Рецензия на книгу Александра Митты "Кино между адом и раем"

Dec 18, 2013 08:00



Александр Митта родился в 1933 году (ему сейчас 80 лет).

Режиссер и сценарист, снял 17 фильмов ("Экипаж", "Сказка странствий", сериал "Граница. Таежный роман"). За фильм "Затерянный в Сибири", англо-советского производства, номинировался на американский "Золотой глобус" и "Оскар" от Великобритании.

На его преподавательские взгляды оказали влияние пребывание в США в начале 1990-х, где он ознакомился с американскими системой кинопроизводства и теорией сценарий. Затем с 1993 года Митта преподает курс режиссеров в немецкой киношколе в Гамбурге.

Как итог размышлений о профессии написал книгу "Кино между адом и раем" в 1999 году.

В работе он объединил американскую и советскую систему. В частности


присутствуют термины и принципы американской сценарной теории, так и советской.

Например, американцы говорят структура/элементы сценария или сюжет, а Митта использует советский термин "конструкция сюжета". Американцы просто говорят о необходимости вызывать эмоции у зрителя и читателя, а Митта использует советский термин - катарсис (из Аристотеля).

В целом книга Митты прекрасный учебник, многократно превосходит по полезности рассмотренные ранее книги Никитина и Басова.

Автор подробно рассматривает структуру сюжета: трехактную систему, характеры, эмоциональный характер интереса зрителя/читателя, саспенс, перепитии.

В отличии от других авторов много внимания уделено "альтернативному фактору" (у американцев такого термина нет).

"В каждой драматической ситуации должен присутствовать альтернативный фактор. Он угрожает герою. Он задает вопрос: «Что ты делаешь в ответ на мою угрозу?» Пока вы не обнаружите и не заставите работать альтернативный фактор, драматическая ситуация лишена движения."
несколько цитат:

Говоря терминами драмы, зрители должны испытать катарсис - очищение путем сострадания чужому горю.
Аттитюд - это философия действия характера в конфликте. Интеллектуальная и психологическая реакции на мир объединяются.
Характер - это этический выбор под давлением драматических событий. Что проявит характер: трусость или смелость, эгоизм или сострадание?
В самых классных кульминациях и концовках одновременно могут быть развязаны 5-6 боковых сюжетов.
Существенный вопрос, который вы всегда хотите решить: когда характер должен начать действовать? Ответ; сразу. Как только началась история, 2-3 минуты на обрисовку атмосферы - и погружайте персонаж в конфликт, опрокидывайте в безвыходную драматическую ситуацию. Пусть покажет себя в деле.
Главный и единственный недостаток книги - ее многословие, там, где хороший учебник обойдется одной страницей, Митта напишет пять.

Summary

После 1990 года в России русские писатели  и сценаристы написали всего четыре книги о писательском искусстве. Работа Митты является одной из самых полезных (наряду с книгой Червинского) - прекрасно дает понимание, как строить сюжет, важность характеров и пр.

Некоторые читатели говорят, что после Митты не нужно читать американские учебники, но это ошибка. Во-первых, книга издана в конце 1990-годов на основе американских работ еще более раннего периода. А с тех пор у американцев появилось множество новых авторов-преподавателей писательского/сценарного мастерства - Блейк, Фрей, Трубби с новыми системами построение сюжетов
Previous post Next post
Up