Петровский завод - часть 2. Музей декабристов (дом Е.И.Трубецкой)

May 16, 2017 15:52

Первая часть здесь
Музей декабристов Петровска-Забайкальского был основан в 1980 году, и только недавно принял своего 250-тысячного посетителя (нет, это были не мы, мы были раньше:)
Находится он на пересечении улицы Дамской и улицы Декабристов, в старой части города.
Дальше - два десятка крупных фото.



Дом с табличкой


Мемориальная доска:

Улица Дамская сейчас выглядит вот так, это мы просто идем по ней ногами.


Когда я искал часы работы музея (собственного сайта у него, увы, нет) информация в сети попадалась самая разная. В Петровском Заводе мы планировали провести только два дня, субботу и воскресенье; в итоге я просто позвонил туда и договорился о визите. И правильно сделал, потому что по выходным в тот период музей не работал (отпуска сотрудников, мероприятий очень мало), и явись мы без предупреждения - ткнулись бы носом в замок… И мы очень признательны хранительнице фондов Валерии, которая в свой выходной нас встретила, приветила и все-все показала:)

Во дворе справа установлен фрагмент частокола (а теперь еще - и памятный знак о переходе декабристов из Читы в Петровский, их закончили устанавливать осенью). По центру - скульптура «Семья Трубецких». Установлена она в 1989 году. Не могу не отметить разительный контраст по… скажем так, монументальности со скульптурами более позднего времени, например, памятником женам декабристам в Иркутске.


В профиль памятник мне нравится немножко больше:)


Само здание музея - дом Е.И.Трубецкой. Дом чинился и восстанавливался, поскольку не избежал пожаров.


Памятная доска:


Этот музей декабристов, из всех нами виденных в Иркутске и Забайкалье (усадьбами Волконских и Трубецких и церковью в Чите) - самый маленький.
Впрочем, дом Екатерины Ивановны Трубецкой отнюдь не считался маленьким по меркам Петровского Завода. В те времена это было самое высокое здание в городе, в два этажа - причем с балкона дома можно было заглянуть за частокол, огораживающий тюрьму. На балкон мы не выходили, вот вид с него - на Дамскую улицу (насколько я понимаю, при восстановлении месторасположение дома изменилось, поэтому сейчас так).


Вот фрагмент частокола. И сейчас он в два раза ниже, чем был изначально. Можно оценить «частокольное» крепление стволов, масштаб и цвет.
После того, как тюрьма сгорела и перестала быть тюрьмой, местные жители хозяйственно растащили частокол для своих нужд. Но кусок сохранился до наших дней.




В реальности частокол стоял не здесь, конечно же. Место, где находилась тюрьма, дальше - примерно вон на той зеленой проплешине ("хорошей зеленой лужайке", по мнению Лепарского), справа под холмом. (На пейзаж смотрим уже на следующий день с самой высокой точки холма-некрополя, около надгробия Ивана Ивановича Горбачевского).


И неизвестно, вдруг эта зеленая трава хранит под собой и под землей еще какие-то доселе неведомые с записками бутылки?.. Печальную историю о взрытом и вскрытом в семидесятые годы прошлого столетия на месте тюрьмы схроне с бумагами и - увы - сожженном на месте же, поскольку копали не специалисты, я уже упоминал.

Да и в целом, по нашим меркам, здесь все рядом. Дамская улица получается буквально в десяти минутах хода от тюрьмы, от Дамской улицы до дома Горбачевского - тоже минут десять, от Дамской улицы до кладбища - минут пятнадцать… (Правда, нашего хода и по какому-никакому асфальту-бетонке и утоптанной грунтовке).
В сторону места, где была тюрьма и на Лунинскую гору (откуда нарисован самый известный вид Петровского - который мы видим на акварели Николая Бестужева) мы не ходили. Но все прочие пути промеряли своими ногами - по Дамской, до дома Горбачевского. И до кладбищенского холма…
Но об этом позже, а здесь будет экспозиция музея.
На первом этаже первый зал традиционно посвящен «истории тайных обществ», там мы практически не фотографировали. А второй зал - как раз о Петровском заводе.
На стенах - портреты всех, кто здесь находился, по центру - макет тюрьмы. У другой стены - схемы размещения узников (увы, в помещении сумрачно).




И огромная рисованная карта - с сибирскими городами, где жили декабристы на поселении.




Далее мы поднимаемся на второй этаж. При входе есть вот такая чудесная памятная доска - с юбилярами текущего года.

Картина над лестницей - сюжет, я думаю, понятен. Интересно, чей портрет рисует Николай Бестужев?


На втором этаже в галерее у выхода на балкон в то время проходила выставка работ Николая Полянского. На мой взгляд, Полянский - один из лучших художников, рисовавших на тему декабристов. Мы купили альбом с его работами, но его лучше смотреть здесь, на сайте kemenkiri.narod.ru. И еще вот здесь есть - http://eamele.livejournal.com/118354.html.
(пользуясь случаем, еще раз выражаю огромную благодарность lubelia за оцифровку альбома).

Два оставшихся музейных зала - интерьеры гостиной и кабинета.
Мебель и рояль - ежели и не те самые, но подлинные той самой эпохи.




И кабинет - стол, книжные шкафы...


План Петровского Завода.


И чернильница Ивана Ивановича Горбачевского.


А к нему в его дом мы пойдем позже (да, вот так и сказала нам Валерия - а теперь пойдемте к Ивану Ивановичу)...


Дальше могло быть мое фото с глазами аки плошки и с гитарой в обнимку - Я!Пою!Свою "Полярную Звезду"! В Петровском заводе! - но его здесь не будет:)))
Но что было, то было - наши песни о них прозвучали там...

четырнадцать дней в декабре, дороги дальние, фото

Previous post Next post
Up