... И в городе успели посмотреть много чего.
Услышав на днях о ночных беспорядках в Будапеште я не удивилась. Вот если бы такое про Прагу прозвучало... Но в Чехии не может быть ничего, происходящего ночью - добропорядочные бюргеры засыпают в 6 вечера. То ли дело венгры - в начале одиннадцатого можно встретить гуляющие по набережной компании!
Надо отметить, что я их отлично понимаю - ночной Будапешт представляет собой потрясающее зрелище.
(Все фотографии кликабельны)
Единственным минусом прогулок вдоль Дуная служит то, что тротуар предназначен для велосипедистов, гоняющих по нему с довольно большой скоростью. Они, конечно, пользуются сигнальными огнями и предупреждающими звонками, но удовольствия пешеходу это не прибавляет - какая уж тут романтика, если вокруг всё снуют и снуют любители покататься на закате...
Вообще-то я надеялась получить много своих красивых фотографий на фоне огней большого города, но Макс категорически отказался их снимать, заявив, что ночь в Будапеште - редкий момент, поэтому незачем портить хороший вид сомнительным личиком. Потом, правда, уточнил свою мысль, сказав, что одновременно и я, и панорамный вид в фокусе быть не можем. ;-)
С этим аргументом пришлось согласиться. Правда, один кадр я-таки выпросила.
На заднем плане - знаменитый Ланцхид, цепной мост, один из символов столицы. Прямо перед ним на горе находится Будайский дворец, подняться к которому можно на фуникулере или по лестнице, мимо стены с надписью "МВТУ 1999 г." В самом дворце сейчас библиотека и несколько музеев. Естественно, мы, озверевшие после культурного пробега по Чехии, туда не пошли, ограничившись внешним осмотром. Очень понравился фонтан со скульптурной группой детишек, ловящих рыбу.
Рядом находится каменная лестница с проходом в другую часть крепости. На одной из колонн удобно расположилась гигантская фигура мифической Туруль, по преданию указавшей венгерским кочевникам путь из варяг в греки от Предуралья к Дунаю. Богатырский меч в мощных когтях пернатой, видимо, призван ненавязчиво напоминать о миролюбивом нраве ее подопечных.
Еще одно животное, постоянно встречающееся в Будапеште, - лев. На просьбу рассказать поподробнее о глубинной сути подобного символизма Yandex туманно ответил: " Лев - это символ того, что Венгрия когда-то была королевством." М-да, коротко, но непонятно. Больше всего мне понравился львенок из замка Вайдахуняд (левая фотография), но его большой собрат из Королевской крепости тоже произвел впечатление (правая фотография):
На памятник меня загнал Макс, задумавший сделать кадр века. Как выяснилось позже, под этим громким названием понималась современная адаптация знаменитой постановки "Мерилин Монро в белом платье под вентилятором". Постамент был холодным, подошва босоножек - скользкой, ветер дул, юбка задиралась... Вот только фотоаппарат тормозил. Сидящие неподалеку туристы вдоволь понаслаждались околосексуальным зрелищем, прежде чем милый решил, что на сегодня эротических снимков хватит ;-)
Я, правда, отыгралась чуть позже, заставив любимого ради удачного кадра залезть в фонтан к обнаженной девушке. Ну, то, что она была холодной и мокрой - это же совсем незначительные детали... ;-)
Главным собором на холме является церковь св. Матьяша (XIII век). Надо отметить, храм этот, как и церковь св. Иштвана, действующий, поэтому по определенным дням на прилегающей площади можно лицезреть толпу бело-длинноплатьевых невест, как на подбор весьма страшненьких, но счастливых. Еще бы, приятно, наверное, венчаться в домовом храме венгерских королей!
У дверей собора для нежелающих понимать венгерский язык туристов висит картинка, наглядно объясняющая, в какой одежде нельзя являться в церковь. Понятное дело, мой сарафан не проходил по всем позициям, кроме, пожалуй, цвета. Правда, внутри собора ( видно, нас, бесстыдниц, много) стояла специальная коробка с большими кусками темной ткани. Осталось загадкой только то, почему она располагалась у выхода, а не у входа.
Впрочем, я ограничилась своим черным шифоновым шарфом. Надо отдать ему должное, окружающим молодым людям понравились мои попытки навести красоту "в псевдо испанском стиле". Я еще и на кафедру с табличкой "Не влезать - убьет!" залезла. Ощущения от тех, что испытываешь, стоя на университетской, не отличаются, только удобно приделан микрофон.
Росписи на потолке по стилю напомнили шедевры Васнецова в храме Спаса на Крови. (Неисповедимы пути ассоциаций!) На одной из фресок изображена любимица Венгрии императрица Елизавета (Sissi). Ее мраморный бюст стоит в музейной галерее второго этажа, неподалеку от коронационного кресла мужа, императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Несмотря на парадную обивку с геральдическими символами, назвать его троном не поднимается язык - в Оружейной палате я была и трон Российском империи видела. Тут Макс переплюнул мой "подвиг" с сидением на историческом пуфике в Кромержиже. На ответный удар в Кремле я бы не решилась ;-)
А вот эти двери напомнили нам о вратах в рай. На створках символично висел амбарный замок. ;-)
Другой главный собор (хм, странно, конечно, звучит сочетание слов) - св. Иштвана (Стефана) - оказался похожим на Исаакиевский.
Пришли мы туда очень не вовремя - шла проповедь и везде висели запрещающие и призывающие таблички. Решив вернуться чуть позже, поднялись на обзорную площадку у главного купола. Часть пути наверх можно было проехать на лифте (до чего дошел прогресс...).
Потом желающие могли перейти на другой подъемник, а мы пошли по лестнице, за что и были вознаграждены интересным видом "внутренностей" барабана.
Городская панорама оказалась похожей на промышленный район. Впечатление сглаживал только вид на весьма римскую башенку.
Спустившись обратно, мы сунулись было посмотреть на руку Иштвана, но на двери в неф висела табличка с надписью типа "Privat celebration". Представив party у мощей святого, мы искренне удивились, но делать было нечего: пришлось довольствоваться осмотром великолепных мраморных статуй.
Самое живописное место для фотографий в Будапеште, пожалуй, это Рыбацкий бастион, построенный в начале XX века на средства профсоюза рыбаков. Вид семь башен сказочной (это не определение впечатления, а комментарий по замыслу творцов) архитектуры (число по количеству племен, пришедших сюда вслед за синей птицей Туруль) переносит в сказку о Спящей красавице. А эти средневековой лепнины колонны, изящные арки...
И толпы туристов, гроздьями свисающие с балконов... К сожалению, достойно пофотографироваться не получилось - сначала было очень яркое и абсолютно нефотогеничное солнце, упорно вылезающее на задний план, а на следующий день испортилась погода и идти на закат в легком платье я малодушно отказывалась из-за боязни получить воспаление легких. Пришлось довольствоваться тем, что было...
В прямом смысле под ногами у путешествующих по Будайскому холму находятся хорошо пропиаренные "естественного происхождения" катакомбы. Представляют они собой небольшую систему пещер, в которую, кстати, можно попасть на халяву - если зайти с выхода. Макс был там в прошлую поездку, поэтому мы решили сразу заказать местный VIP - "Персональный лабиринт". Как было сказано в аннотации, "это индивидуальное ночное приключение в закрытых для стандартного осмотра пещерах, позволяющее Вам лучше познать свой внутренний мир".
Угу.
Заказывать его надо за неделю, а лучше дней за десять. Такого количества времени, понятное дело, у нас не было, поэтому путем длительных уговариваний Максом девушки-администратора ожидание нам сократили до выходных. Как выяснилось позже, это было самым началом большого косяка...
В назначенный вечер мы, изнывая от нетерпения, добрались до ресепшна и... были огорошены тем, что, дескать, все начнется на час позже заявленного. Все было бы ничего, когда бы после этого заявления не стало понятно, что придется срочно ехать на остров и забирать поставленные на зарядку батареи: палатка, где они юзали общедоступную розетку, закрывалась примерно в то время, когда по общим прикидкам, мы должны были покидать крепость. Бросили монетку и возвращаться выпало мне.
Когда я, переводя дыхание после пробега до острова, слетела вниз по ступенькам в душные пещеры, меня уже ждали. "Тебе понравится идея!" - оптимистично напутствовал Макс, заставляя надеть свою ветровку.
Меня посадили на стул в маленькой комнатке перед затянутой тонкой бумагой дверью. "Вы можете посидеть здесь и подумать. Завеса в проеме - это ваш приход в мир, то есть рождение. Сейчас же вы к нему готовитесь. Как войдете - идите вперед по веревке," - похлопал по натянутому на уровне пояса канату мальчик и вышел.
Сидеть долго не хотелось и я отправилась штурмовать неизведанное. За порогом было очень темно, очень тихо и очень влажно от мокрых стен. "Эй, есть здесь кто живой?!" - поорала вперед я. Эха не было. Ответа, понятное дело, тоже. Почему-то казалось, что внутри будет что-то, похожее на комнату страха. Чтобы было не так боязно, пришло в голову спеть. Сначала исполнила "Синюю птицу", потом - гимн СССР, а вот дальше меня намертво заклинило. Пришлось закольцевать гимн несуществующей страны по второму разу, третьему, четв... Тут веревка вдруг оборвалась. Попытки ее найти результата не дали.
Как вы думаете, что сделала я?
Правильно, развернулась и пошла обратно.
Поднимаюсь наверх и вижу, как администратор и Макс дружно квасят Токай ведут философскую беседу.
"Там веревка после обрыва вообще есть?" - возмущенно вопросила по-русски я, воздев грязные руки к наскальным рисункам.
"Ищи лучше", - ответил Макс.
Я вернулась в подземелье. Дальше все пошло по знакомому маршруту: дверь-веревка-стенка под левой рукой по ходу движения-входная дверь.
Опять поднялась наверх. Снова спросила. Еще раз была послана обратно.
Делаю второй круг.
Ни-че-го!
"Это нормально?" - взвыла я, на этот раз по-английски, чтобы быть правильно понятой мальчиком. Порез на руке, полученный в неравной борьбе с шершавостью камня, кровоточил.
Он почесал голову. "Вообще-то нет, наверное, у нас аппаратура не сработала!"
Как удалось восстановить общую картину с помощью Макса, идея атракциона состояла в проведении аналогий с жизнью человека. Веревка символизировала детский период, когда у тебя фактически нет свободы выбора. Она заканчивается и тебе подвластны все направления и пути. Обычно люди следуют по самому легкому - в данном случае, по стенке - и возвращаются туда, откуда начали - к моменту существования души вне тела. В первой (последней) пещере на обратном пути включаются датчики движения, которые передают сигнал к включению музыки и зажиганию огней. Судя по рассказам, после такого подземелье преображается и становится совершенно непохожим на то место, откуда ты пришел.
У меня-то хоть аппаратура не сработала, а Максу вообще забыли закрыть дверь, которая перегораживает анфиладу, превращая ее в тупик. Он вошел, за веревку, ясен пень, держаться не стал, пошел вперед, шел-шел... и вышел в плохо освещенное пространство. На стене висело ружье незажженная керосиновая лапма. Что мог сделать выросший на квестах программист? Естественно, попытаться ее снять - раз висит, значит, для прохождения следующего уровня нужна! Тут ребятам крупно повезло - светильник держался крепко. Попробовав и так, и сяк, милый увидел впереди чей-то силуэт, тихо подошел и что-то спросил. Ну, вы представляете - тишина, полутьма, никого в закрытых пещерах нет и быть не может... и тебе ненавязчиво так по плечу хлопают!
Странно, что мальчик после этого заикаться не начал ;-)
Как выяснилось еще позже, девушка перепутала дни и наш приход стал для ребят сюрпризом. Поэтому, вместо того, чтобы отдать дело на откуп специальному человеку (его, понятно дело, в тот момент на работе не было), мальчики сделали атракцион по своим воспоминаниям о том, как оно должно было быть.
Возмущенные халтурой, мы пошли было на следующее утро ругаться (речь Макса на английском была протясающе красива и выразительна), но виновница тут же предложила отдать обратно деньги в обмен на квитанцию.
Которую мы уже успели где-то посеять.
Впрочем, потеря ста баксов была неприятна, но не смертельна.
Это был наш последний из ежедневных приездов в Будайскую крепость. После него мы целенаправленно осматривали другой берег Дуная.
О нем - в следующий раз.
To be continued!
P.S.
Бонусом фотография дома у крепости, который прямо-таки полностью повторяет мою мысленную иллюстрацию к Максу Фраю. Помните обиталище фэтана напротив дома Макса? Именно таким лично я его и представляла!