Заслуги Масару Ибуки - 1 и 2

Nov 20, 2015 22:01


1. Тема о заслугах Ибуки появилась при обсуждении интервью с физиологом М. Безруких:
http://baby-secret-net.livejournal.com/430770.html

dz0rin
Масару Ибуки был великим для своего народа, своего времени и своей культуры менеджером, бизнесменом и педагогом, который вытащил свою страну из послевоенной разрухи, предложив ей модель, которая была эффективна только для Японии, и никакая иная страна с её особенностями его никогда не интересовала. Задача была поднять свою экономику в условиях, где практически отсутствовали собственные леса, минералы и ресурсов никаких не было, зато в огромном количестве имелась масса обездоленных людей, гораздо больше обездоленных, чем в России после войны, на порядок больше. Создать нужно было и систему управления новой экономикой, систему менеджмента. Можно читать его брошюру "После 3-х уже поздно" как Библию, и трактовать его благие пожелания как угодно. Но направленность его реальных действий и образовательная политика была абсолютно конкретна. Создавалась сеть новейших для того времени предприятий, на которых устанавливался конвейер. Роботов, могущих выполнять монотонную и сверхточную работу, тогда ещё не было. А людских ресурсов, готовых выполнять любую работу, за скромную плату - хоть отбавляй. В соответствии с потребностями конкретной фабрики или предприятия создавалась вся инфраструктура вокруг. И методики обучения подбирались такие, которые позволяли бы людям не просто весь день отстоять у конвейера, но и делать это в высшей степени бережно, ответственно, без устали, с чувством полного удовлетворения и гордости за свою фирму. И клерки нужны были, которые могли бы руководить всей этой структурой. Читая книги М.Ибуки, многие просто не понимают целей, которые стояли перед автором. Никакого интеллекта не нужно было. За исключением малого числа людей управленцев. Его и не развивали. И условия создавали такие, чтобы интеллект, мышление не могли бы возникнуть. Но вот сенсорика - ух, как понадобится, чтобы часами стоять и перебирать детальки, паять что-то, или привинчивать. И слух должен быть приучен к тому, чтобы дать телу отдых, задать ритм для предстоящей тяжёлой работы, музыку надо было вводить непременно. Скрипка - до трёх лет. Вовсе не для развития творческих способностей. И т.д. Всё остальное в его писаниях - красивые фантики, призванные убедить родителей вести детей в школу, готовящую их к труду на благо фирмы. Но если бы он давал до 3-х лет именно то, что детям в этом возрасте надобно, потребно, то никогда бы не достиг того результата, которого достиг.



stepanova_e
К тому времени, как Ибука начал исследования и написал книгу, все конвееры уже работали лет сто, а готовила к ним прекрасно классно-урочная система образования. Перед Ибукой уже стояли новые задачи.
Давайте по пунктам, что вредно и преждевременно для развития ребенка? Ношение на руках, длительные прогулки, разнообразные творческие занятия, занятия музыкой?

dz0rin
Здесь нечего обсуждать, это не концепция образовательная, и не технология, со сколько-нибудь развёрнутым психологическим, методологическим и философским обоснованием, более того, это даже не конкретная методика, которую Ибуки использовал. Вы возьмите педагогические писания времён 3-го рейха и легко найдёте там всё те же самые утверждения. Потому что там тоже поняли, что если ребёнка до 3-х лет на руки не брать, либо брать редко, он умрёт, либо станет функциональным олигофреном. А мёртвые чистокровные арийцы, тем паче, умственно отсталые, фашистской Германии нужны не были.

2. Далее, предлагаю уделить внимание самым интересным из открытий, сделанных Масару Ибуки. Их можно выразить всего в нескольких положениях, в паре-тройке мыслей. Рассмотрим, что это за мысли...

Наиглавнейшие из них, на мой взгляд, следующие:

"Раннее развитие не предполагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это "вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам."

Мудрый заход, потому что для мамы (как и для ребёнка), Ибуки сразу не оставляет никакого выбора. Начиная с рождения и до 3-х лет (а после 3-х УЖЕ ПОЗДНО - Ууу!!!), именно в этих временных рамках мама вольна решать, когда ей приступить к изучению ребёнком знаково-символической культуры: вот этих самых "фактов и цифирь", ни о чём другом, заметьте, речи вообще не ведётся. А это, не много, не мало - содержание обучения начальной школы (и вообще всей школы), пусть и в сколько угодно разведённом виде, главное, чтобы ни на что другое времени у мамочки уже НЕ БЫЛО - потому что это время ВОЛШЕБНОЕ. И надо кое-что успеть сделать. Это психологи знали уже задолго до самого Ибуки.

Что это за волшебное время такое, которое, я уверен, Ибуке было известно? Говорят, что сама М.Монтессори (а может быть, её сын) помогла Ибуки своими методиками и идеями, которые она охотно адаптировала к японской ситуации. Не знаю, официальных сведений таких не встречал. Но очень может быть, по духу они оба очень близки.
Не знаю, кто из вас учился в школе, когда преподавали музыку по программе нашего композитора Д.Б. Кабалевского. Так вот, в этой интересной программе есть одна странная песенка про странного дедушку (песенка написана практически на трёх нотах, в темпе вальса):

Раньше мой дедушка старенький
Тоже был мальчиком маленьким.
В шутку ему захотелось
Стареньким стать, и тогда

Он выбрал волшебное время,
Пришёл на волшебное место,
Сказал там волшебное слово -
И стала расти борода.

(проигрыш)
Хочет мой дедушка старенький
Стать снова мальчиком маленьким.
Бегать в пятнашки со всеми
И на заборы влезать.

Но он позабыл это время,
Но он позабыл это место,
Не вспомнит никак это слово,
Которое нужно сказать!

Понимаете, нужно поймать момент, когда происходит закладка фундамента будущей личности. Тот самый, о котором Л.Н.Толстой когда-то сказал, что "от рождения до пяти лет - эпоха; от пяти лет до меня - один шаг". И убедить мам прийти в это время и сделать со своим собственным ребёнком всё что угодно, но главное - совсем не то, что в это время делают все остальные, нормально развивающиеся дети. И с их помощью вырастить маленького старичка, чтобы выросла у него куцая бородёнка, и чтобы он с этими "знаниями" носился, пока растёт, хотя и не зная и не понимая, куда их приложить, но зато удивляя и потрясая всех окружающих (при первой встрече) волшебством, мудростью своих "познаний" и "умений". Пусть, с возрастом всё это отвалится, не важно. Не в знаниях и умениях этих дело. Они-то как раз никому и не нужны.

А как же быть с тем, что в это время обычно все мамы делали и многие из них продолжают делать? Очень просто. Нужно убедить родителей, что всё это для современного ребёнка СОВСЕМ НЕ КРУТО. А круто, например - выучивать сказки Пушкина наизусть до того, как ребёнок осмысленно начнёт произносить первые слова. Нужно всячески поливать грязью все традиционные формы и методы воспитания в семье, начиная с рождения. И это у Ибуки называется так: "одна из самых добрых революций в мире". А "У самой доброй революции в мире есть только два ВРАГА. Первый - закоснелые традиции, второй - существующее положение вещей". Понятно?!.. Гениально?! - Да!!! И всё это - в одной маленькой книжице. То есть, и потеть не нужно, чтобы изучать весь накопленный предшествующими поколениями родителей и учёных "закоснелый" педагогический опыт, в т.ч. глубоко традиционный опыт.

Далее. Нужно замотивировать. Схватить читателя за самое уязвимое место, убедить, что здесь и сейчас он получит самую важную информацию. Пожалуйста, Масару знает и эти человеческие слабости:

"В мои годы учителя поощряли нас примерно так: "Умный ты или нет, это не наследственность. Всё зависит от своих собственных усилий." И всё же личный опыт ясно показывал, что отличник - всегда отличник, а двоечник - всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределён с самого начала. Что делать с этим несоответствием?
Я пришёл к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ".

Итак, если вы купились на эту ловушку, если жгучее желание получить сверх-умненького и даже гениального ребёнка, которым все будут восхищаться, у вас возникло, тогда вы легко усвоите и основной метод, о котором говорится далее после небольшого "экскурса" как бы в физиологию мозга и знаний о возможностях, открытых для сознания новорожденного ребёнка, не замутнённого пред-рассудками, обладающего незамыленным (в отличие от подавляющего большинства взрослых) восприятием, которое запечатляет легко и свободно всё, попадающее в это поле восприятия и внимания.

Можно не разбирать всю книжку, это слишком нудно. Дальше просто идёт целая вереница подмен. Например, целая главка о том, что "Ребёнку легче ПОНЯТЬ алгебру, чем арифметику".

Не понять, а ЗАПОМНИТЬ алгебру легче. Тупо запомнить формулы и готовые способы действий.

Дальше - несколько соображений о музыке. Всё сводится к тому, что нужно давать сначала сложные музыкальные формы ребёнку, они в мозгу на уровне физиологического воздействия производят больший эффект. Никакой информации о психологии восприятия, в т.ч. музыки как особой семиотической системы, как языка, естественно, Ибуки не даёт. У него музыка будет выполнять совершенно иную задачу, чисто восстановительную для психики, которая неизбежно будет подрезаться всей вводимой им системой обучения.

Вся книга - целый ряд незаметных подмен. Даётся занимательная информация, подменяются понятия и дальше выводы следуют такие, приняв которые, вы уже не сможете прочесть нормальную книгу по педагогике, по психологии детского возраста...


zzachekay
Так зачем он все это писал?

Я согласна с ним в том, что не надо ребенка ограничивать "простотой" мира - всякие сюсюкания, адаптированный Пушкин :), класическая музыка "для малышей".
Само название у меня вызывало ассоциации, что после трех уже поздно восполнять привязанность, "насаждать"любовь, если до трех этого всего не было.
Я прекрасно понимаю, зачем эту книгу на русский перевели (если учитывать кто был инициатором перевода)


dz0rin как зачем? ему нужны были работники для фирмы
Фокус в том, что та самая простота мира, о которой Вы сказали (именно всякие сюсюкания, адаптированный Пушкин и классическая музыка "для малышей", а также философия и высшая математика - всё, что маме покажется нужным и полезным - в этом суть, и он об это прямо говорит, без обиняков) - будет даваться во всех видах, а именно в тех, в которых сознание ребёнка всю эту муть бессмысленную отразит, ещё раз отразит, ещё раз легко отразит на свою табулу раза и запомнит. Желательно на всю оставшуюся жизнь. А вот сам мир, сам по себе мир предметов и людей вокруг, мир природы - вот этого Ибуке до трёх лет не надо. А если мама решит, что будет её ребёнок всё это познавать (а это же, по-Ибуковски, совсем не круто, это же бытовуха презренная, это же не Шопенгауер и не Вагнер, и даже не Пушкин адаптированный, а это каша какая-то манная или пшённая, которую с ребёнком надо варить учиться, или петрушка с редиской, которые нужно сажать и выращивать - все нормальные человеческие процессы жизненные, служащие основой для становления процессуального характера мышления, для мышления как функции) - вот тогда она об этом пожалеет. В Японии пожалеет. Даже и сейчас. А не то что после войны. Потому что когда ребёнок её вырастет, в свою фирму он такого человека не возьмёт. Об этом он не раз заявлял в интервью. Даже в руководство. Потому что человек, у которого кругозор в результате нормальной жизни станет гораздо шире тарелки со щами, ему на конвейерном производстве не нужен. Он - источник брака. Творческая жилка ему будет мешать. Любое движение, любой новый поворот, взгляд налево, взгляд направо, и вот уже пришла какая-то ассоциация, уже мысль человек обдумывает за механической работой. А это сущее бедствие для магнитолы панасоник или сони. У него же жёсткая конкуренция, которую Ибуки ни за что не выиграл бы с такими работничками. Особенно, если ребёнок у этой мамы после трёх ещё и перешёл на следующий этап развития - на символические виды деятельности. Всё - он для фирмы пропащий человек. А так, со вспомоществованием великого педагога - вся информация, им рекомендуемая и мамочкой данная, выветрится без единого следа, останется биологический робот, способный выполнять строго определённые операции, выполнять нехитрую инструкцию и быть довольным при этом.

Авторские статьи и заметки

Previous post Next post
Up