Всем привет!
Сегодня я предлагаю прогуляться по главной магистрали «Северной Пальмиры» - Невскому проспекту и посмотреть, каким он был четверть века назад.
22.08...05.09.1988 я (вместе с мамой) впервые был в Ленинграде. Тогда же мы купили проспект «Невский проспект».
Т.к. мне было всего 10 лет (ну, почти 11), собственно в Ленинграде мы провели только 4 дня (жили в гостинице «Южная»), а остальное время жили на турбазе «Молодёжная» недалеко от Лосево, постоянные экскурсии по пригородам: точно помню Петродворец (туда на теплоходе, обратно - на «Метеоре») и Павловск, Пушкин... не помню, а в Ломоносове не были вообще, - поездки в Выборг (аж 2 раза, потому что город понравился!) и Приоз(е/ё)рск (1 раз, потому что не очень), а так же учитывая реалии того времени (магазины, магазины, магазины), город я запомнил плохо - в памяти были только самые яркие моменты: станции метро типа «горизонтальный лифт» (не забываем, что я - бывший «метрошник»), троллейбусные поезда, трамваи на Лиговке (да, общественный транспорт был интересен мне уже тогда) и кое-какие музеи - особенно запомнился Зоологический с его мамонтёнком и скелетами, которых я тогда боялся, как и всяческих уродств, почему тогда мы и не пошли в Кунсткамеру =)
Так что на протяжении почти десяти лет представление о городе я имел только по этому проспекту, книжке «Ленинград», открыткам, карте города - ну, вы знаете, какие тогда были карты =) - и схеме метро. Всё. Также я не отслеживал изменения, происходящие в городе, поскольку до 1998 г. был увлечён Москвой, потому немало удивился, найдя 22.06.1998 город совершенно незнакомым - за исключением, наверное, только магазина «Восточные сладости» на Невском (рядом с пл. Восстания) да «Гостиного двора» (вспоминаем о реалиях времени): кажется, там мы купили папе бумажник «Слава Октябрю!» (см. тут:
http://photo.qip.ru/users/eu-genius/4133974/), которым я пользуюсь до сих пор =) Кстати, ищу ему замену, но пока безуспешно.
Итак, хватит пока историй - давайте уже пойдём на прогулку!
В силу ряда обстоятельств шрифт местами будет мелковат, но это нестрашно: картинки кликабельны.
Также спешу предупредить: будет множество транспортных комментариев, даже будет наблюдаться перекос в эту сторону =)
Про картинку вверху я долго думал, что она сделана чуть ли не в войну - таково уж её качество =)
И только потом сообразил, что это наше время.
В сером здании рядом с Аркой (д. 5-7) располагался междугородный и международный переговорный пункт, с которого я званивал домой ещё в начале 2000-х гг.
Теперь там, если не ошибаюсь, банк.
Вот.
Нет уж того «Аэрофлота», нет уж тех касс.
Кинотеатра, кажется, тоже нет. Надо бы проверить.
Знаменитая надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» на д. 14 в 2005 г. - к 60-летию Победы - была как-то топорно и потому, я считаю, варварски обновлена: из-под новой просвечивает старая.
Звезда сия уж не сияет над проспектом...
На мосту мы видим ГАЗ-24-02 «Волга» (универсал) и «Москвич-427» (или 428), ИЖ-пикап и уже уехавший фургон ЕрАЗ. Кстати, на проспекте ближе к Адмиралтейству мы видим ещё по одному «Москвичу-427», ИЖ-пикапу и фургону ЕрАЗ.
А где-то в районе Дворцовой площади мы видим даже зелёный иностранный туристический автобус!
На правой фотке мы видим жёлтый ЛиАЗ-677.
«Дом книги». Теперь он реставрирован, и на нём снова можно прочитать название первого владельца - компании «Зингеръ».
Теперь лужайка перед Казанским собором огорожена забором.
На верхнем снимке от нас уезжает жёлтая «Волга»-такси.
Судя по троллейбусу ЗиУ-5 и полосатому автобусу ЛиАЗ-677, фото с «Гостиным двором» сделано ещё в 1970-е годы.
Также обратите внимание на указатель входа в метро.
А чуть справа от буквы «М» мы видим фургончик «Zuk» =)
Кстати, о метро.
Как известно, 10 станций ленинградского метро были построены как станции закрытого типа: вместо колонн и платформ там устроены двери в проходах из зала прямо в поезд.
Я об этом узнал, когда был в Сухуми за месяц до поездки в Ленинград.
На Невском проспекте таких станций три: «Гостиный двор», «Маяковская» (недалеко от Московского вокзала) и «Площадь Александра Невского».
Из того времени я отчётливо помню объявление: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Гостиный двор", переход на станцию "Невский проспект", к поездам Московско-Петроградской линии». Потом объявления переформатировали, линии переименовали.
А ещё случился со мной казус: у меня цвета оформления станций почему-то ассоциировались с цветами линий, а потому «Невский проспект» мне виделся синим, хотя таковой была «Площадь Мира», которая у меня тогда в памяти не отложилась, а «Площадь Восстания» - красной, хотя такого цвета была «Маяковская» =)
Ну да метро - это отдельная тема.
Вот он! Вот он!
Троллейбусный поезд из двух ЗиУ-9! Обратите внимание: токоприёмники подняты на троллейбусе-прицепе.
Помню, тогда специально с мамой его дождались, сели во второй троллейбус, ибо мне было интересно, что там в кабине. Оказалось, ничего там нет.
И жёлтый «Икарус-260». А если вернуться к первой картинке (обложке), мы увидим там жёлтые же «Икарус-280» («гармошки»). А также мы узрим там ЛАЗ-699Р «Турист» (длинный, в отличие от 697-го) и экскурсионный троллейбус ЗиУ-9 (разрисованный). Да, были и такие до недавнего времени - базировались у «Гостиного двора», там даже небольшой кусок контактной сети параллельно основной был устроен.
А ещё там я впервые увидел подземный переход, в который надо спускаться не по лестнице, а по наклонной плоскости. Там же, у этого перехода, если не ошибаюсь, с чётной стороны напротив «Гостиного двора» я видел чёрную BMW 1930-х гг. Помню, я тогда ел мороженое на палочке и в противной жёлтой глазури. С тех пор я долго недолюбливал жёлтый цвет и слово «глазурь».
Кстати, подземных переходов-то на Невском - только эти два у «Гостиного двора», один из которых совмещён с входом в метро. Все остальные переходы на проспекте - наземные.
Универмаг «Пассаж». Это потом я узнал, что пассаж - это тип построения магазина как бы в проходе (откуда и происходит слово).
Тоже те ещё фото!
Фото с Публичной библиотекой: ЗАЗ-965, красные «Икарусы-250» и жёлтые «Икарус-260» и ПАЗ-672М, а также выглядывает хвост не то ЛМ68(М), не то ЛВС-86 (причём мне кажется, что второе).
Вот где изображён Театр кукол-марионеток: и ЗиУ-5 (аж две штуки!), и ЛАЗ-697 «Турист» третьей, кажется, серии (после "Е", уже без «хвоста»-воздухозаборника сзади на крыше, который мне всегда безумно нравился).
Вывеска «Универмаг», если не ошибаюсь, уже давно исчезла.
Я долго не мог взять в толк: вроде бы, на всех фото изображён один и тот же перекрёсток - угол Невского и Садовой, но если на верхнем Садовая подходит к проспекту косо, то на других она уже пересекает его под прямым углом. И много позже я выяснил, что сразу на перекрёстком (в сторону пл. Мира, нынешней Сенной) Садовая поворачивает.
И снова мы видим фургончик, но уже из другой соцстраны (или из той же, но с другого завода), а сразу за ним - ГАЗ-69 с брезентовым верхом =)
Смотрим в нижний правый угол фото слева. Видим грузовой электрокар? =)
По проспекту от нас уезжает ЛиАЗ-677 в полосочку, а к нам мчатся ПАЗ-672(М), а также голубенький фургончик (не помню, как его звать) и РАФ-2203 «Latvija».
Аничков дворец, он же Дворец пионеров.
Уже в середине 2000-х его хотели из здания выселить. Чем (если) закончилась история - не знаю.
КПСС!
Куйбышевский райком КПСС занимал здание справа, а надпись «СЛАВА КПСС!» находится на здании слева, где помещался Куйбышевский райсовет.
Если я правильно помню, в д. 88 (дальше за жёлтым) также помещался переговорный пункт.
А вот вместо «Октября» сейчас кинотеатр «Parisiana».
Где-то в этих же краях было и «Стереокино».
Вот она, площадь Восстания!
Ещё вся в зеленоватых тонах. Московский вокзал в 2003 г. перекрасили в жёлтый, и он стал таким же, как и Ленинградский вокзал в Москве, остальные здания потихоньку тоже перекрашивают.
Ленина в вокзале уже нет - его место занял царь Пётр I.
Также нет и того длинного текста - теперь там значится просто: «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
Но осталась ещё роспись потолка в старом здании.
А теперь взываю к знатокам: кто может сообщить текст на стене зала ожидания? Нигде найти не могу.
А если приглядеться, можно увидеть пересекающие площадь трамвайные пути, идущие вдоль Лиговского проспекта. Пути были убраны в 2007 г. На трамвае мы с мамой ездили на Расстанную улицу в гостиницу.
Кстати, именно эта линия-бульвар на Лиговке мне и запомнилась, именно с ней у меня потом ассоциировался ленинградский трамвай и именно её я всегда представлял себе, когда популярный некогда певец ленинградец Игорь Корнелюк пел свою песню про билет на балет =)
Часть проспекта от пл. Восстания до пл. Александра Невского не такая праздничная и известная, как та, что идёт от Дворцовой пл. к пл. Восстания. Часто её зовут Старо-Невским проспектом, а кто-то даже и не знает, что это - тоже Невский проспект.
Раньше пл. Ал. Невского называлась Красной, а поскольку здесь же находится гостиница «Москва», была шутка: в Москве - Красная площадь, а в Ленинграде - «Москва» на Красной площади =)
И в 1936 г. именно отсюда к пл. Труда пошёл первый в Ленинграде троллейбус.
09.05.2002 на площади Александра Невского был открыт памятник князю - как говорят, пятый конный памятник в городе, только я не могу сообразить, где ещё один.
Кстати, именно в вестибюле станции метро «Площадь Александра Невского» Невско-Василеостровской линии (тепрь это Линия №3) я впервые увидел схему, где можно было посмотреть, как проехать до нужной станции: на панели перед схемой касаешься пальцем (и держишь!) металлической пипки напротив названия станции, а на схеме высвечивается твой маршрут. Только потом, в 1996 г. такая штука попалась мне в Москве на станции «Комсомольская» (прожила она там недолго).
А ещё меня немало удивило, что Музей городской скульптуры находится на кладбищах - в Некрополе Александро-Невской лавры и на Волковом кладбище (на втором я не был).
На этом наша, надеюсь, интересная и познавательная прогулка заканчивается.
Всячески приветствуются дополнения, исправления и воспоминания!
Призываю к комментированию любителей и фанатов транспорта, как общественного наземного, так и водного.
Также всячески приветствуются знатоки архитектуры, истории и просто Ленинграда.