В поисках автора. «Аве Мария» Гуно-Баха

Feb 13, 2015 10:24

Начало

До сих пор до­воль­но ча­с­то мо­ж­но встре­тить упо­ми­на­ние Шар­ля Гу­но, как ав­то­ра од­но­го из ва­ри­ан­тов «Аве Ма­рия», но еще од­на ми­с­ти­фи­ка­ция свя­за­на с му­зы­кой.



В 1722 го­ду Ио­ганн Се­ба­сть­ян Бах на­пи­сал 24 пре­лю­дии и фу­ги во всех то­наль­но­стях, из­ве­ст­ные се­го­д­ня все­му ми­ру как пер­вый том сбор­ни­ка «Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ный кла­вир». Пре­лю­дии и фу­ги из не­го му­зы­кан­ты иг­ра­ют с дет­ст­ва и всю жизнь. Са­мая пер­вая пре­лю­дия, от­кры­ва­ю­щая весь цикл, на пер­вый взгляд - про­с­то ка­жу­щий­ся уди­ви­тель­но про­стень­ким до-ма­жор­ный наи­грыш. На вто­рой и по­с­ле­ду­ю­щий взгля­ды так уже не ка­жет­ся - пре­лю­дия за­во­ра­жи­ва­ет.

В 1853 го­ду Шарль Гу­но сде­лал ва­ри­а­цию для скрип­ки и ро­я­ля на те­му пер­во­го пре­лю­да "Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­но­го кла­ви­ра" И.С.Баха. Шесть лет спу­с­тя к ва­ри­а­ции Гу­но бы­ли до­ба­в­ле­ны сло­ва, что и сде­ла­ло эту пе­с­ню та­кой по­пу­ляр­ной. Как и в слу­чае «Ave Maria» Шу­бер­та, о чем ни­же, не из­ве­ст­но кто стал ис­поль­зо­вать ла­тин­ские сло­ва для ва­ри­а­ции Гу­но. Так по­я­ви­лась на свет «Ave Maria» Ба­ха-Гу­но, причем оба автора не знали в сочинении чего участвовали.

«Ave Maria» Ба­ха-Гу­но в разных вариантах исполнения

Шарлотта Мария Чёрч (Charlotte Maria Church)



Соль­ную карь­е­ру Шар­лот­та на­ча­ла в 11 лет, вы­сту­пив в те­ле­ви­зи­он­ном шоу "Talking Telephone Numbers" с пе­с­ней "Pie Jesu". Сра­зу же по­с­ле вы­сту­п­ле­ния гла­ва Sony Music UK Пол Бур­гер за­клю­чил с ней кон­т­ракт на вы­пуск аль­бо­ма. Свою де­бют­ную пла­стин­ку “Voice Of An Angel” Шар­лот­та вы­пу­с­ти­ла в воз­рас­те 13-ти лет. А к 14 го­дам за пле­ча­ми пе­ви­цы бы­ли вы­сту­п­ле­ния пе­ред Бил­лом Клин­то­ном, Па­пой Рим­ским, ко­ро­ле­вой Ан­г­лии и прин­цем Чарль­зом.

image Click to view


Charlotte Church. «Ave Maria»
В 2000 го­ду Шар­лот­та во­шла в де­сят­ку Billboard's Top Ten. Черч де­ли­ла сту­дию и сце­ну с Пла­си­до До­мин­го, Вайк­ле­фом Джи­ном, Бил­ли Гил­ма­ном и дру­ги­ми из­ве­ст­ны­ми исполнителями. Она са­мая мо­ло­дая ар­ти­ст­ка, аль­бом ко­то­рой воз­гла­вил “UK Classical charts».

Хосе Каррерас (José Carreras)



Ис­пан­ский опер­ный пе­вец, из­ве­ст­ный сво­и­ми ин­тер­пре­та­ци­я­ми про­из­ве­де­ний Джу­зеп­пе Вер­ди и Джа­ко­мо Пуч­чи­ни. К 28 го­дам Кар­ре­рас ис­по­л­нил уже 24 ро­ли пер­во­го пла­на клас­си­че­с­ко­го опер­но­го ре­пер­ту­а­ра. В 1987, ко­г­да он на­хо­дил­ся на вер­ши­не сла­вы, вра­чи по­ста­ви­ли ему страш­ный ди­аг­ноз: ост­рая лей­ке­мия. Был все­го лишь один шанс из де­ся­ти, что пев­цу уда­ст­ся вы­жить. Эта бо­лезнь пре­рва­ла карь­е­ру Кар­ре­ра­са на це­лый год. В 1990 го­ду сот­ни мил­ли­о­нов те­ле­зри­те­лей со все­го ми­ра мог­ли ви­деть и слы­шать кон­церт Трех те­но­ров, от­кры­ва­ю­щий фут­боль­ный ку­бок ми­ра в Ри­ме (Ита­лия). Этот кон­церт стал тра­ди­ци­он­ной встре­чей Кар­ре­ра­са и двух его ве­ли­ких кол­лег Лу­ча­но Па­ва­рот­ти и Пла­си­до До­мин­го.
Дис­ко­гра­фия Хо­се Кар­ре­ра­са на­счи­ты­ва­ет бо­лее 150 за­пи­сей, в чи­с­ле ко­то­рых бо­лее 50 опер, ора­то­рий, а так­же по­пу­ляр­ных клас­си­че­с­ких соль­ных кон­цер­тов, ми­ро­вые ти­ра­жи ко­то­рых не раз ста­но­ви­лись зо­ло­ты­ми и пла­ти­но­вы­ми. В мае 2009 го­да Хо­се Кар­ре­рас объ­я­вил о за­вер­ше­нии сво­ей опер­ной карь­е­ры. По сло­вам те­но­ра, стра­да­ю­ще­го лей­ке­ми­ей, он не в со­сто­я­нии бо­лее вы­дер­жи­вать из­ну­ри­тель­ных на­гру­зок, ко­то­рые тре­бу­ет от не­го карь­е­ра опер­но­го ис­по­л­ни­те­ля.

image Click to view


Хосе Каррерас. «Ave Maria»
Ор­кестр Мо­цар­те­ум (Mozarteum Orchestra)



Ин­ст­ру­мен­таль­ный ва­ри­ант «Ave Maria» Ба­ха-Гу­но, за­пи­сан­ный Ор­кестр Мо­цар­те­ум в 2008 го­ду.


Mozarteum Orchestra. «Ave Maria»
Ор­кестр Мо­цар­те­ум - глав­ный сим­фо­ни­че­с­кий ор­кестр Зальц­бур­га, ас­со­ци­и­ро­ван­ный с зальц­бург­ским му­зы­каль­ным уни­вер­си­те­том Мо­цар­те­ум. Ор­кестр сфор­ми­ро­вал­ся с ос­но­ва­ни­ем в 1841 г. «Со­бор­но­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва» при зальц­бург­ском ка­фе­д­раль­ном со­бо­ре. Ор­кестр об­ще­ст­ва (по­сте­пен­но пре­об­ра­зо­ван­но­го в кон­сер­ва­то­рию) по­сто­ян­но кон­цер­ти­ро­вал в Зальц­бур­ге и за его пре­де­ла­ми, но толь­ко в 1908 г. по­лу­чил соб­ст­вен­ное на­име­но­ва­ние, хо­тя и сов­па­да­ю­щее с на­зва­ни­ем кон­сер­ва­то­рии. Пер­во­на­чаль­но ор­кестр воз­гла­в­ля­ли ру­ко­во­ди­те­ли кон­сер­ва­то­рии, на­чи­ная с Ало­и­за Та­у­к­са. Но­вую стра­ни­цу в ис­то­рии ор­ке­ст­ра от­кры­ло два­д­ца­ти­лет­нее ру­ко­во­дство из­ве­ст­но­го ди­рижёра Бер­н­хар­да Па­ум­гарт­не­ра (1917-1938), вы­вед­ше­го ор­кестр Мо­цар­те­ум на уро­вень ми­ро­вых стан­дар­тов.
Продолжение следует, и это будет история «Аве Марии» Каччини-Вавилова.

Культпросвет, Музыка, Культурный контекст, История

Previous post Next post
Up