Как в советском Омске "сохраняли" памятники прошлого. Заметка А.Ф. Палашенкова.

Apr 13, 2016 13:55

Оригинал взят у alex_mistch в Как в советском Омске "сохраняли" памятники прошлого. Заметка А.Ф. Палашенкова.
Данный текст был опубликован в Первом томе "Антологии Омского краеведения". Оригинал рукописи хранится в Историческом Архиве Омской области. Фотографии взяты с сайта "Ретро-фото" https://pastvu.com.

Заметка А.Ф. Палашенкова в редакцию Литературной газеты [1966 г .]

В текущем году Омск отмечает 250-летие своего существования. К этой дате город стал «готовиться заблаговременно» .
Во второй половине января 1958 г. было приступлено к разборке первого каменного сооружения в Омске - Воскресенского военного собора, построенного в 1775 г. последним сибирским летописцем, автором известной Черепановской летописи тобольским ямщиком Иваном Черепановым.
Собор вошел в страницы бессмертного произведения Ф.М. Достоевского «Записки из [М]ертвого дома». В стенах этого собора Достоевского, как и других каторжников, пригоняли говеть - исповедовать грехи: «…нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий Дом…» .


Воскресенский собор незадолго до сноса.
И вот с этим «очагом дурмана» омичи окончательно расправились в 1959 г.
Теперь на этом месте ворвавшийся в старую Омскую крепость степной ветер поднимает пыль…
[Spoiler (click to open)]
На утренней заре 17 февраля 1959 г. началась поспешная разборка (при председателе Горисполкома т. Хельмицком  и бывшем  первом секретаре  обкома партии т. Колущинском ) Тарских крепостных ворот, построенных в 1792 г. Работа проводилась в ударном  порядке: была выделена большая группа рабочих и несколько десятков автомашин. Задание было успешно выполнено, и на другой день на месте ворот было чисто, убрано, как говорится, до пылинки. Сквер, где находились многоукрашавшие его ворота, опустел.


Снос Тарских ворот.
Пять лет тому назад внимание строителей Омска остановилось на самом замечательном из архитектурных памятников Омска - Никольском казачьем соборе, построенном в 1838 г.  по проекту Василия Петровича Стасова (1769 - 1848 гг.), выдающегося русского зодчего, представителя высокого классицизма.
Собор находится посредине Центрального городского сада и, казалось бы, городу нужно было бы гордиться и радоваться наличию такого памятника архитектуры в Сибири на берегу Иртыша , но омичи взглянули на собор другими, «просвещенными» глазами.
К восточной (алтарной) части прекрасного стасовского сооружения пристроили с северной стороны мужскую уборную, а с южной - женскую. И это на самом видном месте сада!
Обычно уборные устраиваются в более укромных местах, но здесь, видимо, хотели показать «православным», как надо расправляться с «невежеством и дурманом»…


Бывший Никольский собор - кинотеатр "Победа".
Вообще-то в отношении антирелигиозной пропаганды у омичей есть чему поучиться. В свое время пол большого зала краеведческого музея был сплошь застлан иконами ликами вверх. В результате такого «мероприятия» погибла хранившаяся в Омском кадетском корпусе так называемая [С]уворовская икона, принадлежавшая отцу великого полководца, а также ряд интересных икон бывшего военного собора, на которых были изображены архангелы с типами лица сибирских казаков в казачьих доспехах.
Шесть лет тому назад у южной стены казачьей кладбищенской церкви  находилась могила исследователя сибирской истории, покровителя  петрашевцев Ф.М. Достоевского и С.Ф. Дурова и близкого к находившимся на поселении декабристам, преподавателя Омского кадетского корпуса Александра Ивановича Сулоцкого. Его могила увенчивалась гранитной плитой с соответствующей надписью. Теперь на месте могилы сделан досчатый сарай. Могила стерта, а между тем она находилась на местной государственной охране.


Казачье кладбище в 1950-х годах.
В начале шестидесятых годов стальной ковш экскаватора выбросил кости великого русского металлурга, изобретателя булатной стали Павла Петровича Аносова , умершего в 1851 г. в Омске и похороненного на Омском  Бутырском кладбище. На месте могилы воздвигнут дом, о чем красноречиво свидетельствует надпись на мемориальной доске:  «На этом месте был похоронен великий русский металлург Аносов Павел Петрович. 1797 - 1851».


На месте Бутырского кладбища.
Можно было бы продолжать перечень «мероприятий» по подготовке к 250-летию г. Омска, но чтобы не утомлять читателя, отметим в заключение одно…
В течение последних восьми лет предназначенная для установки доска памяти Ф.М. Достоевского, отлитая на заводе «Машиностроитель» по макету скульптора Словакова, топчется-лежит под ногами посетителей Областного краеведческого музея…
На доске надпись:
«В Омской крепости
С 1850 по 1854 гг.
отбывал каторжные работы
Великий русский писатель
Федор Михайлович
Достоевский,
осуждённый царским судом
по делу петрашевцев»
Послано 29 августа 1966 г.
 Доска поднята 25 августа 1966 г.
Доска была заказана при предшественнике нынешнего директора музея т[оварища] Агеева .
Открытие доски намечено было провести летом 1957 г. после ремонта стены, предназначенной для установки. А тем временем весной 1957 г. бывший директор , проработавший более 50 лет, вышел на пенсию.
Все ожидали увековечивания памяти Ф.М. Достоевского открытием мемориальной доски, но напрасно.
В 1958 г. по распоряжению директора т. Агеева  доска была положена на пороге входа в  отдел природы музея, а когда в Омском Отделе Географического общества СССР было выражено возмущение по этому поводу, доска была перенесена и положена к садовой скамейке во дворе музея под ноги отдыхающих посетителей, правда, надписью вниз.
Омичи любят свой город, гордятся им, его историческим прошлым… Но, к сожалению, далеко не все ценят его архитектурные и исторические памятники.
А.Ф. Палашенков,
действительный член
Географического Общества СССР.
КУ ИсА. Ф. 2200. Оп. 1. Д. 16. Л. 9 - 10.

В продолжении описанной истории с памятной доской составители приводят выдержки из иных документов фонда А.Ф. Палашенкова:
Поднятый вокруг мемориальной доски шум встревожил, наконец, и М. И. Агеева, и 25 августа 1966 г[ода] доска была поднята и спрятана в сарай .
КУ ИсА. Ф. 2200. Оп. 1. Д. 16. Л. 7.

Брошенная под ноги посетителей музея мемориальная доска памяти Ф.М. Достоевского пролежала по воле директора М.И. Агеева десять лет. Только после того, как вокруг доски заговорила [«]Литературная газета[»], доска была поднята . А осенью 1969 г. была установлена Омским Отделом Географического Общества СССР на Тобольских крепостных воротах .
КУ ИсА. Ф. 2200. Оп. 1. Д. 16. Л. 8. Подлинник. Машинопись.


Памятная доска установленная на Тобольских воротах.
[Комментарии и дополнения от составителей]
Хелмицкий Николай Аркадьевич (1918 - 1979) - председатель исполкома Омского горсовета (1958 - 1961)., позднее - первый секретарь Омского горкома партии, председатель промышленного облисполкома. В 1965 г. вызван в Москву на должность руководителя «Межколхозстроя» России (Энциклопедия города Омска. Т. 3. Кн. 2. С. 557).
  Колущинский Евгений Петрович (1902 - 1973) - крупный советский и партийный деятель. Первый секретарь Омского обкома КПСС (1955 - 1961) (Энциклопедия города Омска. Т. 3. Кн. 1. С. 555).
  Аносов  Павел Петрович (1799 - 1851) - русский металлург, первым в России разработал технологию изготовления огнеупорных тиглей - основного оборудования стале- и золотоплавильного производства того времени (БСЭ. 1970. Т. 2. С. 44 - 45 )
  Обращение с письмом в редакцию центральной «Литературной газеты» призвано было вывести ситуацию с местного на государственный уровень и спасти объекты, оказавшиеся под угрозой. К слову, именно постановка на республиканский уровень охраны памятника культовой архитектуры Никольского Казачьего собора в 1974 г. спасло последний от сноса, планировавшегося местной администрацией. Однако, реакция редакционного совета газеты оказалась неожиданной. В разделе «Письма» в октябрьском номере газеты за 1966 г. вышла заметка «Кто же пренебрег памятью?» . Корреспонденты московского издания, ссылаясь на телефонный разговор с действующим директором Омского областного музея, обвинили в описанной А. Ф. Палашенковым ситуации вокруг установки памятной доски Ф. М. Достоевскому самого А. Ф. Палашенкова. Будучи директором музея, он ненадлежащим образом сдал дела своему преемнику, чем поставил его в неудобное положение. К устному отчету действующего директора Омского областного краеведческого музея было прибавлено письменное заявление отдельных сотрудников музея, подтверждавших позицию начальства. Только заступничество людей, знающих подлинную суть происходившего, позволило защитить доброе имя А. Ф. Палашенкова. Письмо  в защиту Андрея Федоровича было составлено в редакцию «Литературной газеты» С. Р. Лаптевым, ученым секретарем Омского отдела Географического общества  СССР в 1947 - 1960 гг., сотрудника музея в 1940- 1950-х гг. Мы процитируем отрывок из текста его письма:
«Мне, проработавшему в Омском краеведческом музее в должности зам. директора по научной части с 1945 по 1953 г. и в последние годы в порядке общественной нагрузки занимавшему должность председателя секции содействия отделу природы музея, знавшему т[оварища] Агеева более 30 лет и столько же  и т[оварища] Палашенкова, приходится только удивляться и протестовать против подобного освещения вопроса о мемориальной доске Ф. М. Достоевскому Вашим корреспондентом (…) Об этой доске были осведомлены не только работники музея, служившие в то время, но и общественность, группировавшаяся тогда вокруг музея. Решение о постановке мемориальной доски Ф. М. Достоевскому было согласовано с соответствующими высшими инстанциями, в связи с решением Всемирного Совета Мира о чествовании памяти Ф. М. Достоевскому. Тов[арищи] Дианов и Подрезов (здесь и далее перечислены фамилии лиц, поставивших свою подпись под письмом в редакцию «Литературной газеты» в защиту Агеева. - Прим. сост.) работниками музея не являются и считаются только в активе музея в последние годы, при т[оварище] Агееве и естественно могли не знать. Что касается т[оварищ] Иржичко (заместитель директора с 1959 г., директор музея с 1969 г. - Прим. сост.) и, в особенности т[оварищ] Долинина (заведующая фондами. - Прим. сост.), как сотрудники музея, подчиненные т. Агееву, вряд ли в данном случае могут быть объективными» (КУ ИсА. Ф. 2200. Оп. 1. Д. 16. Л. 6 - 6 об. ).
Описанная ситуация может служить наглядным примером того, с какими трудностями и непониманием сталкивался исследователь на своем пути по сохранению памятников старины.


архитектура, культура, омские краеведы, Омск, история

Previous post Next post
Up