Лебенсборн - бордель или ясли?

Jan 10, 2008 19:17



Грядущее тысячелетнее господство рейха было сопряжено с войнами за расширение территории, lebensraum, если хотите. Добавьте к этому еще и процентное соотношение "недочеловеков" в странах, которые Германия завоевала и готовилась завоевать, по сравнению с живущими там же представителями "расы господ" и станет абсолютно понятно, почему одним из официальных постулатов  нацистской  демографической политики была идея "сохранения "каждой капли истинно немецкой крови". Скажем откровенно: разбрасываться было банально нечем.
   В этом, собственно, и состоит смысл проекта Лебенсборн, правда, отнюдь не в классическом понимании желтой прессы как "массовых случек эсэсовцев с чистокровными арийками" (цитата по поводу мифов о Лебенсборне от
zina_korzina  )
  Согласно раскладкам идеологов, каждой семье "правильной крови" было необходимо обзаводиться минимум 4 детьми. Впрочем, подобные задачи правительства народ с массовым энтузиазмом выполнять не бросался. Основные программы стимуляции рождаемости в семьях были актуальны только для замужних женщин, за их бортом оставались девушки, не состоявшие в официальных браках.
  

Плакат "У здоровых родителей - здоровые дети!"



Картина Адольфа Весселя "Крестьянская семья из Калленберга"

Чтобы понять, какое отношение к внебрачным детям было распространено в Германии 30-х, достаточно только посмотреть на баталии, развернувшиеся внутри самой НСДАП. Даже "Народный обозреватель", бывший вполне официальным печатным органом партии, писал, что ребенок, появившийся вне брака, по своему расовому значению вовсе не равен ребенку, рожденному в официальной семье.
   Огромный резонанс вызвал и приказ Гиммлера от 28 октября 1939 года, включавший в себя откровенный призыв ко всем женщинам рейха рожать вне зависимости от семейного положения :
"...Выходя за границы, вероятно, в остальном необходимых гражданских законов и обычаев, высшей задачей немецких женщин и девушек хорошей крови (также и не состоящих в браке) может быть желание - не из легкомыслия, а по глубочайшей нравственной причине! - стать матерью детей отправляющегося на фронт солдата, о котором только одной судьбе известно, вернется ли он на родину или погибнет за Германию..."
   Однако ободряющие призывы оставались только лишь словами. Согласно закону, незаконнорожденный наследником не становился. Это и вытекающие из твердого взгляда общества на добрачные связи моральные (и материальные) проблемы матери-одиночки во многих случаях приводили "согрешившую" на аборт. Идея "если немецкий ребенок был зачат, он должен появиться на свет" пробуксовывала.
   Чтобы улучшить ситуацию в декабре 1935 года и был создан общественный союз Лебенсборн, с 1938 года напрямую подчинявшийся рейсфюреру СС.


Лебенсборнская брошь матери с рунами: Лебен символизирует жизнь, сдвоенная Зиг являлась эмблемой СС, под чьим патронажем находилось общество.  Примерный смысл надписи: "Каждая мать хорошей крови вносит священный вклад в наше дело"

В его уставе были прописаны основные цели:
1. Поддерживать ценные с расовой и наследственно-биологической точки зрения многодетные семьи
2. После тщательной проверки служащими Главного управления СС по вопросам расы и поселений семьи матери и семьи производителя размещать в "Лебенсборн" и заботиться о наиболее ценных будущих матерях, дабы на свет появлялись не менее расово ценные дети
3. Заботиться об этих детях
4. Заботиться о матерях этих детей

Дома Лебенсборна создавались в Германии (9), Австрии (3) и на территории покоренных стран: больше всего в Норвегии (9),  по одному  в Люксембурге, Польше, Бельгии, Франции, Нидерландах.



Самый первый дом Лебенсборна. В некоторых источниках сказано, что именно он располагался в доме Томаса Манна.

В многих книгах цитируют Гиммлера, предполагавшего, что в дальнейшем одним из направлений деятельности организации станет именно сводничество, однако до воплощения в жизнь этих фантазий рейх не дожил. Все кочующие из статьи в статью слухи о борделях, в которых кроткие белокурые немки занимаются сексом со зловещими СС-овцами (зачастую еще и против своей воли), не что иное, как отголоски общественного возмущения по поводу выгораживания девиц сомнительной нравственности.
   Действительно, во многом программа Лебенсборн была ориентирована именно на них. Как сказала глава Лиги Немецких Девушек  (BDM) Ютта Рюдигер (Jutta Rüdiger), "До этого рождение ребенка вне замужества было крайне постыдной вещью. Многие девушки предпочитали совершить самоубийство. Но здесь женщины могут родить в мире и покое, за матерью и ребенком присмотрят, а после помогут найти работу, которая даст им возможность содержать ребенка".



"Рекламный" проспект Лебенсборна

По данным весьма приблизительной статистики, большая часть детей в домах Лебенсборна была рождена незамужними матерями, хотя и многие из жен эсэсовцев использовали их как комфортабельные роддомы. Созданные там условия были действительно отличными: отсутствие проблем с питанием даже в довольно тяжелые военные годы, комфортные палаты, профессиональный уход доброжелательного персонала. Но было бы ошибкой предполагать, что для попадания в этот "рай материнства"  было достаточно простого желания беременной.
   После подачи заявления будущую мать проверяли на предмет "правильности расы"  почти так же требовательно, как и желающего вступить в СС. (Правильнее было бы сказать, как желающую выйти замуж за эсэсовца, что было, учитывая патронов организации, логически абсолютно объяснимым). Необходимо было предоставить документы, подтверждающие чистоту крови матери и отца, желательно до того самого пресловутого 1800 года, и заполнить анкету с множеством вопросов, например, о наследственных болезнях и подробностях зачатия. Любая попытка сокрытия данных каралась автоматическим отказом. Именно в результате этих проверок отсеивалось более половины желающих.
   Прошедшие контроль помещались в один из домов Лебенсборна под опеку медсестер и акушерок. С ними проводили регулярные политические занятия,  кормили по специально разработанному сбалансированному меню (например, Гиммлер обосновывал необходимость есть овсянку на примере английской аристократии), и даже разрешали по особым случаям принимать посетителей-мужчин, правда, согласно специальной директиве рейхсфюрера, персонал должен был следить за тем, чтобы им "можно было предложить чашку кофе, но нельзя было дать возможность для интимной близости”. 


Комната для новорожденных



Кормление детей. Ходили слухи, что не оправдавшие расовые ожидания умирали во младенчестве, но доказательств найдено не было.



Медсестра с младенцами у стен одного из домов Лебенсборна



Прогулка с детьми

Аналогом церемонии крещения в христианстве в Лебенсборне была процедура наречения именем, проводимая офицером СС перед своеобразным алтарем, украшенным факелами, свастикой, флагами и портретами Гитлера. Называли детей именами, практически всегда имевшим древнегерманское происхождение, подчеркивающее арийскую кровь.
   Дети эсэсовцев получали при рождении серебряные кубки и ложки, произведенный на  специальной фабрике недалеко от Мюнхена. За каждого четвертого ребенка, произведенного на свет,  их матерям помимо материнского креста вручался серебряный подсвечник с выгравированной надписью "Ты только звено в бесконечной цепи поколений".


Церемония наречения именем

Матери могли оставить ребенка себе или отдать на усыновление. Лебенсборн гарантировал анонимность этого решения для широкой общественности. Женщин запрещено было фотографировать, а документы о рождениях и усыновлениях снабжались грифом особой секретности и хранились отдельно от обычных записей актов гражданского состояния. По мере приближения границы фронта они перевозились подальше от зоны боевых действий, пока не были собраны в самом первом Лебенсборне, в Штайнхеринге. Именно там большая часть бумаг была не то сожжена сотрудниками перед приходом союзников, не то выброшена в реку. После войны выяснить многие данные, в том числе по поступившим в дома по программе "германизации" было уже невозможно.
  Именно поэтому возникает и большой разброс в общих цифрах. Несмотря на грандиозные планы Гиммлера, что за год Лебенсборн поможет спасти как минимум 100 тысяч жизней от абортов, всего за все время существования проекта по оценкам ученых через него прошло 20 тысяч (максимальная цифра, которая называлась - 90 тысяч) детей.
  Не исключено, для многих из тех, в чьих венах текла немецкая кровь, избавление от документов было и удачей. В Норвегии архивы не были уничтожены и рожденные от интернациональных связей детей (а их только по официальной статистике было порядка 9 тысяч) попали под пресс общественной ненависти. Глава самой крупной в стране психиатрической лечебницы заявил, что у тех, кто добровольно имел отношения с немецкими солдатами, были психические отклонения, в связи с чем и подавляющее большинство их потомства должно быть умственно отсталым. За связи с немцами было арестовано около 14 тысяч норвежек, примерно 5 тысяч были отправлены в лагеря. На протяжении долгих лет отношение к плодам военных романов было ужасным . Лишь несколько лет назад премьер-министр Норвегии официально принес извинения за несправедливость.


Анна-Фрида Лингстад, одна из солисток группы ABBA, родилась в ноябре 1945 года от любовной связи девятнадцатилетней норвежки и немецкого солдата. Вскоре после рождения девочки ее семья была вынуждена переехать в Швецию. Со своим отцом Анна-Фрида впервые увиделась только в 1977 году.

Но у, казалось бы, вполне безобидного по применяемым для выполнения масштабной программы средствам Лебенсборна была и другая, темная, сторона.
   Вторым направлением работы организации стало "огерманивание" путем адаптации в благонадежных немецких семьях "расово приемлемых детей" с оккупированных территорий.



В англоязычном интернете этот снимок фигурирует на нескольких сайтах с комментарием "Фотография, найденная у немецкого солдата, изображает похищение ребенка в Польше(?)"
Судя по качеству, изображать она может еще много чего.

По разным источникам, для этой цели до 200 тысяч детей были вывезены из Польши и до 50 тысяч из Украины и Прибалтийских стран. (Лично мне это число представляется несколько преувеличенным, тем более, что точные документы не попадались. У А.Васильева вообще представлено мнение, что эта часть проекта провалилась из-за того, что на усыновление детей такого происхождения немцы шли неохотно, поэтому цифры надо сокращать в тысячи раз)
Меньше четверти из них после завершения войны вернулись к своим родителям в Польшу. А многим и возвращаться было некуда: например, после расстрела в 1942 году членов Сопротивления в Словении почти все их дети были отправлены на адаптацию.



Современная книга для школьников об одиннадцатилетней Миладе из Лидиц, после карательной операции фашистов ставшей одной из отправленных в приемную семью детей.
Главная героиня  - не реальная  личность, а вымышленный персонаж. По вполне понятным причинам для "германизации" выбирали детей более младшего возраста, однако история основана на действительных событиях.
 Из 105 чешских детей, проживавших до ночи на 10 июня 1942 года в чешской деревушке, уничтоженной в качестве демонтрационного акта возмездия за покушение на Гейдриха, было отобрано немногим более 20. 17 из них дожили до окончания войны.
   В Нюрнберге был вынесен приговор по Лебенсборну. Признавалось, что  дома общества существовали задолго до войны и являлись учреждениями социального обеспечения для замужних и в особенности незамужних матерей. За отсутствием доказательств снималось обвинение в организации похищений детей-сирот с оккупированных территорий, резюмируя, что Лебенсборн наилучшим образом заботился о попадавших в программу усыновления по приказу других организаций. Арестованные врачи и медсестры были освобождены. С высших чинов СС, так или иначе причастных к проекту, сняли обвинение по этому пункту, оставив лишь, что они виновны в сиротстве детей как офицеры, принадлежащие к преступной организации.

Третий рейх, сказка на ночь

Previous post Next post
Up