-
Все-таки лучше позже, чем никогда! Я начинаю публикацию отчета о поездке в Гималаи, которая состоялась весной 2014 года. Это был трек вокруг горного массива Аннапурны, с переходом через перевал Торонг Ла. В этом отчете я описываю свои личные впечатления, и я не гарантирую отсутствие неточностей и описание всех-всех-всех запоминающихся моментов, которые мы тогда пережили. Основная часть отчета была составлена еще во время путешествия (зря я, что ли, таскал с собой лаптоп?), большая часть - "по горячим следам", то есть в первую пару недель после, и частично он дописывался сейчас, в ноябре-декабре. Фото - в основном мои, а если нет - указано их авторство.
Итак,
Заброска в Катманду: 25-26 апреля
Лето началось в этом году необычно рано. В конце апреля. И началось оно в столице Непала Катманду. Правда, первые признаки лета стали проявляться еще в аэропорту Дели, через который мы летели транзитом. Тогда в «рукаве», что вел на посадку в самолет Дели-Катманду мне показалось, что кто-то включил отопление. Но это не так. Просто за пределами терминала и «рукава» было +35 по Цельсию.
Как я оказался в этом лете? Все просто. Я давно лелеял мечту побывать в Гималаях. Очень хотелось увидеть эти горы своими глазами, погрузиться в их величие и насладиться медитативным спокойствием вековых пейзажей самых высоких гор на Земле. И тут, внезапно, в конце марта появляется мой старинный друг Пит Комаров и предлагает отправиться на треккинг вокруг Аннапурны на майские праздники. Да, но как же семья, дача, работа, обстоятельства…
Со всем удалось разобраться, и в пятницу, 25 апреля 2014 года мы, то есть часть группы в составе меня, Пита, Лехана и Ксении встретились в аэропорту Шереметьево на регистрации на рейс Москва-Дели. Еще двое участников «экспедиции» - Миша и Сергей уже отправились в Катманду на день раньше.
Мы прилетели в Дели в 3 часа утра и были вынуждены провести около 6-ти часов в транзитном «накопителе». Спали прямо на полу, благо весь аэропорт заботливо устлан относительно мягким ковролином. Почему так получилось? Если бы у нас были билеты на плечо Дели-Катманду на рейс авиакомпании, с которой у «Аэрофлота» заключен договор о транзите багажа (например, Air India или Jet Airways), то наши билеты и багаж без проблем были бы зарегистрированы до самого Катманду. Но с авиакомпанией Spice Jet у «Аэрофлота» таких договоренностей не было, и персоналу Spice Jet потребовалось время, чтобы «выловить» наш багаж и зарегистрировать его на соответствующий рейс.
наиболее популярный способ размещения в транзитной зоне а/п Дели
И вот, около 10-ти утра нам выдали, наконец, посадочные талоны и багажные бирки в Катманду и мы получили возможность покинуть этот чертов тесный транзитный зал! Что нас ждало в зале вылета? Да там у индусов аналог шоппинг-молла, этакая «Мега» с дьюти-фри, магазинами на все случаи жизни и даже индийской музыкой! Есть и фудкорт, куда мы почти сразу отправились. МакДональдс без говядины и с непонятной острой штукой под названием Masala - это любопытно!
Это не "Мега", это Дели
Что дальше? Потусили в зоне вылета и отправились на посадку на Катманду. Помню, было приятное волнение, когда самолет уже стал подлетать к Непалу. Слева по борту должны были появиться вершины Гималайского хребта, но высокие кучевые облака скрыли их… смотреть на посадке было особенно не на что. На глиссаде самолет проскользил вдоль склона горы, и затем не сразу ударил колесами о бетон взлетно-посадочной полосы аэропорта Трибхуван Интернейшнл.
Поездка из аэропорта была страшной! Дело в том, что движение в Непале мало того что левостороннее, так еще и весьма хаотичное. И в добавок ко всему, в Катманду очень узкие улочки. Водители постоянно пользуются клаксоном - сигналят, чтобы уступили дорогу, чтобы предупредить кого-либо, чтоб не высовывался, или просто сигналят, чтобы поприветствовать друг друга. К счастью, все это безо всякой злобы. Просто так у них принято.
Так вот, я сел на левое переднее сиденье, которое у нас обычно занимает водитель. И ощущения были примерно такими: мало того, что кажется, будто я еду по «встречке», так я еще и никак не могу повлиять на всю эту дорожную суматоху. Перед носом мелькают мотоциклисты, пешеходы, дети, собаки; машины, скутеры… Каждый момент кажется, что еще чуть-чуть и все. Но то ли карма у местных водителей такая хорошая, то ли такой хаос - привычная среда обитания для непальцев, но за все время пребывания в этой стране я не видел не то что ни одного ДТП, вообще ни одного разбитого автомобиля.
И вот он, туристический район Катманду Тамель и гостиница "Хана". Мы встретились с «первой частью» группы, заселились, перекусили, отведав те самые «пельмешки» мо-мо. Выпили за начало нашего приключения, за здоровье недавнего именинника - Пита и… отправились гулять по Катманду. Мы прошли туристический район Тамель насквозь, прогулялись по площади Дурбар… кстати, совершенно бесплатно, ночью ее никто не охраняет. И усталые, но довольные отправились спать в наш гестхаус. Время было около 3 ночи.
Сергей, как руководитель группы, прояснил наши планы:
- завтра мы в 6 утра мы садимся на местный автобус и едем до Беси Шахара (Besi Sahar) - первого горного селения на маршруте, высота около 1000 метров;
- в Беси Шахаре мы берем джип и забрасываемся на нем в следующее селение, в Чамче, там и ночуем;
- вся эта заброска займет целый день;
- с нашей группой будет портер по имени Лекс.
И, как постскриптум для первого дня заброски, небольшой совет путешественникам в Катманду. Здесь злющие комары, и если вам ну очень хочется спать с открытым окном, хотя бы убедитесь в том, что на окне есть москитная сетка.
Катманду. Фото © Сергей Ломов
День 0 - заброска на Чамче (27 апреля)
Катманду - Беси Шахар - Чамче
Рано утром мы вышли из Тамеля и отправились на местный автовокзал, чтобы сесть на автобус до Беси Шахара. Несмотря на «трудную» ночь накануне я достаточно бодро шагал по пыльным улицам Катманду, то и дело уворачиваясь от шныряющих туда-сюда мотоциклистов и автомобилей. Город похож на стройку, он очень суетной, очень пыльный, очень тесный и в нем крайне тяжело дышать, - такие впечатления складывались у меня тогда о Катманду, даже несмотря на то, что времени было 6 утра и солнце только начинало золотить своим светом здания и постройки этого города.
На автобус © Pit Komarov
И вот он, местный автобус! Как было написано в одном путеводителе, «такое впечатление, что они уже выпускаются старыми». Действительно, возраст этого агрегата для перевозки людей и поклажи сложно не то что определить, даже угадать, казалось, что невозможно. Экипаж этой механизированной повозки - 2 человека: водитель и мальчишка, который всячески помогает пассажирам: распихивает поклажу по крыше, проверяет билеты, впускает-выпускает из автобуса и так далее.
Автобус "Адидас"
Перед посадкой
Шаг кресел рассчитан на людей портативной комплекции, коими являются большинство непальцев. Европейское тело в эти ячейки тоже помещается, но с трудом. Как я ни крутился, колени все равно упирались в впереди стоящее кресло.
Внутри автобуса
Интересно отношение непальцев к женщинам и к «белым людям». Туристам везде дорога и везде почет. Водитель лично рассадил нашу группу, выгнав с занятых уже мест нескольких непальцев. А что касается женщин… На одной из остановок в автобус вошла женщина с грудным малышом. Никто из местных не уступил ей место. Даже и не подумали. Это сделали туристы из России, да. И ее малыш спал весь остаток пути.
Дорога на Беси Шахар пролегает в основном по шоссе Катманду - Покхара, и лишь километров за 60 до Покхары она сворачивает севернее. Дорога в основном двухполосна, много серпантинов, много узких мест. Предупреждая других участников движения, водитель почти постоянно работает клаксоном, и стоит только задремать в этом «испанском сапоге», как тебя тут же будит веселое «тра-та-та-та» этой адовой бибикалки.
Но к счастью, все имеет обыкновение заканчиваться, и спустя почти 9 часов наш автобус прибыл в Беси Шахар - перевалочный пункт для треккеров «Вокруг Аннапурны». Кстати, это последний пункт перед треком, где есть банкомат. Далее до самого Муктинатха банкоматов нет!
Подкрепившись в Беси Шахаре, мы пересели в машину повышенной проходимости со смешным названием «Махиндра» и поеахли вверх уже по грунтовой (если можно так сказать ) дороге до поселка Чамче (Chaymche или Chamje).
И здесь мы впервые заночевали в «гестхаузе». Что такое «гестхауз»? По сути, это та же гостиница, но… почему-то гостиницей ее назвать как-то не поворачивается язык. По-деревенски простое убранство номеров достаточно для странников, но не для взыскательных командировочных или туристов-пляжников. Еда достаточно вкусная и питательная, чтобы утолить голод, но это не высокая кухня и тем более не варварское «все включено». Здесь нет официантов в униформе, вас не встречает респшн в лобби и вообще… Если вы в Гималаях, зачем вам все это? Главное тут - Гималаи, а не убранство интерьеров. Наслаждайтесь тем, что есть, ибо непальские «гесты» - это часть национального колорита.
Продолжение:
дни 1 и 2,
день 3,
дни 4-5,
дни 6-7,
день 8 (перевал),
день 9 (спуск в Джомсом),
день 10 (самолет в Покхару).
-