Dec 20, 2014 21:25
Видимо, все же придется высказаться. Вытащу из своих разрозненных комментов.
Социальные трансформации начинаются лишь тогда, когда происходит конфликт (помните по Марксу?) между уровнем производственных отношений и производительных сил. Все остальное это оранжевые симулякры. Во время них никто не хочет ломать саму систему, все мечтают лишь изменить свое местонахождение в этой системе. И конфликт этот запустится только тогда, когда перед производительными силами будут ставиться задачи, выходящие за рамки существующих производственных отношений. Сегодня же все происходит с точностью до наоборот - все работает на схлопывание ситуации, на превращение нынешней ситуации в вялотекущий тысячелетний рейх жующей биомассы. А какие могут быть социальные трансформации у жующей биомассы? Никаких. Хочешь стать другим - поставь себе задачу выше тебя. И тогда сам процесс вынужденно начнет тебя изменять. Беда второй половины 20-го века заключается в том, что мы перестали ставить перед собой непосильные задачи, а даже наоборот - решили, что человек должен побольше отдыхать и тогда, мол, у него будет больше времени, чтобы быть человеком. К чему это привело, вы и сами видите.
Поясняю, человек, придумавший книгопечатание, вовсе не хотел приблизить Реформацию. Он про нее ничего не знал. Но приблизил.
Человек, придумавший паровую машину для производства, вовсе не хотел приблизить социальную революцию. Он даже и не представлял, что такое может произойти, но он ее приблизил.
Поэтому вы вполне можете называть это софистикой, но это реально работает, хотя и не так быстро. Зато вот быстрые преобразования почему-то не работают. В 17-м году мы начали строить общество без достаточного базиса. И что получили взамен? Ну да - мы все же построили базис, и чем больше мы его строили, тем ближе приближались к тому же капитализму. Потому что технологически базис был один и тот же. Просто Маркс определяющим считал распределение капитала, а в действительности главными оказались системы управления и технологии управления процессом. И технический уровень эти системы нивелировал. В конце концов они и на Западе и у нас стали схожими. Те стали ближе к социализму, а мы стали ближе к капитализму. Поэтому-то и рухнул СССР.
Повторюсь, только поход Человечества в Космос изменит нас.
Космос