Мы укрыли нашу лодку в тихой бухточке, поставили палатку, сварили скромный ужин и поели. Вспыхивают огоньки в длинных трубках, звучит негромкая веселая болтовня. Когда разговор прерывается, слышно, как река,плескаясь вокруг лодки, рассказывает диковинные старые сказки, напевает детскую песенку, которую она поет уже тысячи лет и будет петь, пока ее голос не станет дряхлым и хриплым. Нам, которые научились любить ее изменчивый лик, которые так часто искали приюта на ее волнующейся груди, - нам кажется, что мы понимаем ее, хотя и не могли бы рассказать словами повесть, которую слушаем.
Джером К.Джером. Трое в лодке, не считая собаки
Предисловие
Наташка каждый год спрашивает меня, отчего я не пишу водные походы. Не пишу и не пишу, отпуск у меня творческий. Но все эти годы так утекают с весел в никуда, скрываются за горизонтами озер и речек, оставляя только неясные отголоски чувств, ощущений и переживаний, что я поообещала себе -- надо. Посвящается Наташке, да будет благословенна музыкальная школа, в которую отдала она Дашку, а я Варьку, и пробил час судьбы -- мы встретились; а также Илье, Варе и Вене, которым всё и всегда мое посвящается, и с дружбой и нежностью -- всем, кто каждый год делит с нами эту водную феерию: Тане, Сереже, Наташе, Сене, Андрюше, Але, без которых водного похода бы просто не было. Всем остальным тоже есть место в моем сердце, но отдельное отведено нашему экипажу: Юльке, Сане, Олегу и пр.
2003 -- Кереть и Белое море.
2004 -- Онда.
2005 -- Чирка-Кемь и Соловки.
2007 -- Умба.
2008 -- Песчаная, Алтай.
2009 -- Кереть и Белое море.
2010 -- Балбанью-Кожим, Приполярный Урал.
2011 -- Калга и Соловки.
2012 -- Чирка-Кемь и Калевала.
Подготовка. Отъезд и суматоха
Карелия, всем понятно, воплощенное спокойствие: вода да камни, ледниковый ландшафт, сосны, песок, тихие, как известно, зори да туман. Наверное, поэтому подоготовка к ней так заполошна. Купить билеты, и слава богу, если на 20, а не на 30 человек, прочитать лоции, да на несколько рек, держа в голове, что эта вот, со сложными порогами, системой заливов и затрудненной чалкой речка -- для экипажей с опытными гребцами, сильными мужчинами; а вот эта вот -- с локальными порогами, озерами -- маршрут попроще. Речки тасуются, Писта, Беломорская Шуя, количество дневок, ходовых дней, длина маршрута, лоция по малой воде, по средней воде, по большой; а какая в этом году?
Время отъезда приближается. Люди, любящие сюрпризы, не то что мы, скучные бескрылые мещане, сдают билеты, вытаскивая квитанции на свет божий как фокусник кролика из шляпы. Но как всегда, вопреки и назло, все получается. Продукты куплены, весла отправлены багажом, каски и спасжилеты упакованы. Такси заказано. Вперед, только вперед, отступления нет!
На Красносельской в 12 ночи пятницы столпотворение и ад; видимо все спешат на машинах к ленинградскому и мурманскому поездам с вещами. Кто не видал, тот не поймет, что такое туристическая группа с вещами, уезжающая в водный поход; зрелище апокалиптическое. Гермы, непромокаемые мешки, шлемы, каски, весла, груда вещей и сбоку непременная собачка и ребенок с удочкой.
Типичный отъезд типичной группы: Калга, 2011 г.
Что ж, и у нас такое сейчас сложится грудой дел, суматохой явлений -- сложится, если доберемся до вокзала вовремя и успеем на поезд. Ехали больше часа, говорили с водителем об откатах и дорогах. Вот звонит Гриша: забыли свидетельство о рождении дома, вот Наташка -- доехали ли? Едем, едем.
Мы уезжаем на фирменном мурманском поезде с новомодными вагонами, слава им и вечно работающему туалету самолетного типа. Но эпоха допотопных путешествий уходит: плацкартных вагонов все меньше, купейных все больше, за 60 дней можно покупать билеты организованным фирмам, и при покупке частными лицами за 45 дней, как практикует наша секта, доступны уже лишь немногие места. Купить 20 билетов в один плацкартный вагон невозможно. Отсюда мораль -- покупайте при помощи разнообразных контор за 60 дней или езжайте в купе, они пока еще доступны.
Но все успели, погрузили, попрощались, вот Маша бежит -- свидетельство привезли.
До свидания, Москва и московские друзья! Мы тю-тю.
Поезд
Играли, читали, мороженое в Петрозаводске, черника в Медвежьегорске, читали и играли.
Тест на посещение Карелии: где стоит этот бронепоезд, на каком запасном пути? И небо, небо.
Когда играли в "самое невероятное на одну букву", оказалось, что у всех туго с архитекторами. Долго обсуждали, что считать частью тела. Искали Венин синий рюкзак (нашелся в соседнем вагоне) и Иосифов чемоданчик (нашелся в машине его папы, в лучших традициях семейства -- как-то они забыли взять в поход катамаран, о чем была написана великая пьеса).
Играем в поезде. Калга, 2011 г.
Справили день рождения Иосифа.
22.16. Надвоицы. Здравствуйте, комары, мы приехали!