Феликс Валлоттон «Мяч» (1899).
Почему мы (люди конца XX - начала XXI века) все же, несмотря ни на что, пусть даже неосознанно, но принимаем модернизм, даже наслаждаемся им, можем наслаждаться?
Мне кажется, дело в том, что модернизм и даже авангард делали люди, все же знавшие классическое искусство. Да, тяготившиеся его формами, неудовлетворенные им, восстававшие против него, но знавшие.
Сегодня же так часто творят, не зная, и довольствуются этим... Отчего вся видимая «новизна» не стоит выеденного яйца. Это осколки форм, результат недопонимания, смешения, субъективных переживаний... Это случайность, а у случайности не бывает ни бытия, ни смысла... Если только случайно, но и тогда его еще надо увидеть, а есть кому?
В этом отношении показателен эпизод из знаменитого постмодернистского текста, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, где Розенкранц (в исполнении Гари Олдмана, так как речь сейчас о фильме, не о книге) постоянно что-то изобретает, случайно, и сразу же это теряется, отвергается, забывается - вот он удел случайности - небытие.