Внимание! Объезд. По зимнику "Арктика", направление = Сасыр. Всё понятно?

Apr 27, 2024 08:37

Кто о чём, а я снова о зимниках :) Суровых якутских зимниках, которые изрядно укатали нас в ходе недавнего автопутешествия Якутск-Тикси-Якутск.

Да, пора бы уже вернуться к тематическим рассказам... Точнее, не "вернуться", а "начать", - поскольку наши планы пойти на север по Индигирке отменились по причине потопа в Индигирской трубе. Таким образом, наши более опытные руководители приняли решение двигаться в объезд через зимник "Арктика" - именно туда мы и направили наши ведущие колёса из Усть-Неры. Весьма неплохое место, белое и красивое в зимнее время:

1.

Наш ведущий (в смысле ведущий колонны, но иногда в радиоэфире он действительно напоминал радиоведущего :) Александр Еликов, бывший полярный дальнобойщик, делился своим опытом прохождения "Арктики" от начала до конца и обратно (как на фурах, так и на Тойотах). Резюме звучало примерно так: зимник несложный, но настолько длинный и однообразный, что под конец выматывает до дна.

В самом начале (а мы в результате проехали по этому зимнику примерно 230км) показывают очень убедительные картинки - и в разные стороны.

2.

И если машинку правильной арктической раскраски в эти пейзажи поставить, то тоже неплохо получается:

3.

И вот так тоже, если не приглядываться к качеству покрытия этой "магистрали":

4.

Если же приглядеться, то становится понятно, почему мы здесь ехали со скоростью плюс-минус 10км/ч ->

5.

Правильно говорят: "Бойся своих желаний". От себя добавлю, что надо опасаться даже своего скромного любопытства. Особенно, если оно двойное. Ведь посмотреть, что же там за этим знаком на самом деле - так же интересно!

6.

Так я любопытствовал и во время поездки-2021, и в 2022м году тоже. Даже не постесняюсь процитировать себя, любимого:

2021: "на север от трассы "Колыма" отходят и другие разные дорожки.."
2022: "Съезд на автозимник "Арктика". Кто знает - может быть, мы когда-нибудь и туда свернём?"

Ну, вот и свернули. Намечтал себе и своим попутчикам :)

7.

Хоть на этом знаки и написано "Среднеколымск 845", но это далеко не конец зимника "Арктика". Он идёт и дальше, здесь только его самый первый километр нулевой километровый столб:

8.

Дальше зимник идёт на примерно 2100км до населённых пунктов Черский и Певек. Эта дорога, наверное, самая длинная арктическая трасса в мире.

9.

// Зачем эти уважаемые д***ы-б***ь ... нет - зарубежные специалисты сотрудники яндокарт с упорством камикадзе пишут в выдаче "посёлок городского типа Черский" вместо просто "Черский" - моему слабому разуму магия их мотивации недоступна (несмотря на многочисленные к ним мои личные обращения и изучение их ответов). Наверное, яндокарто-специалисты провоцируют конкурентов вроде Гугла подключить в гугло-базы полную карту российских зимников. Этим, видимо, и закончится. Но на текущий момент, увы, гуглокарты зимники до Черского и Певека не понимают. А жаль.

Но к чертям картёжным все эти подробности. Так вот, по этому направлению ходят не только психи герои-дальнобои и разные искатели приключений, но и кто просто вообще без башни. Например, туда идёт направление на Мыс Дежнёва ->

10.

И некоторые мои знакомые туда доезжали. Например, Денис Забелин.

Перед первым выездом на арктический зимник как-то не торопишься. Хочется помедитировать на нулевой столб (дальше их будет много, но не всегда, но если ставят - то на каждом десятом километре только). Знаки и объявления изучить тоже любопытно:

11.

Хоть наши "пионервожатые" уже бьют копытом аккуратно намекают, что пора двигаться дальше. "Перед зимником не надышишься". Расстояние до сегодняшней цели вроде бы небольшое - всего-то 190км от поворота на зимник, но обещают, что засветло точно не доедем. А на часах всего-то 10:20 утра... Ну, тогда пора двигать!

12.

Дорожка узкая, но сначала вполне себе гладкая. Переваливает справа налево, но 30-50км/час вроде можно ехать. По дороге наш лидер Александр оправдывает звание радиоведущего по рации рассказывает разные истории про арктические зимники и про чудеса, которые здесь случаются. А мы едем, развесив уши. Уже позже будем удивляться, что все эти россказни - правда.

Кстати, знаки установлены - сюрприз!

13.

Но потом дорога становится совершенно неровной, да плюс колея...

14.

И вот так зимник "Арктика" и выглядит на многие сотни километров. Счастье, что мы по нему поедем всего-то лишь 200+ километров. // В этот раз только, поскольку... "бойся своих случайных мечтаний"!

И вот по таким кочкам на зимнике приходится тошниться сотню и более километров в день, со скоростью 7-10-15 км/ч. Да-да, семь - или десять (разделил через "тире", чтобы не услышали "семьдесят") - максимум 15-20 километров в час! С лошадиной скоростью, как на телеге. Поскольку качество зимника другого не подразумевает. Хоть виды и красивые:

15.

А дальше и ландшафты на горизонте завораживают любителей созерцательного туризма. Причём на многие и многие часы автоколбасни по кочкодромам и буеракам этого зимника...

16.

Иногда (редко) зимник становится более-менее ровным, можно давануть гашетку и разогнаться аж до 30км/ч.

17.

Но ненадолго, поскольку лезем на перевал, снежные брустверы и дополнительные неровности. Ещё пара километров (минут 10-15) - и перевал.

18.

А вот уже и он! Большегрузы стоят, цепи меняют. У нас остановка, время обеда :)

19.

Название перевала не запомнил, интернеты молчат. Вроде бы 85й километр зимника "Арктика". Ехали до него эти самые 85км аж 3 часа 40 минут (если верить отметкам времени на фотоснимках). Площадка на перевале не самая роскошная, но всех вмещает:

20.

Наши "пионервожатые" решили устроить нам роскошный приём:

21.

Вытащили раскладной столик, застелили его кумачом:

22.

Чтобы выложить сублиматы на кумач, раздать их народу, накидать в кипяток и попрятаться по машинкам, чтобы еда не замёрзла во время поедания :) Больше таких экспериментов с кумачом не делали. Питание "в дороге, на колёсах" было менее пафосным, но более рационально оформленным. Но про это, наверное, будет в отдельном рассказе "Про еду".

Здесь и сейчас, очевидно, надо рассказать про этот самый зимник и что мы там увидели. И что не увидели. Например, с дрона было вот так особенно чудесно, что мы рассмотрели только со снятых оттуда фотоматериалов:

23.

Белые горы во все стороны:

24.

Картинки завораживают...

25.

Про "гипноз белых пространств" тоже будет позже, чуть дальше, когда мы подойдём к самым ярким дням нашей поездки.

26.

Абсолютно выдутые ветром, но всё равно белые пространства:

27.

Вон оттуда мы приехали:

28.

И поедем дальше вон в том направлении белых пространств:

29.

Что интересно, вроде спуск не очень крутой, но вот этому хорошо загруженному грузовику нужна помощь при спуске - под задние колёса прицепа водитель подложил специальные полозья-якоря, которые реально "якорили" прицеп. Спускался грузовик "на цыпочках". И тут я начал понимать почему поездки дальнобоев в самые удалённые места совершаются всего раз или два раза за сезон.

30.

Нам же проще. Сели и поехали:

31.

Пейзажи вокруг вот такие: белые горы, бесконечные расстояния...

32.

Внезапно: каньон. Но ненадолго.

33.

Очень красивая часть зимника. Вот только скорость движения на бугристых участках не самая быстрая, да в условиях трясучки фоткать не очень комфортно.

34.

Но дело шло к вечеру, солнце катилось в сторону горизонта, тени удлинялись...

35.

Мы спустились с перевала, лысые гладкие вершины (очевидно, стёсанные древними ледниками) сменились горками и лесом в долинах:

36.

Откуда-то из кустов на нас смотрели удивлённые лисы - таких маленьких машинок, как у нас, они здесь в этом сезоне, наверное, ещё не видели:

37.

А потом вообще стемнело, дорога резко ухудшилась, фоток нет. Но мы поднажали и вот наконец-то цель нашего дня: посёлок Сасыр. От поворота на зимник до посёлка 190км ехали примерно 8 часов - вот такие здесь скорости.

38.

Заметили, что на многих вечерних и ночных фотках фонари и ярко освещённые предметы дублируются - как здесь, например. Яркий знак "Сасыр" и чуть выше его "мираж". Противотуманки пикапа тоже "продублированы" - это всё по причине отражения в двойных лобовых стёклах, сквозь которые мы всё это и фотографировали.

Итак, Сасыр. По меркам больших городов село небольшое (менее 700 жителей), но в местных пространствах и плотностях населения - это центр цивилизации. Здесь топливо, еда, школа, горячая вода, отопление, спортзал, кафе... Село расположено в живописной долине между двух горных хребтов, рядом с посёлком - самая высокая точка Якутии гора Победа, высота 3003м. А что ещё нужно?

Нужно переночевать :) Но где? Вот поэтому заранее мы запаслись контактами в местных администрациях и договорились на комфортабельную ночёвку в спортзале местной школы.

39.

Тепло, чисто, сухо, два теннисных стола. А что ещё нужно?

40.

Нужны мягкие маты! А вот и они. Ровно 11 штук - точно по числу участников нашей поездки. "Хороший знак!" - подумалось мне.

41.

Места наших обитаний заслуживают отдельного и более подробного рассказа. На этом тему первого дня зимника считаю исчерпанной и закрытой. Проехали 80км по трассе "Колыма" и 190км по зимнику "Арктика", хлебнули первых впечатлений, доехали до Сасыра, настроение боевое!

И для окончательной полноты рассказа надо, пожалуй, выложить карту всего маршрута от Усть-Неры до посёлка Сасыр:

42.

Яндокарты врут про 5 часов в пути - умножайте минимум на полтора, быстрее не получится. А вот с километражем вроде всё в порядке, примерно вот так получается:

Усть-Нера до поворота на зимник = 85км.
По зимнику до Сасыра = 195км.

Возможны ошибки туда-сюда как у автомобильных приборов, так и по картам - ведь зимник иногда идёт по немного альтернативным маршрутам.

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

roads, tiksi-2024, zimnik, russia

Previous post Next post
Up