«Маниакально-депрессивный синдром - приговор или шанс для творчества?»
Mar 31, 2019 15:48
Джулия Кэмерон автор самой прославленной книги-мотиваторе для творческих людей «П уть художника». Книга издана по различным оценкам от 2 до 4 млн экземпляров.
Книга стала почти обязательной книгой для чтения для творческих людей в англосаксонском мире. Сама книга вдохновила многих писателей и музыкантов. Элизабет Гилберт («Есть, молиться, любить»), Тим Феррис («Четырех часовая неделя»), Патрисия Корнуэлл, Энн Ламотт признавали влияние идей Джулия Кэмерон.
В начале ее карьеры издательства рекламировали ее книги как работу успешного сценариста из Голливуда. А также вспоминали о том, что она бывшая жена режиссера Мартина Скорсезе. Правда забывали сказать о том, что они развелись 15 лет назад, Джулия вторая из пяти его жен. Когда книга превратилась в бестселлер, то автора стали представлять, как самого великого мотиватора. Теперь в аннотации не упоминается «голливудская сценарист и режиссер», а пишут просто: «революционная программа для художественного обновления от самого главного мирового авторитета по креативности».
Теперь считается, что именно книга Джулии Кэмерон создала в магазинах специальный раздел - «креатив».
С тех пор было издано более 4 млн копий различных книг Кэмерон, из которых половина пришлось на The Artist's Way. Ежегодно раскупается порядка 100 тысяч экземпляров книг Джулии Кэмерон.
С ростом популярности книг, читателям становится интереснее личность самого автора «Пути художника». Все чаще они просят рассказать ее о своей жизни. Им становиться интересно узнать о сценария, мюзиклах, пьеса о которых она рассказывается в учебниках о творчестве.
Но удивительно дело, журналистам, поклонникам Джулия говорит, что «об этом мне говорить нельзя», ссылаясь на издательство.
[Spoiler (click to open)] Но литературная мода поменялась - становятся бестселлерами книги, атворы которых откровенно рассказывают о драме личной жизни. востребованы книги авторов с драмой и трагедией личной жизни. В 2006 году издатели разрешили Джулии Кэмерон написать и опубликовать автобиографическую книгу «Взять хотя бы меня» (Floor Sample, 2006).
В этой книге Джулия Кэмерон предстала в обескураживающим для ее фанатов виде - неуравновешенной невротичке с диагнозом маниакально-депрессивный синдром, которая может нормально жить в обществе только при условии приема комбинации лекарств. Содержание
Джулия Кэмерон выросла в провинциальном городке на среднем Западе. Ее семья придерживалась строгих патриархальных правил, и девочка даже училась в кармелитской католической школе. Отец и мать страдали психическими расстройствами, которые с возрастом проявились и в самой Кэмерон.
Гламурная историю жизни обычно сразу начинается с работы крупнейших американских газетах и журналах The New York Times, Rolling Stone, для которых она пишет статьи. А на самом деле она начинала работать в отделе разбора почтовой корреспонденции. Постепенно ей дают возможность писать какие-то заметки.
Набравшись опыта, она пишет статьи в духе новой «журналистики» 1970-х. В своих репортажах Кэмерон описывает «эпидемию зеленого лака для ногтей» модные «привычки» в барах и клубах. Добавляет к алкоголю, который она пьет как лошадь, наркотики.
Как признавалась сама Джулия Кэмерон, в этот период она убедила себя, что только алкоголь позволяют ей блестяще писать и творить. Главной задачей была успеть написать до того, как она окончательно не опьянеет. Со временем этот промежуток времени становиться короче, и она открывает для себя кокаин, который позволяет ей много пить и не пьянеть. Она знакомится на многочисленных вечеринках со звездами, режиссерами, актерами. «Все мы знаем, как бедны-безумны-распутны-безответственны творческие люди», - напишет она в «Пути художника». Ее друзей, знакомых, любовников, шокирует количество алкоголя, который она выпивает каждый день и они советует ей прекратить.
В 1976 году ее отправляют взять интервью у молодого многообещающего режиссера Мартина Скорсезе, который только-только снял фильм «Такси». У них завязался бурный роман. В конце года они поженились и через девять месяцев Джулия Кэмерон родила девочку. Правда к этому времени отношения в семье уже были на грани развода. По версии, рассказанной Джулией Кэмерон, она обнаружила у себя в шкафу блузки актрисы Лайзы Минелли, которая в это время снималась у Скорсезе в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк». По другой версии мужа достала ее пристрастие к алкоголю, наркотики, постоянные скандала, депрессии. Сразу после родов, еще больнице она требует принести шампанского и кокаина
Вскоре они скандально разводятся. Брак продлился не дольше года. Джулия остается одна с маленьким ребенком на руках. Прекратила она пить? - Нет. Полтора года она лечит депрессию от развода водкой, виски и кокаином. О ребенке забоятся няни, которые даже опасаются оставлять его наедине с ней.
После того как ее здоровье и жизнь оказываются под угрозой она проходит курс «анонимных алкоголиков». Начинается трудная жизнь матери-одиночки. Она устраивается работать сценаристом на студии в Paramount Studios, работает в различных газетах, пишет об искусстве. В «Пути художника» она упоминает, что она продавала сценарии, снимала фильмы, писала газеты для лучших газет и журналов. Но из этого периода ее жизни осталось только упоминание ее в группе сценаристов одного из эпизодов сериала «Miami Vice». В 1989 году она за собственные 30 тысяч долларов снимает по своему же сценарию фильм «Воля бога» (God's Will), о котором ныне почти ничего не известно.
В середине 80-х годов чтобы заработать деньги на жизнь она разместила в Chicago Reader объявление, предлагающее творческую разблокировку писателям и сценаристам. В основе ее программы был личный опыт борьбы с алкоголизмом и наркоманией, пройденный курс «Анонимных алкоголиков». Первоначально студенты занимались у нее дома, затем с ростом популярности в городской церкви Единства. Один ее студентов, молодой писатель Марк Брайен стал ее партнером на семинарах.
«Хорошо, когда мужчина и женщина проводят занятия вместе, - объясняла Кэмерон, - чтобы люди с мужскими и женскими проблемами могли проецировать на себя решения».
Роль Марка Брайена, который через несколько лет стал ее мужем вообще недооценена. Джулия Кэмерон выступала креативной частью ее творческой программы, а Марк Брайен ее организаторской. По его настоянию она стала готовить к семинарам рабочие тетради, которые впоследствии они систематизировали и написали черновик. Многие годы он помогал ей воспитывать дочку. Затем несмотря на развод (через три года) поддерживал ее, помогал писать ей книги, когда она месяцами страдала от своих психических заболеваний проводил вместо нее курсы, промотуры для книг.
Постепенно преподавательская работа, чтение курсов «Пути художника» стали вытеснять менее успешную деятельность по написанию статей и сценариев.
Последующие годы Джулии Кэмерон описывает, как постоянные попытки реализовать себя как успешного автора пьес и мюзиклов. Ей категорически не нравилось, что ее воспринимают, как автора книги по развитию творчеству. Хотя она сама этого и не признает, но ни один ее проект не стал успешен. Все ее мюзиклы и пьесы ставятся в любительском формате на ее же деньги. Ее художественные книги публикуются только после того, как она становится известным автором «Пути художника».
Еще один момент, которые она не замечает. Все ее творческие работы фактически пишутся в соавторстве с профессиональными редакторами, писателями, драматургами. Сама она называет фактическое соавторство: помощь редактора, «привести книгу в порядок», «творческие советы». Она сама пишет интуитивно и создает хаотический материал, затем в работу вступают редакторы и «советчики», которые превращают ее хаос в стройную структуру. В результате ее рукописи после такой помощи или сокращаются в два раза или увеличиваются в два раза.
С середины 1990-х годов Джулия начинает страдать психическими заболеваниями, но она долгие годы отказывается это признавать. Всю жизнь она была «немного не в себе», как она сама это называла. Она принимала решения по советам медиумов, предсказателей, духовных отцов, мошенников, брачных аферистов. Но в итоге оказалась в психиатрической больнице с диагнозом маниакально-депрессивный синдром. Поразительно, но, как и в случае с алкоголем она отказывается принимать лекарства, которые глушат ее «творческую натуру» не позволяют слышать голос, музыку, сова, деревья. При этом она правда бегает голой, голодает, превращает квартиру в гнездо, погружается в мир грез. Интересно, что все три ее мюзикла были задуманы именно в периоды обострений, когда она слышала музыку и слова. Только со временем ей удается понять, что без лекарств она может навсегда остаться в психиатрических больницах. В итоге
В итоге оказывается, что великий мотиватор и «тренер по креатив», никогда не хотела признавать себя только лишь преподавателем и автором книг по развитию творчества, но так и не смогла создать значимых литературных, драматических произведений или сценариев.
Интересно, что, судя по всему, такое саморазоблачение мало повлияло на популярность книг Джулии Кэмерон. Она по-прежнему ежемесячно проводит 2-х дневные семинары на которых обычно собирается около сотни слушателей, оплачивающих 290 долларов.