Разумеется, я не ждал ничего хорошего. Увы, со времен «Собачьего сердца» Булгакову чудовищно не везет с экранизациями. А узнав, что Алексея Турбина играет Хабенский (кто бы, блядь, сомневался!), я не удивлялся уже ничему. Ни Ксении Раппопорт в роли Елены (вот вам, Михал Афанасьич, за ваш шовинизм, да-с), ни Пореченкову в роли Мышлаевского («голова эта была очень красива, странной и печальной и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения», ага). Ну и далее по списку.
Короче, я знал, что будет хуёво. Но я не знал, что будет пиздец.
Уж не знаю, какую долю добрых слов следует адресовать Дяченкам - их сценарий по признанию самого режиссера был основательно переделан. В любом случае, я бы им посоветовал впредь воздержаться от экранизаций. Сначала эпик фэйл с «Обитаемым островом», потом вот это - по-моему, достаточно.
Но вот сценаристу/режиссеру я бы хотел много чего сказать. Впечатляет прежде всего его отношение к незадачливому автору романа. Мне сразу вспомнилась сцена из другого романа того же автора, где он описывает отзывы друзей-литераторов. «Старик написал плохой, но занятный роман». Вот примерно так же смотрит на Булгакова тов. Снежкин.
Да и в самом деле, можно ли сравнивать малоудачливого литератора, пробавлявшегося фельетонами и редактурой либретто, при жизни толком даже не публиковавшегося, - и талантливого, успешного режиссера, прославленного такими шедеврами, как «Улицы разбитых фонарей 2», «Убойная сила» и «Брежнев»?
В конце концов, имеет же режиссер право на авторское прочтение?! Конечно, имеет. И реализует это право самыми незамысловатыми методами. Главный из этих методов называется «авотхуй». Суть его проста: внимательно читай авторский текст, и делай все наоборот. Например, написано, что на гитаре играет Николка. Значит, играть будет Алексей. А если историю про то, что император жив, рассказывает Шервинский - значит ее расскажет Карась. Ну и так далее.
И этот мудила грешный еще имеет наглость
заявлять: "Никаких вольностей, никаких шалостей мы себе не позволяем - ведь мы работаем с удивительной литературой".
Не позволяет, ага.
Видимо поэтому кадровый офицер (из лучших!) Мышлаевский стоит перед командиром дивизиона, сгорбившись, как Квазимодо. Видимо поэтому портрет императора Александра висит не в пролете лестницы, а в актовом зале за сценой. В общем, заебешься считать. Скажете, мелочи? Пусть так, но, ради всего святого, нахуя?! Я могу понять, что изменения и дополнения неизбежны - роман при всей своей кинематографичности очен труден для экранизации. Но кто мне ответит, почему, если прислугу в романе все называют Анютой, в фильме она будет Аннушкой?!
И я уже даже не буду комментировать абсолютно неизвестного происхождения сцены между Тальбергом и Шервинским, прощание Най-Турса с семьей, убитого Мышлаевским петуха и застреленного Шполянским прямо в гараже прапорщика...
В общем, всё это пустое. Я все равно не дам лучшего отзыва, чем
этот, озаглавленный «Дебелая гвардия»:
На телеканале Россия показывают фильм, в котором хорошая артистка Раппопорт играет старую деву пятидесяти неполных лет. А вокруг толпа извозчиков и приказчиков расхаживает в господских костюмах с потными лицами. Включив звук телевизора, услышала, как десяток ложек скребутся о дно тарелок. Накрахмаленные салфетки стояли возле тарелок нетронутыми. Дворяне жрали.
В заключение хотел бы сказать, что создателям данного шыдевра пожелания гореть в аду (традиционного для этих наших энторнетов) будет маловато.
Я пожелал бы, чтобы покойный М.А., пользуясь своим давним знакомством с одним профессором черной магии, упросил его употребить малую толику своей безмерной власти, и превратить жизнь этих дивных людей в ад на земле.