История модного глянца. От 16 века до наших дней

Nov 08, 2010 23:41


Журналы  о моде являются самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. А мужчинам, снисходительно посмеивающимся над «чисто дамским увлечением», следует напомнить, что именно они и явились первооткрывателями мира «глянца», создав когда-то первые печатные издания, ставшие прообразом женских журналов.

Своеобразными предтечами модных журналов можно считать книги, появившиеся в конце 16 века в Испании. В них печатались руководства для модниц, разъяснявшие правила создания модного туалета. Но пятьсот лет назад издание книги было делом долгим и трудным, к моменту ее выхода фасоны безнадежно устаревали. Надо было придумать что-то более дешевое и оперативное.

Прототипы журналов мод появились в 17 веке. До их появления туалеты демонстрировали наглядным способом - при помощи большой и малой Пандор, восковых кукол в половину или четверть человеческого роста. Сначала на них надевали модные туалеты и выставляли для всеобщего обозрения в парижском магазине на улице Сен-Оноре. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, Малая - утреннюю домашнюю одежду, так называемое «неглиже». Затем манекены отправляли в европейские столицы задавать модный тон. Есть сведения, что когда кукол перевозили из одной страны в другую, воюющие стороны на время прекращали военные действия. По сей день, знаменитые Пандоры хранятся в парижском музее Галиера (музей моды).

С появлением печатного дела новости моды стали передаваться через газеты и журналы.

В 1672 году во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Произошло это не в Париже, как можно было бы предположить, а в Лионе. Привилегия на его издание была выдана лично королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, но с 1679 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. В  «Mercure galant» работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники.
                                            
   


Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. В этом журнале, публиковались новинки литературы, велась литературная полемика, рассказывалось о светских событиях, а также печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить, а иногда критиковались те или иные нововведения.


Журнал этот был совсем крохотный - размером всего в восьмую долю листа. Первый номер открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской и испанского короля Карла II. К статье была приложена гравюра, изображающая наряд новобрачной, и модницы могли рассмотреть его во всех подробностях. Это была самая первая модная картинка самого первого модного журнала. Как долго издавался этот журнал - неизвестно, до наших дней дошло лишь несколько его номеров.

Постепенно с конца 17-го века издания с гравюрами, изображающими модную одежду, стали прочно входить в жизнь людей. А первые настоящие журналы о моде возникли во второй половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена.

В течение 18 века журналы мод появляются по всей Европе. В Германии выходит «Journal des Luxus und der Moden» (журнал о роскоши и моде), в Англии - «The Lady`s Magazine» и «Gallery of Fashion». В Париже начинают один за другим выходить модные журналы - «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797).


          
     


С середины ХIХ в. при журналах появляются приложения с модными выкройками. Мода постепенно начинает приобретать черты массовости. С 1890 года некоторые журналы начинают использовать фотографии, постепенно заменяющие гравюры и акварели.

Также начинается непосредственное сотрудничество кутюрье с редакциями журналов. Например, наряды от Уорта появляются на страницах знаменитого французского "Le Paravent Rouge" - журнале о моде и хорошем тоне.
                                                                    


Начало американским «женским изданиям» положил в 1830 г. журнал «Godey’s Lady’s Book» («Женская книжка Годи»), ставший особо популярным среди первых женских журналов Америки. Он публиковал цветные иллюстрации мод, стихи и рассказы сентиментально-нравоучительного содержания, прививал вкус, определял правила хорошего тона. Спрос на этот журнал был очень велик.




В ноябре 1867 г. вышел первый номер Harper’s Bazaar - самый старейших среди доживших до наших дней журналов о моде. Изначально это был еженедельник для дам среднего класса. Издание публиковало образцы французской и немецкой моды в газетном формате.

 
 


С 1901 года издание перешло к ежемесячному циклу.

В 1886 году в Нью-Йорке появляется своя легенда - Cosmopolitan, журнал для высшего общества. Издание несколько раз меняет хозяина, пока в 1905 году его не выкупает Вильям Рэндольф Херст, делающий Cosmopolitan настоящим литературным журналом. На его страницах впервые печатались рассказы Хемингуэя, Моэма, Фолкнера. Но в 1960-х читатели стали терять интерес к Cosmopolitan. И тогда Хелен Герли Браун, автор нашумевшей книги «Секс и одинокая женщина», предложила компании Херста создать женский журнал, адресовав его молодым женщинам, «идущим в ногу» с современной модой. Новое звучание журнала вновь привлекло к нему внимание читателей и рекламодателей, которое не ослабевает и по сей день.

 
 


1892 год - рождение еще одной американской легенды - журнала Vogue. Это был еженедельник, рассказывающий о новостях моды и общества, отражающий стиль жизни высшего общества Америки. Издание, воспевающее роскошную жизнь, задало определенный вектор развития многим последующим журналам, пишущим о моде. На страницах Vogue впервые появились постановочные съемки, говоря современным языком - фотосессии, а не просто манекенщицы, демонстрирующие модные туалеты.







Основали новый журнал Артур Тюрнюр, юный член светского общества из обеспеченной семьи, у которого уже был журналистский опыт, и Гарри Маквикар, чей прадед Стефан Уитни был крупным торговцем. Тюрнюр занял должность издателя, а Маквикар, изучавший искусство в Европе, стал арт-директором Vogue. Сначала еженедельник состоял из 16 страниц ин-кварто (четвертая часть листа), был хорошо отпечатан и красиво оформлен. Обложку украшала одна из изысканных картинок, которые стали популярны благодаря журналу Life, размещавшему под ними юмористические диалоги. Цена одного экземпляра - десять центов - позволяла человеку со средним достатком приобрести журнал и узнать, что же происходит в обществе.

Интересно, что мировой популярности журнала способствовал наш соотечественник Александр Либерман, эмигрировавший в Америку и возглавлявший издательство более тридцати лет. Алекс обладал невероятным чутьем, позволявшим угадывать будущие модные тенденции. Под его руководством журнал приобрел неповторимый стиль, узнаваемый во всем мире.

С Vogue и Harper’s Bazaar в период с  1925 по 1937 гг. в качестве иллюстратора сотрудничал Роман Тыртов (Эрте), выполнивший более ста обложек для этих журналов.






В конце 19-го начале 20-го веков модных журналов становится все больше и больше. Наряду с прославленными изданиями, появлялись журналы, выходившие небольшим тиражом, век которых был недолог - самые известные из них «Gazette du Bon Ton», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute». Одни из них предназначались модной публике, «Vanity Fair» (1913 г.), издающийся и по сей день, другие простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них "Le Petit Echo de la mode", (1880 г.), «le Jardin des Modes» (1923 г.), «Modes et Travaux» (1919 г.) и многие другие. Эти журналы рассказывали, как сшить или связать модную обновку.

С журналами того времени сотрудничали самые известные писатели и поэты того времени. К примеру, Теофиль Готье писал об искусстве грима, Малларме - о женских брюках, Анатоль Франс - о социальной роли костюма. Одним из постоянных авторов журнала «О дамах и модах» был известный эстет - поэт граф Роберт де Монтескью, который любил носить перстни с крупным черным жемчугом.

Появились модные журналы и для мужчин, рекламирующие одежду на все случаи жизни.

В 1920-е годы на французский рынок «приходит» американский Vogue и очень быстро завоевывает популярность. Но и сама Франция не отстает. В Париже в 1921 году выходит L'Officiel de la couture, а в 1938 году он стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии.


 


В 1937 появляется Marie-Claire, журнал, посвященный не одной лишь моде, а предлагающий разнообразные рецепты красоты, светские и культурные новости, читательскую почту. Успех издания был оглушительным.


 
 


В 1945 года выходит новый французский журнал Elle, первые экземпляры которого мгновенно расходятся среди модной публики.


  

1920-е и 1950-е годы считаются «золотым веком глянца». Расцвет индустрии всевозможных женских журналов был связан в первую очередь со стремительным процессом развития буржуазной культуры, модернизацией печатных технологий, а, следовательно, и снижением стоимости издаваемой продукции, уменьшением времени на доставку номеров, расширением читательской аудитории, за счет  более общего содержания изданий. Такие изменения в процессе производства и продажи, превратили журналы в необычайно популярный и доступный, массовый тип СМИ. Росли тиражи, повышалось качество иллюстраций, что делало журналы очень привлекательными как для рекламодателей, так и для читательской аудитории.

С приходом Второй мировой войны кардинально меняется стиль оформления и подачи материала в журналах мод. Если раньше фотография сопровождала текст, то теперь она становится самостоятельной смысловой единицей. Журнал «Vogue» вообще предпочитает давать меньше текста и больше иллюстраций. И в этом есть определенный смысл: читательницы в первую очередь должны видеть модную вещь; предполагалось, что именно визуальная реклама обладает наибольшей эффективностью.

Меняется и сама фотография. В 1935 г. Лейка изобретает новую камеру со скоростью кадра 1/1000 секунды, и это позволяет вывести модную фотографию на улицу. Безжизненные модели в статичных позах уходят на второй план. Новая фотоконцепция предполагает наличие динамики. Фотомодель не просто садится за руль автомашины, - она сама ведет машину. Антураж улицы используется в качестве естественного фона. Развалины разбомбленных домов, рыночная толпа, городские улицы - все это служит фоном для фотомоделей. Расцвет уличной рекламной съемки модной продукции приходится на первую половину 1940-х гг.

В 1950 году в Германии вышел в свет еще один легендарный журнал - «Burda moden», ставший популярным благодаря креативности и деловитости его создательницы. Энне Бурда не была ни дизайнером, ни модельером и даже не умела шить, но ей удалось превратить журнал с выкройками в международный бизнес, который до сих пор не имеет конкурентов. Она никогда не училась и издательскому делу, свою деятельность она описала словами learning by doing (обучение в процессе).

В послевоенной Германии был жесткий дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду - дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау.


 
 


В Burda moden любят подчеркивать, что это не журнал для шитья, а журнал мод. Рабочий процесс, как у любого модного журнала, начинается со сбора впечатлений на мировых показах и продолжается на планерках с дизайнерами, которые принимают решение, какие из замеченных трендов попадут в журнал. Затем дизайнеры делают эскизы, выкройки, шьются модели одежды, подбираются аксессуары, проводятся фотосессии... Ну, а далее происходит печатный процесс, как в любом другом глянцевом журнале.

В 1970-е гг. в журналы мод возвращается статичная студийная постановочная фотография, отличающаяся оригинальностью, а иногда и вычурностью. Объемы текстов по сравнению с фоторядом уменьшаются в такой степени, что журналы мод практически становится невозможно читать, их можно только смотреть. Основную площадь журналов (до 90%) занимает реклама домов мод и фирм-производителей модной продукции.

В 1990-е и 2000-е процент рекламных материалов о моде увеличился до 95% и эта тенденция сохраняется по сей день: дается в основном реклама, изредка критика, и уже совсем редко - попытка анализа.

На сегодняшний день мир модного глянца состоит в основном из лицензионных журналов, таких как - Vogue, Elle, Нarper’s Bazaar, Cosmopolitan, l’Officiel, Vanity Fair - издающихся крупными издательскими домами по всему миру и конкурирующих между собой.  Это журналы с многолетней историей и сильной редакторской командой.

В 21 веке модный глянец перестал существовать только лишь в бумажном виде. Каждый бренд и издательский дом имеет собственный сайт, часто - с интересной, оперативно выкладываемой информацией. Кроме того, Cosmopolitan имеет свое телевидение, состоящее из нескольких ТВ-сетей (англо- и испаноязычной).

Помимо интернет-сайтов печатных изданий, в последнее время развивается новый способ продажи глянца - электронная подписка, когда читатель может читать свой любимый журнал на экране ноутбука (или любого другого гаджета) как если бы он был в печатном виде.

Также набирают обороты независимые сайты о моде и блого-сфера, с помощью которой фото и видеоматериалы с подиумов, статьи и аналитика становятся достоянием миллионной аудитории за считанные минуты. И если когда-то для воспроизведения творений кутюрье требовалось время, художники и печатный станок, то сегодня  - всего лишь мобильный телефон со встроенной фотокамерой и выходом в интернет.

Но это уже совсем другая история модного глянца, писать которую будут наши потомки.

ЕШ
Использованы материалы А.А. Васильева, Е.С. Ласкиной.

журналы мод, мои статьи, мода

Previous post Next post
Up