"Увезу тебя я в тундру" - так пелось в
песне, популярной на радио-ТВ в советские времена.
Как оказалось, ехать на крайний север (или на крайний юг, на
Огненную Землю) для этого совсем не обязательно. Очень похожие на тундру условия можно встретить и на вполне умеренных широтах. На
Курилах.
Мать-природа устроила здесь климатический кавардак. С одной стороны островов - холодный Тихий океан, с другой - не просто холодное, а студёное Охотское море. Если ветер дует с юга, то тёплый и влажный. Если с севера - сибирский, ага. В результате здесь зимой очень холодно, летом просто холодно, но всегда влажно - зимой снег по пояс, летом туманы, морось и дожди.
Рассказывают про недавние годы, когда солнце летом появлялось раз пять, не больше. Соответствующая здесь и растительность. Мох, трава, камни, иногда стланник, в болотах - огромные розовые поляны плотоядной росянки. Деревья появляются только на Южных Курилах -
Итурупе,
Шикотане и
Кунашире. Севернее их нет, только на Парамушире были какие-то полукустарниковые заросли. Говорят, что деревья растут и на Урупе, но я их там не видел.
Короче, суровый северный климат.
Википедия об этом красноречиво гласит: "Климат. Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера". И это на 45°-50° северной широты. Это южнее Новосибирска, Москвы, Варшавы, Берлина и Лондона. Это на тех широтах, где стоят такие города как: Харбин, Волгоград, Краснодар, Донецк, Кишинёв, Вена, Милан, Мюнхен, Париж, Оттава, Ванкувер и Сиэтл. Вот как бывает, да...
"Погода у нас хорошая, но климат суровый", - так говорят местные жители.
"Погоду на завтра узнаете послезавтра", - добавляют они же.
"Сто грамм перед ужином не только полезно, но ещё и мало", - это уже когда мы мокрые, продрогшие и никакие возвращались на корабль.
"Пьянству - бой! Перед боем надо выпить", - из тех же источников.
Запись в походном дневнике: "на седьмой день экспедиции увидели ЗАКАТ" (так заглавными буквами там и написано: "ЗАКАТ").
По тундре по железной дороге мокрой траве, болотам, сквозь стланник под дождями, в туманах и иногда под сильным ветром передвигались мы по островам Парамушир, Онекотан, Матуа, Расшуа.
Больше всего запомнилось восхождение на вулкан
Эбеко на Парамушире.
На вершине вулкана нас заливало дождём и сдувало шквалами ветра... Виды там, очевидно, совершенно фантастические, это чувствовалось по масштабам вулкана, но ни глаза, ни фотооптика почти ничего не запечатлели. Зато это был самый первый день на островах и мы сразу всё-всё поняли про наше путешествие.
На юге Парамушира ещё есть любопытные развалины старого маяка. Местный народ жалуется, что государство вообще ничего не выделяет на поддержку. Но, с другой стороны, маяки на побережье ушли на пенсию. На всех морских судах давно стоят спутниковые навигаторы и автопилоты (да!). Увы, старые и иногда очень красивые маяки служат либо декорацией для пейзажа и заманивания туристов, либо заброшены и медленно сгнивают...
Матуа - японская военная база времён Второй Мировой, которой наследовала советская военная база второй половины 20 века. Сейчас остров необитаем, базы нежилые, стоят как памятник попытки колонизации Курильских островов. Почему-то очень много бочек, очень много!
Остров
Расшуа.
Запомнился походом вокруг местных сопок Серп и Молот (это названия этих двух сопок :) Обещана была простая прогулка, просто походить, посмотреть, пофоткать. "Можно пройти по старой дороге вдоль озера" - что-то вроде этого сказали гиды. В результате оказалось, что сами они там впервые, дорога есть только на карте, а топать нам пришлось 10км через стланник, сквозь траву выше человеческого роста, через овраги, речки и болота, да и всё это под бесконечным дождём. Ну, да, вот такой получился "день отдыха". Вернее, вот такая "дорога смерти" - подумалось тогда мне, - "эстетика тлена и депрессии".
Потом стало полегче.
Даже солнце начало иногда появляться. Обычно часа в 2 дня, ненадолго. Потом опять хмурь и морось. Иногда солнечной была треть или даже половина дня. Один раз пробили облачность при восхождении на
Атсонупури (но это уже на "южном" Итурупе). Но вот по-настоящему чистое солнечное утро у нас было только один раз на Харимкотане! ОДИН раз!!
Но и здесь во второй половине дня нахмурилось и под закат пошёл мелкий дождик.
А на Харимкотане помимо осмотра заброшенного посёлка и близлежащих суровых красот желающие занялись поеданием ягод (а там их было даже очень!) и поиском стеклянных японских поплавков. Поплавки - это отдельная песня.
До изобретения платсмасс в морских рыболовецких сетях в качестве поплавков японцы использовали либо дерево (где оно есть), либо полое стекло. Многие из поплавков остались в море-океане, они в отличии от дерева не гниют, до сих пор где-то плавают и их периодически выкидывает на берег.
Оказалось, что в мире есть коллекционеры, которые отчаянно собирают эти поплавки, ведут каталоги, меняют-покупают-продают те, что имеют коллекционную ценность. Более того, некоторые особо упёртые рыбаки-ретрограды, несмотря на экономическую неэффективность до сих пор их используют. О, как!
Наслушавшись рассказов о них, мы тоже пошли на берег за "артефактами" и да, нашли, и даже немало. Увы, ничего особо коллекционно-ценного в наши руки не попало.
Все остальные утра были примерно одинаковые. Хмурь, туман, корабль на рейде как будто под белым колпаком - иногда даже берега было не видно. Потом экипировка во всё непромокаемое, посадка в моторку и на очередной остров. А по дороге в тумане исчезал и корабль. И вокруг белое безмолвие - видимость метров 100-200, и только плеск волн и рык мотора.
Потому здесь и безлюдно. Население островов - всего примерно 20тыс человек, многие острова необитаемы, ни тебе пляжей, пальм, мулаток и пинаколады! И это на широте тёплой и солнечной Хорватии! Населенных пунктов тоже немного, три из них с большим натягом имеют статус города:
Северо-Курильск (Парамушир, 2.5тыс чел),
Курильск (Итуруп, 1750 чел) и, как несложно догадаться,
Южно-Курильск (Кунашир, 7тыс чел).
Что приятно - дома и больницы ремонтируются, дороги неспеша покрываются бетоном или асфальтом, народ живёт приятный и оптимистичный. Другие, очевидно, здесь не выживают.
Северо-Курильск печально известен по цунами 1952г. Тройная волна уничтожила город, погибло более 2тыс человек (из проживавших шести тысяч). Также погибло неизвестное количество военных в прибрежных частях. Факт трагедии был строго засекречен в советское время. Город затем был отстроен заново на безопасном расстоянии от моря, а место старого города сейчас заброшено, улицы заболочены. Порт остался на старом месте, зрелище тоже удручающее.
А в качестве завершающего позитива вот что.
Как нам рассказали местные жители - нам очень сильно повезло с погодой. Всё могло быть гораздо хуже, пару-тройку недель до нас там вообще был такой тайфун, что на море бы уболтало качкой, а на земле смыло водой. Вот так.
Остальные фотки
здесь.