Blaster появился только в 1989 году и то же далеко не сразу получил поддержку в играх. В дальнейшем выход SB Pro, SB 16, и прочих карт не составляло никакой конкуренции LAPC-I (с точки зрения музыки) из-за посредственного качества FM синтеза. Первые конкурентные звуковые карты появились только с началом выпуска звуковых карт с wavetable синтезом. Тот самый Gravis Ultrasound в 1991 году и SB awe32 в 1993.
Сравнение SoundBlaster (с 0:00) и Roland (c 2:09)

image Click to view



Карта имеет, пожалуй, самую большую поддержку (исключая SB) в играх, за период с 1988 до 1998 года было выпущено более восьмисот игр поддерживающих Roland, плюс все те игры, в которых она может играть как General Midi.

Многие разработчики игр писали саундтреки именно на Roland, а потом уже адаптировали звучание для более дешевых карт. Например в Sierra, Origin на этих синтезаторах писалась музыка для целых серий игр King Quest, Police Quest, Leisure Suit Larry, Ultima и т.д.
В начале 90-ых была такая практика: т.к. музыку хорошего качества PC воспроизводить не мог, то с игрой шел CD-диск, где та же игровая музыка была записана в оркестровом исполнении. Так вот, к игре Ultima 7 был выпущен CD, где были записаны те же треки из игры, проигранные через LAPC-I, на столько хорошо он звучал.

Альтернативой LAPC-I могли быть сами внешние синтезаторы MT-32, CM-32L, CM-64, казалось бы, только подключить их к дешевому SB по midi и слушай отличное качество музыки. Но если с более новыми играми было все хорошо, то старые могли использовать не стандартный "uart" режим, а проприетарный "intelligent mode", совместимый только с LAPC-I, MPU-AT, SCC-1 и еще парой более редких карт/адаптеров. И только появление эмулятора dosbox, а позже утилиты SoftMPU, позволило почти через любую карту получить midi с тех старых игр на внешнем синтезаторе. (Плюс MT-32 не имел банка звуковых эффектов, и вместо лазера у вас могло быть пианино :).

N.B.
Кто запускал настройку звука в дос-играх, тот не раз видел список поддерживаемых данной конкретной игрой устройств. В 90-ые, когда лично мы впервые столкнулись с IBM PC-совместимыми машинами, наши познания были сильно ограничены. Мы слышали, что Sound Blaster это круто, но на руках имелся только PC Speaker или, в лучшем случае, самодельный Covox на LPT-порт, чем и приходилось довольствоваться. Году к 92..93-му "саундблястеры" уже были в ходу, из всех колонок раздавались выстрелы и крики монстров, но вот на музыку мы еще особо внимания не обращали. Через годик-полтора у некоторых знакомых появился Gravis Ultrasound, который, совершенно неожиданно, стал играть музыку из привычных игр гораздо лучше SB, что ей можно было заслушиваться. Тогда тема сравнения звуковых карт встала в полный рост, с изучением характеристик и технологий. GUS, а потом и AWE стали синонимами хорошего звука. Но все это время не давал покоя вопрос, что же это за Roland LAPC-I, который в списке звуковых карт идет самым последним (а список в играх, часто, был сортирован по качеству). Но что это такое мы не знали, интернетов не было, а описаний в компьютерной прессе таких тонкостей (как, зачастую, и самой прессы) не было. И, пожалуй, только в начале этого века, когда, во-первых, стал появляться относительно скоростной интернет, а во-вторых сжатие звука в mp3, появилась возможность услышать как отличалась эта карта от всего остального. И да, даже впервые послушав его в 2000-ном году качество звука поражало.

Что интересно, плату можно использовать отдельно от PC. Достаточно завести на нее питание через ISA, подключить переходник на MIDI, и по миди отдавать ей ноты (например, через usb2midi с современной машины) - она будет их исправно играть.

image Click to view


Так же надо помнить, что она использует напряжение -5v на isa, а на "современных/поздних" материнских платах этого напряжения уже может не оказаться.

Охотился я за этой звуковой около 6-7 лет, были настроены фильтры на всех популярных аукционах, но все не удавалось выиграть. То денег не хватало, то интернет пропадал за минуту до конца торгов, то еще что-то мешало.

Крупно кусками:







PS. Мое сравнение игровой музыки на реальных картах прошлого http://kawai.spb.ru/files/sound/
Недоделанная версия, будет постепенно дополняться. Roland еще не записан. Но он действительно звучит так, как на ютубовых роликах.

PS. Моя коллекция интересных звуковых плат http://kawai.spb.ru/photo/v/hardware/museum/pc/sound/ . Заинтересован в других хороших картах. Особенно ищутся различные wavetable db.

links:
http://www.crossfire-designs.de/index.php?lang=en&what=articles&name=showarticle.htm&article=soundcards&page=7
http://nerdlypleasures.blogspot.ru/search/label/Roland%20LA%20Synthesis
http://en.wikipedia.org/wiki/Roland_LAPC-I
http://en.wikipedia.org/wiki/MT-32

games, old_hardware

Previous post Next post
Up