Актуальная информация для блогеров - учитесь не размножать фейки.

Dec 08, 2016 13:26

Originally posted by grzegorz_b at Актуальная информация для блогеров - учитесь не размножать фейки.
Originally posted by moshekam at Актуальная информация для блогеров - учитесь не размножать фейки.

Как определить фейковую новость

Несколь­ко при­е­мов факт­че­кин­га, ко­то­рые по­мо­гут разо­брать­ся, где прав­да, а где чи­стое вра­нье.


Га­зет­ные утки могут иметь вполне ре­аль­ные по­след­ствия. В конце но­яб­ря акции фран­цуз­ской ин­фра­струк­тур­ной ком­па­нии Vinci (Euronext Paris: Vinc), ре­а­ли­зо­вав­шей несколь­ко круп­ных про­ек­тов в Рос­сии и стро­ив­шей часть трас­сы Москва - Пе­тер­бург, упали на 18,9% после вы­хо­да под­дель­но­го ре­ли­за об уволь­не­нии фи­нан­со­во­го ди­рек­то­ра.

Летом ко­ти­ров­ки Twitter (NYSE: Twitter) взле­те­ли после фей­ко­во­го со­об­ще­ния о том, что ком­па­ния по­лу­чи­ла пред­ло­же­ние о по­куп­ке ис­хо­дя из цены, го­раз­до выше ка­пи­та­ли­за­ции ком­па­нии на тот мо­мент.

Самая по­след­няя волна фей­ков была вы­зва­на вы­бо­ра­ми пре­зи­ден­та в США. Тогда ин­тер­нет за­по­ло­ни­ли под­дель­ные но­во­сти о том, что Клин­тон про­да­ва­ла ору­жие ИГИЛ (ор­га­ни­за­ция при­зна­на тер­ро­ри­сти­че­ской и за­пре­ще­на в Рос­сии), а Папа Рим­ский бла­го­сло­вил Трам­па на по­бе­ду. До сих пор ходят раз­го­во­ры о том, что имен­но эти но­во­сти по­вли­я­ли на исход вы­бо­ров. Самые популярные новости о кандидатах на выборах в США оказались фейками

Так что да, под­дель­ные но­во­сти - это ре­аль­ная про­бле­ма. Предот­вра­щать рас­про­стра­не­ние фей­ко­вых но­во­стей - обя­зан­ность не толь­ко СМИ. Поль­зо­ва­те­ли тоже долж­ны про­ве­рять, прав­да ли то, что они сей­час про­чи­та­ли. Смысл в том, что люди долж­ны ра­бо­тать над соб­ствен­ной ме­диа­гра­мот­но­стью. Од­на­ко, судя по ре­зуль­та­там недав­не­го ис­сле­до­ва­ния, мало кто что-ли­бо де­ла­ет в этом на­прав­ле­нии, пред­по­чи­тая при­ни­мать на веру все, что пишут СМИ. У про­фес­си­о­наль­ных факт­че­ке­ров есть спе­ци­аль­ные ал­го­рит­мы про­вер­ки тек­стов, но су­ще­ству­ет несколь­ко при­е­мов, ко­то­ры­ми могут вос­поль­зо­вать­ся и обыч­ные люди.

Обратите внимание на домен и URL
У офи­ци­аль­ных но­вост­ных агентств и СМИ обыч­но есть соб­ствен­ные до­ме­ны. Од­на­ко если в ад­рес­ной стро­ке вы ви­ди­те, на­при­мер, .​com.​co, зна­чит, нужно по­ко­пать­ся и про­ве­рить, можно ли до­ве­рять этому сайту, даже если он про­фес­си­о­наль­но свер­стан и вы­гля­дит зна­ко­мо. На­при­мер, abcnews.​com - на­деж­ный ис­точ­ник, а abcnews.​com.​co - нет, даже несмот­ря на то, что внешне они слабо от­ли­ча­ют­ся.

Прочитайте раздел «О нас»
На боль­шин­стве сай­тов там будет ука­за­но ин­фор­ма­гент­ство, с ко­то­рым они со­труд­ни­ча­ют, кто вла­де­лец пор­та­ла, в чем его мис­сия и какой по­ли­ти­ки он при­дер­жи­ва­ет­ся. Обыч­но этот раз­дел на­пи­сан про­стым и по­нят­ным язы­ком. Если вы уло­ви­ли слиш­ком па­фос­ную или даже ме­ло­дра­ма­ти­че­скую ин­то­на­цию, надо про­ве­рить, в чем тут дело. Кроме того, убе­ди­тесь, что ин­фор­ма­цию о вла­дель­цах сайта можно легко найти с по­мо­щью быст­ро­го по­ис­ка в Google.

Посмотрите, есть ли цитаты
Боль­шин­ство пуб­ли­ка­ций ос­но­ва­ны на со­об­ще­ни­ях несколь­ких ис­точ­ни­ков: это могут быть про­фес­си­о­на­лы из от­рас­ли или экс­пер­ты. Если тема спор­ная, в ста­тье, ско­рее всего, будут ци­та­ты - и много. По­смот­ри­те, что сами уче­ные го­во­рят о про­ве­ден­ном ими ис­сле­до­ва­нии, а лучше про­чи­тай­те его опуб­ли­ко­ван­ные ре­зуль­та­ты.

Проверьте, кто это сказал
Когда об­на­ру­жи­те ци­та­ты, по­смот­ри­те, кто имен­но и что ска­зал. Про­верь­те, на­сколь­ко это ав­то­ри­тет­ный ис­точ­ник, и на­сколь­ко пол­ной ин­фор­ма­ци­ей о нем рас­по­ла­га­ет Google. Ска­жем, вы чи­та­е­те но­вость о том, что Путин хочет под­нять пен­сию на 50%. А потом идет ци­та­та. Вла­ди­мир Путин - го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, чьи пуб­лич­ные вы­ска­зы­ва­ния все­гда до­ку­мен­ти­ру­ют­ся. По­гуг­ли­те эти ци­та­ты. По­смот­ри­те, о чем была речь, к кому и когда он об­ра­щал­ся. Даже если он давал экс­клю­зив­ное ин­тер­вью, та же ци­та­та будет ис­поль­зо­ва­на и в дру­гих со­об­ще­ни­ях с от­сыл­кой к пер­во­на­чаль­но­му ис­точ­ни­ку.

Почитайте комментарии
Осо­бен­но много фейка по­па­да­ет в соц­се­ти. Да, за­го­лов­ки долж­ны быть на­пи­са­ны таким об­ра­зом, чтобы при­влечь вни­ма­ние чи­та­те­ля, но они также долж­ны от­ра­жать точ­ный смысл со­дер­жа­ния ста­тьи. В по­след­нее время такой под­ход встре­ча­ет­ся всё реже. Чаще всего за­го­лов­ки пи­шут­ся в мак­си­маль­но гром­ки­ми, из-за чего невер­но от­ра­жа­ют суть про­изо­шед­ше­го, и в итоге со­вер­шен­но не сов­па­да­ют с из­ло­жен­ной внут­ри ин­фор­ма­ци­ей, а порой всё это вме­сте ока­зы­ва­ет­ся от­кро­вен­ным вра­ньем. Такие со­об­ще­ния обыч­но вы­зы­ва­ют массу ком­мен­та­ри­ев в Facebook и Twitter. Если боль­шин­ство поль­зо­ва­те­лей утвер­жда­ют, что эта но­вость не более чем утка, ско­рее всего, так и есть.

Поищите картинку в Google
Кар­тин­ка долж­на от­ра­жать суть про­ис­хо­дя­ще­го. Прав­да, это бы­ва­ет редко. Если люди, ко­то­рые пишут но­во­сти, не вы­ез­жа­ют на место со­бы­тия и не ищут экс­перт­но­го мне­ния по дан­но­му во­про­су, вряд ли они ис­поль­зу­ют соб­ствен­ные фо­то­гра­фии. Сыг­рай­те в де­тек­ти­ва и по­ищи­те име­ю­щи­е­ся изоб­ра­же­ние в Google. Клик­ни­те пра­вой кноп­кой мыши по кар­тин­ке и вы­бе­ри­те опцию «Найти кар­тин­ку (Google)». Если эта фо­то­гра­фия часто встре­ча­ет­ся в дру­гих но­во­стях раз­но­го срока дав­но­сти, ве­ро­ят­но, она не со­от­вет­ству­ет про­ис­хо­дя­ще­му. Если вы возь­ме­те за пра­ви­ло поль­зо­вать­ся тех­ни­ка­ми факт­че­кин­га, то по­мо­же­те оста­но­вить рас­про­стра­не­ние вра­нья. К тому же вы не оди­но­ки в своей борь­бе. Ком­па­нии, ко­то­рые фи­нан­си­ру­ют сайты, рас­про­стра­ня­ю­щие фейк, тоже ищут спо­со­бы уре­гу­ли­ро­вать про­бле­му со своей сто­ро­ны, но ведь они долж­ны сле­дить еще и за тем, чтобы не огра­ни­чить сво­бо­ду слова. Непро­стая за­дач­ка, но они ста­ра­ют­ся ее ре­шить. В конце кон­цов, глав­ное - на­чать с себя. Будь­те от­вет­ствен­ным по­тре­би­те­лем но­во­стей.
Previous post Next post
Up