В Селезневку, Перевальского района, можно попасть, если вам вдруг захочется поехать из Перевальска или Алчевска в Красный Луч или Антрацит. Именно тогда ваш путь будет проходить через этот поселок. Но и тогда можно проскочить мимо, не побоюсь этого выражения, "архитектурной жемчужины" - уникальной усадьбы и храма, кторые скрыты от основной трассы густой зеленью высоких деревьев.
Усадьба в Селезневке - бывший помещичий дом , который купил, вместе с поместьем, Мсциховский Казимир - инженер путей сообщений, действительный статский советник, род которого идет от подольских дворян. Он являлся также председателем правления Селезневского общества каменноугольной и заводской промышленности, членом правлений: Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, Донецко-Юрьевского металлургического общества, а так же, с 1914 года - член правления Азовско-Донского коммерческого банка.
После прихода к власти большевиков в 1917 году, усадебный дом побывал во многих ипостасях: Ворошиловский дом отдыха шахтеров, госпиталь в Великую Отечественную, противотуберкулезный, а затем, наркологический санаторий.
Была в усадьбе большая библиотека (на снимке - останки входа в библиотеку), которая почти не меняла своего профиля и в советское время, и была фактически уничтожена только в последние 3-4 года, после того, как усадьбу покинуло последнее официальное учреждение (наркология).
Конечно же, как и в любой помещичей усадьбе, в Селезневской, есть парк - с аллеями пирамидальных тополей, липовыми гротами и сводчатыми коридорами из стриженной зелени. Парк площадью 22 гектара, с 1972 года является памятником садово-паркового искусства. Вязы, посаженные еще во времена постройки усадьбы, достигли великанских размеров, охватить их можно только 5-6 человекам, взявшимся за руки.
Несмотря на ужасное состояние в котором пребывает усадьба сейчас, все равно, чувствуется основательность и мощность всего что есть там - и деревянные потолки и паркет, и рамы окон и камень стен и сама кладка - все делалось настолько основательно и "на века", что подходя к строению, кажется, что оно совсем недавно реставрировалось.
В этой сводчатой комнате, с огромным окном выходящим в сад, жители усадьбы и гости, приезжавшие из Петербурга и даже из Парижа, наслаждались живой музыкой, которая лилась с внутреннего балкона (со второго этажа), где сидели музыканты.
Подтверждением целевого назначения комнаты является и элемент лепки потолка, на котором изображены музыкальные инструменты.
В доме было 4 камина. 3 из них уцелели до сих пор. Не все сохранили свой орнамент, но камин в прихожей, до сих пор в глазурованых изразцах, а этот, в главном зале - как и в далекие времена, несет на себе элементы из дуба (как и потолок, который до сих пор выглядит как новый). Видны на нем и крепления для огромной люстры с элементами из хрусталя, которая, поговаривают, хранится в настоящее время в местной церкви.
В доме много лепных украшений. Потолок в каждой из комнат имеет свой рельеф и свой рисунок. Если бы не вмешательство первого из трех орендаторов, который пришел в этот дом после наркологического санатория. Начав ремонт и уничтожив часть из имевшейся на потолках и стенах лепки и бархатных обоев,он так и не завершил его.
Несмотря на тысячи людских ног, прошедших через эту деревянную лестницу, она крепка. Ступени не скрипят и не проседают от тяжести времени.
Плотный пещаник, составляющий кладку стен, чист и крепок на вид, словно не имеет векового возраста.
Несмотря на кажущиеся небольшие размеры снаружи, внутри покои просторны. Неудивительно, что в свое время противотуберкулезный санаторий, размещавшийся в доме, насчитывал 100 койко-мест.
Благосклонна была судьба к этому дому. Ни гражданская, ни Великая Отечественная не нанесли ему урона.
Это главный вход. Судя по сохранившимся на стене роликам, упорам и креплениям, ранее он имел козырек (скорее всего, тканевый, на каркасе), который мог опускаться или подниматься в зависимости от надобности в нем.
В этом фонтане еще пару десятков лет назад плавали рыбы, которых пытался лениво ловить местный кот свешивая лапу в воду. Дно и стенки фонтана были отделаны аутентичной плиткой, а на возвышении посреди, стояла бронзовая фигура девушки с кувшином, из которого и текла вода.
Въезд на усадьбу выполнен в виде ворот замка. Если не знать, где находишься, можно подумать, что ты попал куда-нибудь в Выборг, например...
В помещичьи времена в башне жила прислуга, которая сторожила пределы поместья и впускала гостей. В башенке еще и сейчас можно увидеть деревянную винтовую лестницу, у которой, правда, уже нет половины ступеней.
Напротив усадьбы, Мсциховский построил школу-церковь. Для ее возведения, он пригласил в 1913 году, в Селезневку, тогда еще студента Петербуржской Императорской академии художеств, Льва Руднева, который создал в дальнейшем, широко известное здание МГУ им. Ломоносова в Москве, на Воробьиных горах. В некоторых источниках, храм в Селезневке, называется непосредственной дипломной работой Руднева. Стиль архитектурной постройки - романо-византийский. И по некоторым данным первоначально храм был католическим (сам Мциховский, как и многие из Каменец-Подольских дворян, имеет польские корни и первоначально католического вероисповедания). Сейчас храм функционирует по своему прямому назначению, как храм Александра Невского УПЦ Московского патриархата.
"Ленин смотрит на Опиум"
Такой вот удивительный дом...