Воспоминания Александра Городницкого о пребывании в Омске во время войны.

May 25, 2016 23:27

(Я в прошлом году использовала воспоминания Городницкого в пояснительной записке к одному урбанистическому проекту в Омске: http://e-n-z.livejournal.com/639912.html)

Оригинал взят у alex_mistch в Воспоминания Александра Городницкого о пребывании в Омске во время войны.
В годы войны в Омске в эвакуации побывало немало известных людей. Были среди них и дети, те чей жизненный путь еще только начинался: Роберт Рождественский, Алла Сурикова и многие другие. Ребенком попал в наш город и Александр Городницкий. Отрывок из его воспоминания о жизни эвакуированных в Омске опубликован в данном посте.


Отца отправили в Омск, куда была эвакуирована Картографическая фабрика для срочного выпуска военно-морских карт, и мы с матерью остались вдвоем. Началась бесконечная, черная и голодная блокадная зима.


В апреле 42-го, через ладожскую «Дорогу жизни», нас отправили в эвакуацию в Омск, где уже работал отец. Машины шли ночью, с погашенными фарами, чтобы, не дай Бог, не заметили немцы. Многие из них гибли, проваливаясь под весенний лед. На восточном берегу Ладоги нас пересадили в товарные вагоны.



Здание, в котором располагалась Картографическая фабрика в Омске. Ул. Таубе, 13 (современное фото).
В Омске первый год отец почти все время был на казарменном положении - надо было срочно пустить фабрику. Мать сначала пошла работать вахтером (за это давали рабочую карточку), а к 44-му году освоила специальность сначала корректора, а потом технического редактора в Гидрографии, где и проработала до пенсии. Около двадцати пяти лет уже после войны она редактировала морские лоции, штурманские таблицы и наставления для мореплавателей. Вспоминаю, что уже через десятки лет, во время долгих плаваний на «Крузенштерне» и других гидрографических судах, открывая по ночам на вахте в штурманской рубке увесистые тома морских лоций, в выходных данных я не без гордости читал: «Технический редактор Р. М. Городницкая».


Александр Городницкий с родителями. 1948 г.
В эвакуации, в Омске, я пошел в школу сразу во второй класс. Время было голодное. Немногие носильные вещи, захваченные из Ленинграда, были довольно скоро обменяны на продукты. Спасала посаженная нами картошка, которая заменяла все. Там, в эвакуации, класса с третьего я пристрастился к чтению. В доме на Войсковой улице, где нас поселили, каким-то образом оказались подшивки старых журналов «Вокруг света», которые я перечитывал по много раз, наивно мечтая о дальних путешествиях. Может быть, им. поэтому география стала моим любимым предметом.


Дом на Войсковой (сейчас Театральная) улице. 1940-50-е гг.
Сюда же в Омск был эвакуирован из Москвы театр имени Евгения Вахтангова, так что первый мой выход в драматический театр состоялся в Омске. Было это, кажется, уже в 43-м году. На сцене шел «Сирано де Бержерак» в переводе Щепкиной-Куперник. Мне посчастливилось месяца за два до этого прочесть однотомник Ростана, так что всего «Сирано» я знал почти наизусть. В конце первого акта, действие которого происходит в театре, король проходит со свитой через сцену и говорит: «Что сегодня было на ужин!» К всеобщей радости публики, актер, игравший короля, под сильным впечатлением от собственного ужина, а возможно, и в мечтах о нем, неожиданно сказал: «Что сегодня было на ужин - биточки!»



Ведущие актеры Государственного театра им. Е.Вахтангова Ц. Мансурова и Р. Симонов в спектакле «Сирано де Бержерак» .

Однако основу культурной жизни в эвакуации составляло кино. Его крутили в клубе Гидрографии по два раза в неделю. И песни, впервые прозвучавшие с экрана, надолго овладевали зрителями. Помню как поразил меня фильм «Большой вальс», как все мальчишки, после фильма «Три мушкетера», постоянно распевали на пыльных омских улицах бодрую песенку д'Артаньяна: «Вар, вар, вар, вар, вара, я еду на коне», но более всего запомнился мне Марк Бернес в фильме «Два бойца» с его знаменитой песней «Темная ночь». Кинофильм этот был особенно близок мне еще и потому, что действие его проходило в недоступном для меня тогда Ленинграде.


Кинотеатр "Гигант" во время войны.

Пару лет назад, работая над автобиографическим фильмом «Атланты держат небо», я со съемочной группой побывал в Омске. Надо сказать, что в огромном промышленном современном городе я не узнал того Омска военных лет, где прожил четыре года эвакуации. Пытался найти наш омский дом, но, видимо, он уже не существует. А проблемы того времени существуют до сих пор.

Из всех дней, проведенных в Омске, отчетливо всплывает в памяти самое радостное событие - День Победы в 1945 году. Город был на военном положении, но школы и госпитали работали вовсю.


Праздничный митинг в Омске у Драмтеатра 9 мая 1945 г.
Помню, что, когда я учился во втором и третьем классах, мы читали стихи раненым. Время было очень тяжелое, голодное. Первые диктанты писались в самодельных тетрадках из оберточной бумаги. Но борьба с общим врагом и наша общая победа над ним объединяли людей.


Проводы эвакуированных ленинградских детей на родину на перроне Омского железнодорожного вокзала. 1945 г.

Фотографии с сайта pastvu.com, сайта ИАОО, из книг А.Городницкого.

война, память, мемуары, литература, Омск, Ленинград

Previous post Next post
Up