Кто о чём, а я снова о зимниках :) Суровых
якутских зимниках, которые изрядно укатали нас в ходе недавнего
автопутешествия Якутск-Тикси-Якутск.
Да, пора бы уже вернуться к тематическим рассказам... Точнее, не "вернуться", а "начать", - поскольку наши планы пойти на север по Индигирке отменились по причине
потопа в Индигирской трубе. Таким образом, наши более опытные руководители приняли решение двигаться в объезд через зимник "Арктика" - именно туда мы и направили наши ведущие колёса из Усть-Неры. Весьма неплохое место, белое и красивое в зимнее время:
1.
Наш ведущий (в смысле ведущий колонны, но иногда в радиоэфире он действительно напоминал радиоведущего :) Александр Еликов, бывший полярный дальнобойщик, делился своим опытом прохождения "Арктики" от начала до конца и обратно (как на фурах, так и на
Тойотах). Резюме звучало примерно так: зимник несложный, но настолько длинный и однообразный, что под конец выматывает до дна.
В самом начале (а мы в результате проехали по этому зимнику примерно 230км) показывают очень убедительные картинки - и в разные стороны.
2.
И если машинку правильной арктической раскраски в эти пейзажи поставить, то тоже неплохо получается:
3.
И вот так тоже, если не приглядываться к качеству покрытия этой "магистрали":
4.
Если же приглядеться, то становится понятно, почему мы здесь ехали со скоростью плюс-минус 10км/ч ->
5.
Правильно говорят: "Бойся своих желаний". От себя добавлю, что надо опасаться даже своего скромного любопытства. Особенно, если оно двойное. Ведь посмотреть, что же там за этим знаком на самом деле - так же интересно!
6.
Так я любопытствовал и во время
поездки-2021, и в
2022м году тоже. Даже не постесняюсь процитировать себя, любимого:
2021: "на север от трассы "Колыма" отходят и другие разные дорожки.."
2022: "Съезд на автозимник "Арктика". Кто знает - может быть, мы когда-нибудь и туда свернём?"
Ну, вот и свернули. Намечтал себе и своим попутчикам :)
7.
Хоть на этом знаки и написано "Среднеколымск 845", но это далеко не конец зимника "Арктика". Он идёт и дальше, здесь только его самый первый километр нулевой километровый столб:
8.
Дальше зимник идёт на примерно 2100км до населённых пунктов Черский и Певек. Эта дорога, наверное, самая длинная арктическая трасса в мире.
9.
// Зачем эти уважаемые д***ы-б***ь ... нет - зарубежные специалисты сотрудники яндокарт с упорством камикадзе пишут в выдаче "посёлок городского типа Черский" вместо просто "Черский" - моему слабому разуму магия их мотивации недоступна (несмотря на многочисленные к ним мои личные обращения и изучение их ответов). Наверное, яндокарто-специалисты провоцируют конкурентов вроде Гугла подключить в гугло-базы полную карту российских зимников. Этим, видимо, и закончится. Но на текущий момент, увы, гуглокарты зимники до Черского и Певека не понимают. А жаль.
Но к чертям картёжным все эти подробности. Так вот, по этому направлению ходят не только психи герои-дальнобои и разные искатели приключений, но и кто просто вообще без башни. Например, туда идёт направление на Мыс Дежнёва ->
10.
И некоторые мои знакомые туда доезжали. Например,
Денис Забелин.
Перед первым выездом на арктический зимник как-то не торопишься. Хочется помедитировать на нулевой столб (дальше их будет много, но не всегда, но если ставят - то на каждом десятом километре только). Знаки и объявления изучить тоже любопытно:
11.
Хоть наши "пионервожатые" уже бьют копытом аккуратно намекают, что пора двигаться дальше. "Перед зимником не надышишься". Расстояние до сегодняшней цели вроде бы небольшое - всего-то 190км от поворота на зимник, но обещают, что засветло точно не доедем. А на часах всего-то 10:20 утра... Ну, тогда пора двигать!
12.
Дорожка узкая, но сначала вполне себе гладкая. Переваливает справа налево, но 30-50км/час вроде можно ехать. По дороге наш лидер Александр оправдывает звание радиоведущего по рации рассказывает разные истории про арктические зимники и про чудеса, которые здесь случаются. А мы едем, развесив уши. Уже позже будем удивляться, что все эти россказни - правда.
Кстати, знаки установлены - сюрприз!
13.
Но потом дорога становится совершенно неровной, да плюс колея...
14.
И вот так зимник "Арктика" и выглядит на многие сотни километров. Счастье, что мы по нему поедем всего-то лишь 200+ километров. // В этот раз только, поскольку... "бойся своих случайных мечтаний"!
И вот по таким кочкам на зимнике приходится тошниться сотню и более километров в день, со скоростью 7-10-15 км/ч. Да-да, семь - или десять (разделил через "тире", чтобы не услышали "семьдесят") - максимум 15-20 километров в час! С лошадиной скоростью, как на телеге. Поскольку качество зимника другого не подразумевает. Хоть виды и красивые:
15.
А дальше и ландшафты на горизонте завораживают любителей созерцательного туризма. Причём на многие и многие часы автоколбасни по кочкодромам и буеракам этого зимника...
16.
Иногда (редко) зимник становится более-менее ровным, можно давануть гашетку и разогнаться аж до 30км/ч.
17.
Но ненадолго, поскольку лезем на перевал, снежные брустверы и дополнительные неровности. Ещё пара километров (минут 10-15) - и перевал.
18.
А вот уже и он! Большегрузы стоят, цепи меняют. У нас остановка, время обеда :)
19.
Название перевала не запомнил, интернеты молчат. Вроде бы 85й километр зимника "Арктика". Ехали до него эти самые 85км аж 3 часа 40 минут (если верить отметкам времени на фотоснимках). Площадка на перевале не самая роскошная, но всех вмещает:
20.
Наши "пионервожатые" решили устроить нам роскошный приём:
21.
Вытащили раскладной столик, застелили его кумачом:
22.
Чтобы выложить сублиматы на кумач, раздать их народу, накидать в кипяток и попрятаться по машинкам, чтобы еда не замёрзла во время поедания :) Больше таких экспериментов с кумачом не делали. Питание "в дороге, на колёсах" было менее пафосным, но более рационально оформленным. Но про это, наверное, будет в отдельном рассказе "Про еду".
Здесь и сейчас, очевидно, надо рассказать про этот самый зимник и что мы там увидели. И что не увидели. Например, с дрона было вот так особенно чудесно, что мы рассмотрели только со снятых оттуда фотоматериалов:
23.
Белые горы во все стороны:
24.
Картинки завораживают...
25.
Про "гипноз белых пространств" тоже будет позже, чуть дальше, когда мы подойдём к самым ярким дням нашей поездки.
26.
Абсолютно выдутые ветром, но всё равно белые пространства:
27.
Вон оттуда мы приехали:
28.
И поедем дальше вон в том направлении белых пространств:
29.
Что интересно, вроде спуск не очень крутой, но вот этому хорошо загруженному грузовику нужна помощь при спуске - под задние колёса прицепа водитель подложил специальные полозья-якоря, которые реально "якорили" прицеп. Спускался грузовик "на цыпочках". И тут я начал понимать почему поездки дальнобоев в самые удалённые места совершаются всего раз или два раза за сезон.
30.
Нам же проще. Сели и поехали:
31.
Пейзажи вокруг вот такие: белые горы, бесконечные расстояния...
32.
Внезапно: каньон. Но ненадолго.
33.
Очень красивая часть зимника. Вот только скорость движения на бугристых участках не самая быстрая, да в условиях трясучки фоткать не очень комфортно.
34.
Но дело шло к вечеру, солнце катилось в сторону горизонта, тени удлинялись...
35.
Мы спустились с перевала, лысые гладкие вершины (очевидно, стёсанные древними ледниками) сменились горками и лесом в долинах:
36.
Откуда-то из кустов на нас смотрели удивлённые лисы - таких маленьких машинок, как у нас, они здесь в этом сезоне, наверное, ещё не видели:
37.
А потом вообще стемнело, дорога резко ухудшилась, фоток нет. Но мы поднажали и вот наконец-то цель нашего дня:
посёлок Сасыр. От поворота на зимник до посёлка 190км ехали примерно 8 часов - вот такие здесь скорости.
38.
Заметили, что на многих вечерних и ночных фотках фонари и ярко освещённые предметы дублируются - как здесь, например. Яркий знак "Сасыр" и чуть выше его "мираж". Противотуманки пикапа тоже "продублированы" - это всё по причине отражения в двойных лобовых стёклах, сквозь которые мы всё это и фотографировали.
Итак, Сасыр. По меркам больших городов село небольшое (менее 700 жителей), но в местных пространствах и плотностях населения - это
центр цивилизации. Здесь топливо, еда, школа, горячая вода, отопление, спортзал, кафе... Село расположено в живописной долине между двух горных хребтов, рядом с посёлком - самая высокая точка Якутии
гора Победа, высота 3003м. А что ещё нужно?
Нужно переночевать :) Но где? Вот поэтому заранее мы запаслись контактами в местных администрациях и договорились на комфортабельную ночёвку в спортзале местной школы.
39.
Тепло, чисто, сухо, два теннисных стола. А что ещё нужно?
40.
Нужны мягкие маты! А вот и они. Ровно 11 штук - точно по числу участников нашей поездки. "Хороший знак!" - подумалось мне.
41.
Места наших обитаний заслуживают отдельного и более подробного рассказа. На этом тему первого дня зимника считаю исчерпанной и закрытой. Проехали 80км по трассе "Колыма" и 190км по зимнику "Арктика", хлебнули первых впечатлений, доехали до Сасыра, настроение боевое!
И для окончательной полноты рассказа надо, пожалуй, выложить
карту всего маршрута от Усть-Неры до посёлка Сасыр:
42.
Яндокарты врут про 5 часов в пути - умножайте минимум на полтора, быстрее не получится. А вот с километражем вроде всё в порядке, примерно вот так получается:
Усть-Нера до поворота на зимник = 85км.
По зимнику до Сасыра = 195км.
Возможны ошибки туда-сюда как у автомобильных приборов, так и по картам - ведь зимник иногда идёт по немного альтернативным маршрутам.
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.