(Не говорите мне что она идёт - телевизионные репортажи о том, как "ополченцы", отложив рычаги самоходных орудий и пусковые кнопки "Буков", начали восстанавливать порушенное войною народное хозяйство, и возвращение в дипломатический оборот Лаврова - признаки весьма впечатляющие).
Около 800 лет назад король Сицилии и император Германии Фридрих II Барбаросса заключил сепаратный мир с повелителем мусульман султаном Салах-ад-Дином. На самом деле крестоносцам нужны были порты Леванта, а мусульманам - восстановление контроля над Иерусалимом. Компромисс заключался во временном 40-летнем контроле христиан над Святым городом. Потом, когда всё подзабылось бы, Иерусалим по-тихому вернули бы арабам. Просто султан лучше контролировал общественное мнение, чем Папа и император . Папа на такой «богопротивный цинизм не пошёл», и разъярённый император сочинил памфлет «Легенда о трёх обманщиках» (Моисее, Иисусе и Магомете).
Итоги февральского минского перемирия могли быть достигнуты циниками еще год назад: Украина и Россия делят Донбасс пополам, Россия получает де-факто Крым; Украина получает скрытую и явную финансовую компенсацию (кредиты, льготы по пошлинам, скидки на нефть и газ) в размере 50 млр. долларов. Были бы живы тысяч 6 человек, не было бы 1,5 миллионов беженцев. России такой вариант бы сэкономил 150 млр. долларов по меньшей мере. Украина получила бы роскошную финансовую «подушку» для проведения реформ.
Однако такой компромисс был бы политическим самоубиством для новой власти в Киеве и старой власти в Москве.
Украинское правительство было бы обвинено в продаже родины (справедливо), на него вели бы загонную охоту националисты. Украина вместо национальной консолидации погрузилась бы в бесконечные дрязги по языковому вопросу и правам регионов, началась бы оргия коррупции и дикая драка за право делить российские поступления.
Российское общество взорвалось бы протестами по проводу того, что вместо медицины, образования и поддержки промышленности огромные средства уходят на покупку никому не нужного куска степи, депрессивных шахтёрских городов и убогих крымских курортов. Раз десять было бы больше воплей, чем по поводу дотаций Белоруссии.
В результате Украина переживает невиданную национальную консолидацию. Украинская армия доказала, что она не хуже российской. Киев из захолустья европейской политики превратился в её солнечное сплетение. Украина «повесила» на Россию миллионы малолояльных граждан и индустриальное убожество Донбасса.
В результате после года националистической эфории, путинский режим оказался перед угрозой «ломки» - «геноцид русскоговорящих» больше по телевизору не покажешь, экономические проблемы только начинаются, а психологическая атмосфера холодной гражданской войны достигла почти предельного насыщения. Да, ещё Путин стал диктором-изгоем. Можно ли это компенсировать крымской экономической и донбасской политической ловушками, сказать сложно - даже с точки зрения кремлёвских обитателей.
Поэтому никакого исторического компромисса быть не могло. Этот компромисс был невыгоден всем. Кроме 6 тысяч, которые могли остаться в живых, и 1,5 миллионов, которые остались бы у родных очагов.