"Мастерство-это когда «что» и
«как» приходят одновременно"
(Вс. Мейерхольд).
Когда я "начинал" (третий год подряд), отсутствие осмысленности было основным раздражающим фактором на уроках танго. Я хотел научиться танцевать, но мне предлагали делать загадочные движения с непонятной целью, с непонятным содержанием и с бесконечным количеством инструкций, как это непонятное правильно исполнять. А на любые сомнения ответ был один: 10 тысяч повторений и все получится. Честно пытался, но все больше и больше закрадывались в этом сомнения. Недавно нашел
танговские блокноты тех времен. Десятки страниц с описанием связок и элементов! Не уверен, что сейчас и четверть из описанного там смогу исполнить. В общем, всем хорош путь "делай как я", но научиться танцевать с его помощью не получалось категорически. Уже готов был сдаться и бросить, когда встретил Хуана, привнесшего осмысленность в обучение.
Что такое осмысленность? Это когда ты понимаешь что и зачем делаешь. Причем не всегда даже нужно знать "как" именно это "что-то" делать. Хуан, к примеру, не объяснял мне как "давить в пол", но зато подробно рассказал для чего и зачем мне это нужно. Ну а дальше... Дальше уже сам разобрался, потому что когда понятны цель и смысл, то многое можно сделать самостоятельно.
Значит ли это, что имитируя нельзя научиться? Конечно нет. Можно. Большую часть своей истории человечество училось именно так. Только это дольше, дороже и проблемнее, зато проще и удобнее для преподающего. Ты себе показываешь, да добиваешься точности повторения учениками. Можешь сделать крест - в среднюю группу, болео - в старшую, на а если агухасы - то вообще крутой. А осмысленность - всем хороша, но увы, ей нельзя "научить". Ее можно предложить ученикам, а там, как с той лошадью у водопоя: подвести-то лошадь можно, а заставить пить - нет. Увы.
Так что, мой совет: старайтесь учиться осмысленно. Да, имитировать проще, и кажется, что быстрее, но это только кажется. И не путайте осмысленность с ответом на вопрос «как»? Осмысленность - это не про «как». Осмысленность - это про «что?» и «зачем?». Поэтому перед вопросом «как» что-то сделать, выясните для себя понимаете ли вы «что» и «зачем» вы собираетесь делать? В виде притчи коллизию “как или что” хорошо иллюстрирует рассказ очевидца:
- "Если честно, то я больше сталкивался с кривыми объяснениями механики движения, чем с чем-то, что реально помогало на танцполе. А одним из самых лучших преподов был дедушка из Аргентины (Рубен Тербалько), который на уроке взял партнершу из зала и поставил ее в передний крест с места. Со всех сторон раздались вопли: "объясните, как вы это сделали", он молча брал каждого спрашивающего и ставил его в крест. Когда они снова начинали спрашивать "как он это сделал", он ответил: "не спрашивайте - ведите" - через 15 минут все партнеры поставили партнерш в передний крест (и все сделали это по-своему, концентрируясь на цели, а не на форме). Да, можно сказать, что дедушка хреновый преподаватель, ведь он не занимался у станка и вряд ли что-то знает о биомеханике движения. Но он, как человек, который танцует танго 50 лет, знает, что танго невозможно без ведения и учил вести, а не что-то там правильно делать."
Как-то так.