О подольском дворянине, архитекторе МГУ и замковой архитектуре на Луганщине.

Nov 23, 2008 13:50

В Селезневку, Перевальского района, можно попасть, если вам вдруг захочется поехать из Перевальска или Алчевска в Красный Луч или Антрацит. Именно тогда ваш путь будет проходить через этот поселок. Но и тогда можно проскочить мимо, не побоюсь этого выражения, "архитектурной жемчужины" - уникальной усадьбы и храма, кторые скрыты от основной трассы густой зеленью высоких деревьев.


Усадьба в Селезневке - бывший помещичий дом , который купил, вместе с поместьем, Мсциховский Казимир - инженер путей сообщений, действительный статский советник, род которого идет от подольских дворян. Он являлся также председателем правления Селезневского общества каменноугольной и заводской промышленности, членом правлений: Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, Донецко-Юрьевского металлургического общества, а так же, с 1914 года - член правления Азовско-Донского коммерческого банка.
После прихода к власти большевиков в 1917 году, усадебный дом побывал во многих ипостасях: Ворошиловский дом отдыха шахтеров, госпиталь в Великую Отечественную, противотуберкулезный, а затем, наркологический санаторий.



Была в усадьбе большая библиотека (на снимке - останки входа в библиотеку), которая почти не меняла своего профиля и в советское время, и была фактически уничтожена только в последние 3-4 года, после того, как усадьбу покинуло последнее официальное учреждение (наркология).



Конечно же, как и в любой помещичей усадьбе, в Селезневской, есть парк -  с аллеями пирамидальных тополей, липовыми гротами и сводчатыми коридорами из стриженной зелени. Парк площадью 22 гектара, с 1972 года является памятником садово-паркового искусства. Вязы, посаженные еще во времена постройки усадьбы, достигли великанских размеров, охватить их можно только 5-6 человекам, взявшимся за руки.



Несмотря на ужасное состояние в котором пребывает усадьба сейчас, все равно, чувствуется основательность и мощность всего что есть там - и деревянные потолки и паркет, и рамы окон и камень стен и сама кладка - все делалось настолько основательно и "на века", что подходя к строению, кажется, что оно совсем недавно реставрировалось.



В этой сводчатой комнате, с огромным окном выходящим в сад, жители усадьбы и гости, приезжавшие из Петербурга и даже из Парижа, наслаждались живой музыкой, которая лилась с внутреннего балкона (со второго этажа), где сидели музыканты.



Подтверждением целевого назначения комнаты является и элемент лепки потолка, на котором изображены музыкальные инструменты.



В доме было 4 камина. 3 из них уцелели до сих пор. Не все сохранили свой орнамент, но камин в прихожей, до сих пор в глазурованых изразцах, а этот, в главном зале - как и в далекие времена, несет на себе элементы из дуба (как и потолок, который до сих пор выглядит как новый). Видны на нем и крепления для огромной люстры с элементами из хрусталя, которая, поговаривают, хранится в настоящее время в местной церкви.



В доме много лепных украшений. Потолок в каждой из комнат имеет свой рельеф и свой рисунок. Если бы не вмешательство первого из трех орендаторов, который пришел в этот дом после наркологического санатория. Начав ремонт и уничтожив часть из имевшейся на потолках и стенах лепки и бархатных обоев,он так и не завершил его.



Несмотря на тысячи людских ног, прошедших через эту деревянную лестницу, она крепка. Ступени не скрипят и не проседают от тяжести времени.



Плотный пещаник, составляющий кладку стен, чист и крепок на вид, словно не имеет векового возраста.



Несмотря на кажущиеся небольшие размеры снаружи, внутри покои просторны. Неудивительно, что в свое время противотуберкулезный санаторий, размещавшийся в доме, насчитывал 100 койко-мест.



Благосклонна была судьба к этому дому. Ни гражданская, ни Великая Отечественная не нанесли ему урона.



Это главный вход. Судя по сохранившимся на стене роликам, упорам и креплениям, ранее он имел козырек (скорее всего, тканевый, на каркасе), который мог опускаться или подниматься в зависимости от надобности в нем.



В этом фонтане еще пару десятков лет назад плавали рыбы, которых пытался лениво ловить местный кот свешивая лапу в воду. Дно и стенки фонтана были отделаны аутентичной плиткой, а на возвышении посреди, стояла бронзовая фигура девушки с кувшином, из которого и текла вода.



Въезд на усадьбу выполнен в виде ворот замка. Если не знать, где находишься, можно подумать, что ты попал куда-нибудь в Выборг, например...



В помещичьи времена в башне жила прислуга, которая сторожила пределы поместья и впускала гостей. В башенке еще и сейчас можно увидеть деревянную винтовую лестницу, у которой, правда, уже нет половины ступеней.



Напротив усадьбы, Мсциховский построил школу-церковь. Для ее возведения, он пригласил в 1913 году, в Селезневку, тогда еще студента Петербуржской Императорской академии художеств, Льва Руднева, который создал в дальнейшем, широко известное здание МГУ им. Ломоносова в Москве, на Воробьиных горах. В некоторых источниках, храм в Селезневке, называется непосредственной дипломной работой Руднева. Стиль архитектурной постройки - романо-византийский. И по некоторым данным первоначально храм был католическим (сам Мциховский, как и многие из Каменец-Подольских дворян, имеет польские корни и первоначально католического вероисповедания). Сейчас храм функционирует по своему прямому назначению, как храм Александра Невского УПЦ Московского патриархата.



"Ленин смотрит на Опиум"



Такой вот удивительный дом...

Селезневка, уникальное, Луганская область, усадьба

Previous post Next post
Up