От фильма не ожидал многого, тенденция на вырождение в экранизациях Дэна Брауна уж слишком очевидна. Хотел увидеть хотя бы красивый исторический фэнтези, но в этот раз и с ним не задалось. «Инферно» оказался примитивным, предсказуемым, составленным из клише фильмом, к тому же сделанным так - «чтоб попроще». Этакая компиляция самоповторов предыдущих частей плюс Джеймс Бонд с Идентификацией Борна:
Стамбул «с воды» был в Джеймс Бонд 007: Из России с любовью (1963)
Шпионские страсти в Цистерне были в Джеймс Бонд 007: Из России с любовью (1963)
И опять кадры, словно «Из России с любовью» (1963)
Стамбул район «Гранд базара» опять Джеймс Бонд, но уже Координаты «Скайфолл» (2012)
Он и она, в поисках ништяков у фонтана а-ля «Код Да Винчи» (2006)
Даже красивых видов и тех почти нет. А ведь уже «Ангелы и демоны» смотрел, в значительной степени, только ради красочных видов Рима. В «Инферно» же и Флоренция:
И Венеция:
и Стамбул:
представлены банальными кадрами, которые еще и длятся мгновения, оставшееся время занимает линейный квест, с дубовыми диалогами в дешевых локациях, ну у и как бы экшен: примитивный, вторичный и скучный несмотря даже на некоторые оригинальные сюжетные ходы и красивые виды. Говорят, книга лучше, но фильм - примитив.
Единственное, что запомнилось, так это очередное публичное обсуждение неизбежности сокращения лишнего «поголовья» людей. И если сюжетно фильм - банальщина об очередном вирусе «судного дня», то идейно он сделан интереснее, чем обычно. Рукотворная катастрофа в нем и не трагическая случайность, и не результат действий «сил зла». Причем если обычно «зло» либо безумно, либо озлоблено и мстит, либо - инфернально, то тут оно вполне рационально, имеет и понятную идею, и волю, и готовность жертвовать собой и другими. Вполне себе положительный образ. Ну а «силы добра» в ответ бестолково мечутся, затыкая дыры, не будучи в состоянии даже себе объяснить, чем и зачем они занимаются. А главное, корневая проблема исчерпания старого мироустройства остается и даже после как бы хеппи-энда, в идеологическом плане «добро» ничего «злу» противопоставить не может. В итоге получаем то, что психологи называют «
праймингом», то есть формально показано одно, а реально - население приучается к мысли, что сокращения его «поголовья» необходимо, что это «объективный» процесс, а те, кто его осуществляют - герои.
Героический образ потенциального палача нескольких миллиардов человек…
Не думаю, что тот же Браун умышленно осуществляет «прайминг», думаю, просто что-то витает в воздухе. Что-то тревожное, начинающее жить своей жизнью, Браун же, как человек, безусловно, талантливый, это чувствует и об этом пишет. В остальном же «Инферно», попсовенькая, по сравнению, например, с «Утопией», спекуляция на тему неизбежной глобальной трансформации общества.
Pro
1. Красивые виды красивых мест
2. Динамичный, развлекательный сюжет с интригой
«Коды» Данте, которые, впрочем, вставлены словно для красоты...
... но как-то халтурно сделано
3. Качественно сделанный, хорошо сыгранный, хорошие актеры:
Contra
1. Вторичность. Все что есть в интриге в разных видах уже было, как в серии по Брауну, так и шпионских историях типа Джеймса Бонда или Идентификации Борна
2. Примитивность. Все упрощено до уровня Икеи, где если даже вначале что-то и кажется сложным, то по инструкции легко собирается и выпускницей филфака. И если «Код Да Винчи» при всей его фантастичности, смотреть было любопытно, то «Инферно» загадками и сюжетом напоминает «Форт Боярд»
3. Флоренцию, Венецию и Стамбул умудрились показать банально и невыразительно
Ergo
Проходное кино для убийства времени. Ну и «ложки нашлись», но осадочек остался. Так что делать-то с «лишним» населением? Нет, по сюжету зло - повержено, а проблема? Так и работает прайминг, а часы - все такают и полночь близится.