Итак, что нужно
по мнению Зинсера, что бы было хорошо?
1. Взаимодействие
В конечном счете основным продуктом, предлагаемым автором, является не «тема», а он сам. На этом личном взаимодействии и держится хорошая литература нон-фикшн. Хотите, чтоб ваши тексты читали? Тогда вам важны два качества: человечность и теплота. Пишите своим языком, пишите как считаете нужным, пишите так, как вам самому было бы интересно читать.
Хлебников. Доски Судьбы. Лист V. Большие деревья времени2. Простота
Старайтесь быть максимально простым во всем: в используемых словах, в структуре текста, в длине предложений и абзацев. Простое, понятное предложение редко выходит и с первого раза, и со второго, и с третьего, поэтому не ленитесь раз за разом возвращаться к тексту, упрощая и выкидывая все лишнее.
Ахматова . "Летний сонет".
3. Мусор
Наш мир перегружен словесным «мусором». Мы слишком привыкли громоздить ничего не значащие слова в громоздкие, но пустые обороты, вроде: «в настоящее время» вместо «сейчас», «вы испытываете боль?» вместо «вам больно?», не надо «вести диалог», если можно «поговорить» и так далее. Иногда мусор используется специально для затруднения понимания смысла сообщения, например в сообщениях политиков, или в бюрократической переписке, но если вы стремитесь быть понятым, боритесь с мусором, как с сорняками - постоянно.
Толстой. Анна Каренина4. Стиль
Будьте собой, пишите от первого лица. Пишите как думаете, как ощущаете. Это и будет вашим стилем. Даже если на использование «первого лица» наложен запрет, мыслите все равно как «я». Читателю интересно общаться с конкретным собеседником, а не с обобщенными «мы», «общеизвестно» или «считается, что».
Шекспир. Пьеса о Томасе Море.5. Аудитория
Не старайтесь угождать аудитории. Вы - есть вы, у вас есть собственные мысли, позиция, знания. Делитесь ими, но не тем, что, как вам кажется, от вас хотят услышать. Не старайтесь представить широкую читательскую аудиторию, такой не бывает. Ваш текст будет читать конкретный человек, а не обобщенный. Относитесь к нем у так, как хотели бы, чтоб он относился к вам.
6. Слова
Существует особый язык, называемый «журналистским жаргоном», легко убивающий любую авторскую самобытность. На этом языке лидеры всегда «облечены властью», события «грядут», сообщениями «бомбардируют» и так далее. Избегайте подобного, не используйте чужие клише, будьте самобытны. И второй момент: используйте словари. Научитесь ценить смысл слова, учитывать нюансы и контекст использования. Если же в тексте нет никаких сюрпризов - ни точного слова, ни свежего взгляда, то это обычная журналистская халтура. Не будьте халтурщиком.
7. Единство
Писать учатся когда пишут. Это азбучная истина. Поэтому еще раз: есть только один способ научиться писать хорошо - надо каждый день писать не менее установленного числа слов.
Набоков. Приглашение на казньЕдинство же - это стержень хорошего текста. Почему оно так важно? Единство не позволяет мыслям читателя разбредаться, становится легче понять ваш текст, а кроме того, подсознательно автор текста, в котором есть единство, кажется уверенным, знающим, что он говорит человеку. Такого хочется слушать и такому доверяешь. Как обеспечить единство текста? Планированием. Перед тем, как начнете писать, вы должны определиться о чем, как и кому вы собираетесь что-то рассказать и в дальнейшем придерживаться этого плана.
Лермонтов. Краткое содержание поэмы "Демон"
На что стоит обратить внимание при планировании:
- Выберите лицо от которого будете вести рассказ и не меняйте его по ходу повествования
- Обеспечьте единство времени. Вы должны общаться с читателем в каком-то определенном времени: настоящем, прошедшем или будущем. Смена времен путает читателя и затрудняет понимание текста.
- Выберите тон общения. Допускается любой: серьезный, шутливый, ироничный, сухой. Но это должен быть один тон, а не несколько одновременно.
- Сохраняйте единство формы текста. Что это будет: историческая справка, мемуары, путевой дневник, рекламная брошюра, инструкция? Форма сама по себе задает определенные рамки тексту. Это поможет и вам при написании текста, и читателю при понимании написанного.
- Определитесь с тем, как широко вы хотите охватить тему и в чем ваш основной тезис. Определились? Теперь придерживайтесь этих рамок. Невозможно в одном тексте охватить все, сконцентрируйтесь на главном
- Хорошее произведение в жанре нон-фикшн должно давать читателю пищу для размышления в виде одной интересной, ранее не приходившей ему в голову, мысли. Не двух мыслей, и не пяти, а только одной. Решите заранее какую мысль вы хотите заронить в сознание читателя и пусть ваш текст будет инструментом для осуществления этого. Но помните, изначальный план не догма. В процессе написания может выясниться, что писать лучше по-другому и о другом. Что делать? Все просто: надо изменить план и скорректировать. Написание текстов в жанре нон-фикшн больше ремесло, чем творчество.
Пушкин. "Цыганы"Остальное
в следующий раз