Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Jul 12, 2015 12:17

"Позвольте вам  представить Аарона Львовича Билиса. Билис русский, родом из Одессы. Только раннее детство его прошло в России, годы учения - Аргентина. В Париже - два года", - так представлял художника русскому Парижу Алексей Ремизов на страницах газеты "Последние новости" (12 июля 1931 г.)

Пожалуй, самая известная у нас работа Билиса - это портрет Марины Цветаевой, впервые опубликованный в томе ее "Избранных произведений" в "Библиотеке поэта" в 1965 г.



Билис был признанным мастером портрета, рисовал он исключительно быстро, что позволило ему создать огромную портретную галерею - писателей, ученых, политиков, военных, деятелей искусства - в общей сложности более 2000 работ.

С портретами Билиса можно познакомиться на французском сайте, посвященном его творчеству:
http://www.andre-aaron-bilis.com/oeuvres/fusains/

Разумеется, меня в первую очередь интересовали представители русской эмиграции.




Аарон Билис. Автопортрет. 1928

Родился Аарон Львович Билис в 1893 г. в еврейской семье в Одессе. После окончания Одесского художественного училища, в возрасте 16 лет, отправился продолжать учебу в Париж. Когда в 1914 г. разразилась Первая мировая война, он изъявил желание вступить добровольцем во французскую армию, но не прошел медицинскую комиссию. В 1915 г. перебрался в Аргентину и принял аргентинское подданство, которое сохранял до конца жизни. Живя преимущественно в Буэнос-Айресе, работал как театральный и газетный художник.

В 1928 году Билис вернулся в Париж и сблизился с кругами русской эмиграции. К этому периоду относится его серия портретов видных эмигрантских деятелей, выполненная угольным карандашом.

По воспоминаниям внучки художника Надин Будускье-Билис, дед рисовал портреты за один сеанс, в течение 2-3 часов, затем делал с них репродукции и приносил своим моделям с просьбой надписать. Поэтому почти на всех портретах имеются автографы портретируемых.

(Подробнее см. интереснейшую работу Инны Башкировой "Марина Цветаева: портрет работы Билиса".)



Марина Цветаева. 1931

Портрет Марины Цветаевой ранее датировался 1930 годом. Дату в авторской подписи разобрать трудно - то ли 1930, то ли 1931. Теперь, благодаря изысканиям И. Башкировой, можно с уверенностью сказать, что портрет относится к 1931 году.

30 мая 1931 года Цветаева выступала с публичным чтением своей прозы "История одного посвящения", в которой излагалась история написания посвященных ей стихов О. Мандельштама "Не веря воскресенья чуду...". Стихи эти заканчиваются следующими словами:

Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.

После вечера Билис поднес Цветаевой два экземпляра ее портрета - один в подарок, другой - с просьбой надписать.

Цветаева сделала следующую надпись:

Теперь уже нельзя сказать: "Нам остается только имя!"
Аарону Львовичу Билису - на память о тяжком (для него!) сеансе ("смейтесь! смейтесь же!")
Вечер 30-го мая 1931 г. Париж. Марина Цветаева

Экземпляр портрета, подаренный Цветаевой художником, сохранился в ее архиве и был воспроизведен в издании "Библиотеки поэта".



Марк Слоним. 1931

Марк Львович Слоним (1894-1976) - писатель, журналист, литературовед, эсеровский деятель, один из редакторов журнала "Воля России". Близкий друг Марины Цветаевой, к которому обращено ее знаменитое стихотворение "Попытка ревности".



Владимир Лебедев. 1931

Владимир Иванович Лебедев (1883-1956) - видный деятель партии эсеров, журналист, публицист. Один из основателей журнала "Воля России", издававшегося с 1921 г. в Праге, издатель журнала на сербохорватском языке "Русский архив", выходившего в 1928-1939 гг. в Белграде. Лебедев, его жена Маргарита Николаевна и дочь Ирина были близкими друзьями Цветаевой. Цветаева перевела на французский очерк Лебедева "Пераст". Уезжая в СССР, оставила на сохранение Лебедевым часть своего архива.



Павел Милюков. 1931



Николай Бердяев. 1931



Лев Шестов. 1931



Марк Алданов. 1931



Алексей Ремизов. 1931



Константин Бальмонт. 1932



Иван Билибин. 1929



Сергей Прокофьев. 1930



Александр Алёхин. 1931

Несколько слов о дальнейшей судьбе А.Л. Билиса. До конца жизни он жил во Франции, был сценографом "Комеди Франсэз", сотрудничал с газетой "Ле Монд" и другими печатными изданиями. В годы Второй мировой войны скрывался от нацистов на юге. Умер в 1971 г. во время поездки в Португалию на выставку своих работ. Похорен в Париже.

Подробнее о нем: http://www.artrz.ru/places/1804660589/1804783292.html

искусство, Франция, Марина Цветаева, Билис, русская эмиграция

Previous post Next post
Up