(
Начало)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-NMNELofVYJM/VLOVlPxq2gI/AAAAAAAAQWU/5dMiHvkQ5dM/w1093-h927-no/IMG_0086.PNG)
- М.Кантор: «Смерть комиссара» написана в 1927-м году, когда никаких военных действий не происходит, разве что на Дальнем Востоке, и то, не буквально. Гражданская война прошла - и, заметьте, во время войны Петров-Водкин реагировал мгновенно. Для чего, через семь лет после окончания войны он пишет большой холст - и такой холст?»
Вопрос интересный, и правда - почему? За ответом обратимся к одноименной статье Е.С.Медковой из газеты «Искусство» за №13/2006, где описана краткая история создания картины:
- «Картина была написана по заказу Реввоенсовета к 10-летию Красной Армии».
То есть поступил заказ, в рамках которого художник начал работать, причем отложив при этом работу над «Тревогой» из серии картин о революции, начатой «Рабочими». Кроме того, Максим Кантор опять ошибается, «Смерть комиссара» написана не в 1927 году, а на год позже, в 1928. В 1927 же году были написаны несколько эскизов этой картины. И в статье Максим Кантор, скорее всего, имеет ввиду один из них, например этот:
![](https://lh6.googleusercontent.com/-SIfbRu7ruM8/VLOmoDZWQ2I/AAAAAAAAQY8/T18wX0iEOV0/w1039-h925-no/IMG_0101.PNG)
Эскиз и картина действительно похожи, но как их может перепутать “знаток искусства”, учащий быть внимательными к мелочам?
- М.Кантор: «Сказать, что его, внимательного и великого человека, не потрясла смерть Ленина и изменение страны - нереально. Потрясла так же, как его великих современников - Маяковского, Филонова, - и, как и они, Петров-Водкин ответил вот этой картиной»
Хочется обратить внимание на то, как издалека в текст вводится тема Ленина, о которой мы еще поговорим ниже. Но вернемся к тексту:
- М.Кантор: «Петров-Водкин, в отличие от многих поденщиков-авангардистов, был художником возрожденческого масштаба. Он создавал мир. Он придумал, ни много ни мало, собственную сферическую перспективу - то есть не обратную, и не прямую, а как бы глядя на землю сверху, перспективу, охватывающую всю округлость шара. (Сходное есть у позднего Брейгеля.) Данная перспектива переводила событие во вселенский масштаб - случай превращался в событие мирового, планетарного значения.»
Но «сферическая перспектива» - это же одна из стрежневых особенностей картин Петрова-Водкина. Появившаяся задолго до «Смерти комиссара». Подробнее об этом можно прочесть в том же номере газеты «Искусство», в другой статье Е.С. Медковой, также посвященной художнику. Специально привожу длинную цитату, чтобы стало понятнее и о том, какие бывают перспективы, и что дело не в том, что изображено, а в мировозрении художника:
- «Инициация юношества в лоне водной праматерии родной земли происходит в картине «Купание красного коня» (1912). Скрещение огненной стихии и духовных высот мужского начала скрепляет круговой печатью вечности мать сыра земля. Петров-Водкин обретает в этой картине индивидуальную и национальную идентичность. С формальной точки зрения этот процесс можно проследить на примере переосмысления художником закономерностей обратной перспективы иконописи в теоретические и образные основы своей «сферической перспективы».
- Обратная перспектива, реализуя идею нисхождения божественной благодати на предстоящего, имеет точкой схода параллельных осей именно зрителя, на которого изливается откровение, в связи с чем в пространстве самой иконы они расходятся веерообразно. Именно на этой динамике расходящихся осей Петров-Водкин строит свою «сферическую перспективу». Линейная перспектива, разработанная мастерами Ренессанса, не удовлетворяла его своей статичностью и тем, что она не отвечала естественным законам бинокулярного видения человека и законам тяготения.
- Современную эпоху К. Петров-Водкин оценивал как «планетарный период человечества». Соответственно этому пространственная художественная система должна была учитывать иные координаты, чем линейная перспектива: «Если ты рисуешь карандаш, лежащий на плоскости стола, твоя задача определить не только положение этого карандаша к плоскости стола… но и его отношение к стенам той комнаты, в котором находится стол, и стен этой комнаты - к мировому пространству, ибо каждая вещь… находится в сфере мирового пространства» (из воспоминаний ученика Петрова-Водкина А. Самохвалова). Петров-Водкин считал, что оси, структурирующие предмет, «подчинены центру падения. Земля - Центр». Отсюда следует вывод об «отсутствии вертикалей и горизонталей нового смотрения».
- Подобное утверждение Петров-Водкин обосновывает тем, что он выходит в своем пространственном видении за пределы Земли. В планетарном, космическом масштабе не действуют законы эвклидовой геометрии, здесь действует геометрия Н.И. Лобачевского (на выпуклой поверхности сферы) и Б. Римана (на вогнутой поверхности сферы), согласно которым параллельные пересекаются (в первом случае) или расходятся в бесконечность (во втором). Петров-Водкин, создавая художественную параллель новым научным концепциям, по существу, замещает божественный Абсолют законами космоса. Пространство картины изгибается под давлением сил тяготения.»
То есть и смерть Ленина, и карандаш в равной степени достойны «сферической перспективы». И дело тут в эпохе, она вся - «планетарный период человечества». И сдается, что все славословия Кантору нужны только для того, чтобы продолжить развивать тему Ленина:
- М.Кантор: «И вот этот случай смерти на дороге - художник назвал планетарным событием. Так давайте подумаем сообща, какую смерть на полпути, какого комиссара мог он считать событием планетарного масштаба?»
Так и хочется повторить цитату художника: «Если ты рисуешь карандаш, лежащий на плоскости стола...». Но тема «неправильной» национальности Ленина, это устойчивая позиция «антифашиста» М.Кантора. Ранее, в другой статье, он уже упоминал об этом:
- М.Кантор: «Это Петров-Водкин написал в 27-м году «Смерть комиссара» - показал, как революция с калмыцким лицом умирает на полдороге, а осиротевший полк валится за горизонт.».
Отметим, что путаница с названиями картин и датировками у М.Кантора встречается регулярно, и вернемся к национальности «лица». Ведь что еще интеллектуал будет обсуждать рассказывая об искусстве, как не определение национальности по лицу на эскизе метафоры «смерти Ленина»? Пойдем дальше:
- М.Кантор: «Вот умирает комиссар - так поглядите на эскизы его лица, на смертную муку, задайте себе вопрос: зачем в 27-м году художник нарисовал умирающего вождя отряда? Ну, зачем? Поглядите на первые эскизы картины - где комиссар еще анфас: это абсолютно точный портрет Ленина, в подробностях»
Во-первых, давайте дадим слово самому художнику, а что он думал на этот счет («Искусство» за №13/2006):
- «Первоначально решение картины складывалось в формах умозрительно-литературных. Петров-Водкин разрабатывает подробную биографию своего героя: «Кто он? Он типографский рабочий… из Питера. Он с Волги, а раз так, то в нем должно быть что-то татарское или мордовское».
Но нам же надо Ленина сюда приплести, и поэтому - калмык. Но еще раз обратите внимание на образ комиссара с другого эскиза картины, сделанного в том же 1927 году.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-xxdDd_0p5Yw/VLOVlFJw4DI/AAAAAAAAQV0/ihZTbJV9u6k/w1092-h759-no/IMG_0087.PNG)
Может все дело в том, что шла работа над образом? И в окончательном варианте прототипом стал позировавший художнику поэт Сергей Спасский?
![](https://lh3.googleusercontent.com/-yNPFZ1Zpxy4/VLOpxNTmVXI/AAAAAAAAQZQ/7agDD3yA2LA/w751-h1109-no/IMG_0104.PNG)
Но читаем дальше:
- «Пластическое решение складывается постепенно. В эскизе 1927 г. всплывают воспоминания о первой картине на тему войны и смерти - «На передовой...».
Тут Е.С.Медкова, скорее всего, имеет ввиду картину «На линии огня» (1916).
![](https://lh3.googleusercontent.com/-CHXLozq6fhI/VLOpxmwuogI/AAAAAAAAQZM/pdqZgBTsu_A/w1093-h807-no/IMG_0103.PNG)
В первой части писал, что дело тут не только в Канторе. Это у Лосева каждое слово имело смысл, значение и место, но чем ближе к нашему времени, тем больше "легкость в мыслях необыкновенная" развивается у гуманитариев. Сейчас можно любую передачу на канале Культура проверить фактологически, и там почти наверно обнаружатся и ляпы, и глупость, и небрежность. В порядке вещей, например, снять передачу о венецианском композиторе на фоне Рима. Ну а что? Быдло схавает, а автору даже приз дадут, типа за лучший фильм о "культуре".
- «... но композиционно она как бы разворачивается в обратную сторону: атакующие идут не на зрителя, как в первом случае, а уходят вдаль. Их движение по диагонали картины намечает мотив бесконечной, уходящей за горизонт дороги, дороги жизни, что сразу же отсылает наше сознание к архетипической песенной ситуации: "Степь да степь кругом, путь далек лежит, там в степи глухой умирал…" - такова судьба русского человека: умирать в дороге, на просторах знаменитой Владимирки («Владимирка» И. Левитана),
![](https://lh3.googleusercontent.com/-EZibidH00J0/VLOVmt0eaBI/AAAAAAAAQWM/lGfDk4p_u3E/w1092-h763-no/IMG_0089.PNG)
- просто среди распутицы («Проводы покойника» В. Перова),
![](https://lh4.googleusercontent.com/-1qGW0ExDrfY/VLOVngJh4MI/AAAAAAAAQXY/5JKEu4SA_yA/w1093-h940-no/IMG_0090.PNG)
- на пути к светлому будущему»
Другая трактовка темы «дороги», да? Есть еще религиозная, и, в принципе, все они имеют право на жизнь. Только вот стоит ли сюда вплетать национальности? Что же касается образа Ленина, то Петров-Водкин никак не мог обойти его стороной и написал как раз перед «1919 год. Тревога».
![](https://lh6.googleusercontent.com/-c5yCDPJOzBI/VLOVn0rTf0I/AAAAAAAAQXM/Dfkt2RMhrqQ/w1093-h1058-no/IMG_0091.PNG)
Так ли похожи образы?
![](https://lh4.googleusercontent.com/-9oJbHF9XnbU/VLOVlk17rgI/AAAAAAAAQV4/3v4T47dwukQ/w1064-h768-no/IMG_0088.PNG)
А ведь есть еще и Пушкин, написанный все в том же 1934 году.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-Q7Wo8TroaoM/VLTdc1gxLNI/AAAAAAAAQas/kR5l5UlUixE/w600-h909-no/IMG_00921.PNG)
- М.Кантор: «И для чего мастер написал осиротевших, уходящих солдат, теряющих равновесие, сбившихся с ноги и падающих за горизонт? Вы, правда, полагаете, что солдаты накренились и как бы падают - случайно? Думаете, Петров-Водкин не умел рисовать иначе? Право же, он умел рисовать - как хотел. Отнеситесь внимательно к тому, что художник нарисовал.»
Со сферичесой перспективой мы вроде бы разобрались. Одно из ее свойств, что объекты на ее краях - «заваливаются». Что можно наблюдать, например, с домиками на картине «Весна», где считается, что сферическая перспектива проявляется наиболее ярко.
Окончание
следует.
Текст и иллюстрации из журнала
Культпросвет