Станция "Маяковская". Замоскворецкая линия.

Oct 23, 2013 09:59

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке проект станции получил Гран-при. Смотрим, как выглядела станция в 2013 году.





1, Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать "Триумфальная площадь" по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на "Площадь Маяковского". В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название "Маяковская" в честь советского поэта Владимира Маяковского.



2. Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.



3. Второй (северный) выход станции был открыт 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка.



4. Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. "Маяковская" является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина - 156 метров.



5. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов - 8,9 метра; шаг арок - 4,2 метра.



6. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на "Маяковской" состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на "Маяковскую" он приехал на поезде со стороны станции "Белорусская".



Фото с сайта pastvu.com

7. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, но из-за желтого света светильников она кажется кремовой.



8. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов - А. А. Дейнека, тема - "Сутки советского неба"). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.



9. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.



10. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором "уфалей", нижняя - чёрно-оливковым мраморовидным известняком "давалу". Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.



11. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый "садахло". Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.



12.



Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта " Московское метро в фотографиях". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.

Понравился журнал?
Добавь в друзья!

Метро

Previous post Next post
Up