26 декабря. Вновь авиакатастрофа. И опять в моем родном городе - Иркутске. Давно и прочно получившем звание «Город падающих самолетов». Попробую рассказать почему же он так называется.
Датой рождения местной авиации в Иркутске считается 24 июня 1925 года. В этот день на небольшой площадке в районе Боково приземлились участники перелета Москва - Иркутск - Улан-Батор - Пекин. А первые регулярные рейсы начались позже, в августе 1928 года на самолетах «Юнкерс-13» по маршруту Иркутск - Бодайбо. Осуществлялись они из гидропорта, находившегося у Знаменской церкви..
Первая громкая катастрофа, связанная с Иркутском, произошла в далеком 1930 году. Вылетевший из Иркутского гидропорта самолет «Юнкерс В-33» перегоняли в Якутск. По прибытии выяснилось, что срочно нужно доставить медикаменты в поселок Булун для раненых бойцов ВЧК, пострадавших при подавлении беспорядков. Во время этого незапланированного полета произошла катастрофа. Погибли известный полярный летчик Отто Кальвица и бортмеханик Франц Леонгарт и радист С. Карчевский. Кальвиц и Леонгарт похоронены на Иерусалимском кладбище Иркутска. А памятник на входе в ЦПКиО, уверен, знают все иркутяне.
Юнкерс В-33
Спустя десять лет, осенью 1940 года сразу четыре авиакатастрофы вязанные с авиаотрядом базировавшимся в Бурятии, на озере Иркана. Один из бортов - авиалодка Ж-7 (Ж-железнодорожный) разбилась во время перелета в Иркутск на берегу озера Байкал, в районе бухты Фролиха. Погибли летчик Евгений Ефимов, пассажиры профессор Орябинский и жена начальника авиабазы Каплан с пятилетним сыном. Выжил бортмеханик Николай Филатов.
Самая загадочная катастрофа в истории города связана с вхождением Восточно-туркестанской республики в состав Китая. В 1946 году глава республики Алихан Тура был вывезен в Москву, где долгое время удерживался «в гостях». Функции руководителя революционной республики взял на себя 35-летний Ахметжан Касими. В 1949 году он с ключевыми руководителями республики вылетает на переговоры в Китай. Маршрут проходит через города Кульджа - Алма-Ата - Иркутск - Пекин. Через некоторое время приходит известие, что самолет Ил-12 потерпел крушение под Иркутском и все погибли. Восточный Туркестан потерял независимость и вошел в состав Китая. Поскольку документальных подтверждений, что на борту находились члены правительства Восточного Туркестана нет, то бытует конспирологическая теория, что авиакатастрофы не было, а, по договоренности между Китаем и СССР, лидеры Восточного Туркестана были убиты.
К данному событию относят падение Ил-12 29-го авиаотряда МВС, который после дозаправки и ночевки 25.08.1949 года вылетел из Красноярска, отказался от посадки в Иркутске, и проследовал в сторону Читы. Но, по неизвестной причине врезался в гору Кабанья в Бурятии, в 31 км от села Кабанск. Погибли все пять членов экипажа и девять пассажиров. Однако это произошло не в Иркутске и даже не на территории области, хотя во многих статьях местом гибели Касими фигурирует именно Иркутск. Соответственно, это самая загадочная катастрофа в истории города падающих самолетов.
Ил-12
В 1949 году есть фактически подтвержденный факт гибели в Иркутской области самолета Ил-12 рег.номер СССР-Л1714 в Нижнеудинском районе. Самолет вез почту и спецгруз. Всего 6 членов экипажа и 8 сопровождающих. В результате авиакатастрофы выжил бортрадист-стажер.
Далее по десятилетиям:
50-е.
25.03.1951 года. Самолет Ли-2 рег.номер СССР-Л4790 выполнял рейс № 451 Иркутск - Якутск. Сразу после взлета связь была потеряна. Самолет был обнаружен в 4 км от поселка Искра. Погибли 4 члена экипажа и 8 пассажиров. Единственный выживший пассажир сообщил, что при наборе высоты началась сильная тряска, а когда он увидел, что один из двигателей горит, то пошел в хвост, где завернулся в чехлы, что спасло ему жизнь при падении.
Авиапроисшествия 14.10.1953 года. Во время взлета ночью разбился Ил-12 бортовой номер Л1727, выполнявший рейс №9 Москва - Южно-Сахалинск. В Иркутске произошла смена экипажа. КВС Константинов на взлете принял огни мачт ДПРС за встречный самолёт и совершил резкий манёвр отворота на высоте около 100 метров, в результате чего самолёт потерял высоту и упал. Погибли 4 из 28 человек.
Авиапроисшествия Ил-12
18.11.1956 года иркутский авиаотряд получил новенький Ил-14 рег номер СССР-Л5658. Самолет перегоняли из Внуково через Свердловск и Новосибирск. При посадке в Иркутске отсутствие скоординированных действий экипажа, а также грубые ошибка КВС и бортмеханика привели к тому, что самолет произвел первое касание земли задолго до ВПП. Попытки исправить положение привели к тому, что борт еще трижды касался земли, что привело к разрушению стоек шасси. В итоге самолет врезался в забор у радиопеленгатора за 1550 метров до ВВП. Второй пилот погиб, остальные четыре человека остались живы. Самолет восстановлению не подлежал и был пущен на запасные части.
Авиапроисшествия Ил-14
28.11.1959 года. Военный Ан-12, приписанный к 339 Витебскому авиаполку, после проведенного в Иркутске ремонта направлялся в часть. Сразу после взлета с аэродром авиазавода самолет упал на землю. Погибли 6 членов экипажа и 4 техника.
Авиапроисшествия 29.11.1959 года. Самолет ИЛ-12 рег. Номер СССР-01426, выполнявший грузовой рейс В-8 и следовавший из Киренска, разбился при посадке в Иркутске за 1300 метров до ВПП. Причина - туман над ВПП, который не заметили ни диспетчер, ни дежурный по полетам. КВС, решивший, что это тонкая пелена, которая исчезнет при подлете к земле пошел на посадку. Погибли все 4 члена экипажа.
Авиапроисшествия 60-е
20.10.1960 года. Самолет ТУ-104А рег номер CCCP-42452, выполнял рейс №5 Москва - Хабаровск. При подходе к Иркутску выяснилось, что погодные условия не позволяют принимать самолеты такого класса. Руководитель полетов с опозданием принял решение о перенаправлении на запасной аэродром - в Усть-Орду. Первым приземлился аналогичный самолет с рег. номером 42406. Спустя 16 минут на посадку пошел хабаровский рейс. При посадке не загорелась лампочка выхода передней стойки шасси. КВС стал подготавливаться к заходу самолета на второй круг. Бортмеханик высказал предположение что лампочка просто перегорела, после чего КВС вновь понизил обороты двигателя. В итоге, когда показалась земля, мощности двигателей не хватило для набор высоты. Самолет зацепил опору ЛЭП и упал. Погибли три члена экипажа из семи. Все пассажиры остались живы.
ВикиАвиапроисшествия Ту-104
13.07.1963 года. Самолет ТУ-104Б рег.номер СССР-42492 выполнял рейс Пекин - Москва. На борту находилось 8 членов экипажа и 27 пассажиров, из которых 22 человека были иностранцы, включая руководство посольства Албании в Китае (в т.ч. посол с женой). Выжило два человека. При посадке в условиях низкой облачности самолет задел осветительную опору и упал на землю за 2,5 км до ВПП. Первоначальные выводы о причинах катастрофы - ошибка диспетчеров, потом были отменены.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 28.04.1969 года. После грубой посадки в 600 метрах до ВПП списан Ту-104 рег.номер СССР-42436. Данных о жертвах нет.
70-е.
25.07.1971 года Рейс 1912 Одесса - Владивосток выполнялся со сменой самолета. В Новосибирске пассажиры сменили борт, пересев в Ту-104Б № 42405. В Иркутске должна была произойти дозаправка, однако, по невыясненной причине посадка была чересчур жесткой. Произошло разрушение самолета и пожар. Погибли 97 из 126 человек. Из погибших 36 человек умерли от отравления угарным газом.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 13.11.1973 года. Грузовой самолет Ли-2 рег.номер 08823 Улан-Удэнского авиазавода выполнял служебный рейс Улан-Удэ - Уфа. В полете возник пожар. Экипаж совершил экстренную посадку у села Харат (24 км от Усть-Орды). Самолет сгорел, от отравления угарным газом скончалась одна пассажирка. Остальные - живы.
Авиапроисшествия Ли-2
04.10.1974 года в небе над ВПП в результате ошибки авиадиспетчера произошло столкновение АН-12Б рег.номер СССР-12985 выполнявшего тренировочный полет и Ан-2 рег.номер CCCP-49342, совершающего рейс Иркутск - Казачинское. При наборе высоты в 200 метрах севернее ВПП АН-12 врезался в АН-2, который развалился на части. Погибли 2 члена и 11 пассажиров в АН-2. Ан-12 направился на вынужденную посадку на реку Ушаковка. Приземлился в 4 км от ВПП в устье реки. При жесткой посадке разрушился фюзеляж самолета и оторвало два левых двигателя. Самолет протащило 220 метров, при этом он сбил грозоотвтодную мачту, которая упав полностью разрушила центроплан. Все пять членов экипажа остались живы.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия Ан-2
9.02.1976 года. Рейс 3739 Иркутск - Новосибирск - Свердловск - Ленинград. Выполнялся на ТУ-104Б, на котором в 1957 году было установлено несколько мировых рекордов, после чего он был передан в Иркутский авиаотряд. Всего на борту было 114 человек. Причем пять пассажиров были «зайцами». Один, сын бортрадиста, находился в кабине, двое в переднем вестибюле, двое в туалете.
В результате резкого отрыва в сочетании со сносом вправо, при движении по взлетной полосе, самолет, даже не набрав высоту, рухнул на ВПП в 232 метрах от точки отрыва, развалившись на три большие части. При этом лишь грамотные действия экипажа корейского ТУ-154, заходившего на посадку, предотвратили большее количество жертв. Кравченко, КВС северокорейского ТУ-154, увидев заваливающийся самолет включил полную мощность на среднем двигателе и ушел от бокового контакта, правда, часть обломков ТУ-104 попали в правый борт и правую плоскость. Погибли 9 из 10 членов экипажа и 15 из 104 пассажиров.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 01.09.1978 года. Самолет АН-2, рег. Номер СССР-32323, выполнявший полет Иркутск - Харанцы - Онгурен упа недалеко от п. Харат. Причина не установлена. Предположительно, он мог попасть в атмосферный вихрь, приведший к сваливанию в спиралевидное падение. Погибло 2 члена экипажа и 11 пассажиров.
Авиапроисшествия 80-е
06.08.1986 года. Военный АН-12 выполнявший ночной тренировочный полет упал в 27 км от Иркутска в результате несогласованных действий экипажа. Погибли все 6 человек, находившихся на борту.
Авиапроисшествия Ан-12
26.08.1988 года. Л-410 CCCP-67235 выполнявший перелет Батагай-Маган-Ленск-Киренск-Иркутск разбился на заходе на посадку в районе Ользон. Погибли два члена экипажа и два пассажира. Причина - ошибки экипажа, вызванные в т.ч. и тем, что они работали к моменту аварии 15 часов 26 минут. Также ошибка диспетчера круга.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия 90-е
16.05.1991 года. Военный самолет АН-8 рег. номер СССР-13330 потерпел катастрофу в аэропорту Иркутск-2 при заходе на посадку. Причинами стали ошибки в пилотировании и неполный экипаж (второй пилот после употребления алкоголя не мог находиться на рабочем месте и его работу выполнял бортмеханик). Погибли один из шести членов экипажа и один из трех пассажиров.
Авиапроисшествия Ан-8
14.07.1992 года. В 46 км от Иркутска совершил вынужденную посадку самолет АН-12Б рег.номер RA-11111 АК «Магаданаэрогруз». Борт перевозил 11 тонн рыбы и следовал для дозаправки в аэропорт Братска. Однако по метеоусловиям Братска был вынужден направиться в Иркутск. В целях экономии топлива были выключен два двигателя. После полной выработки топлива и отказе двух оставшихся, самолет пошел на вынужденную. Фюзеляж раскололся надвое. Пять членов экипажа и сопровождающий груз получили травмы, но остались живы.
Авиапроисшествия Ан-12
03.01.1994 года. ТУ-154 АК «Байкал», выполнявший рейс 130 Иркутск - Москва после пяти неудачных попыток завести двигатель №2 принял решение о взлете. На высоте 4000 метров, через 3 минуты 45 секунд после взлета двигатель разрушился, вызвав пожар. Через считанные минуты неуправляемый самолет упал вблизи деревни Мамоны. Погибли 9 членов экипажа, 115 пассажиров и один человек на земле.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия Шасси самолета на фоне разрушенной фермы.
06.12.1997 года. Падение самолете АН-124 «Руслан» рег номер RA-82005. При взлете с ВПП авиазавода произошел последовательный отказ трех двигателей. Самолет, на борту которого находилось 23 человека (8 членов экипажа и 15 пассажиров) упал на жилые дома. На земле погибло еще 45 человек.
Единого мнения о причинах отказа трех двигателей до сих пор нет. На данный момент единственной причиной называется только взлет с превышением допустимой массы (борт вез два самолета Су-27 для ВВС Вьетнама) для данного ВВП 3-го класса.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия Ан-124 "Руслан"
Место катастрофы
26.07.1999 года не смог взлететь грузовой самолет Ил-76ТД рег номер RA-76819 компании «Эльфэйр», выполнявший рейс Пекин - Иркутск - Пермь.. Причина - превышение взлетной массы, что предопределило невозможность отрыва от ВПП. При заявленной массе груза 30040 кг, фактически она составляла 49750 кг. Самолет выкатился за пределы ВПП на 1476 метров и сгорел. Все члены экипажа остались живы.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия Ил-76
Место катастрофы
2000-е
04.07.2001 года. Рейс 352 Владивосток - Иркутск. Падение ТУ-154 номер RA-85845 вблизи деревни Бурдаковка, вызванное несогласованными действиями членов экипажа. 145 погибших, в т.ч. 9 членов экипажа.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия Место падения.
07.07.2006 год. Рейс С7-778 авиакомпании «Сибирь» по маршруту Москва - Иркутск выполнял А310-300 рег номер F-OGYP. После посадки из-за ошибочных действий экипажа самолет на скорости более 180 км/ч выкатился за пределы ВПП и сгорел после пожара, вызванного столкновением с бетонным забором. Погибли 5 из 8 членов экипажа и 120 из 195 пассажиров.
ВикиАвиабезопасностьАвиапроисшествия фото самолета в Дюссельдорфе
Фото с места падения
26.12.2013 года при посадке в Иркутск-2 разбился АН-12 рег.номер 12162, 1963 года выпуска, выполнявший рейс Новосибирск - Иркутск. Погибли 6 членов экипажа и 3 пассажира.
Фото с места падения.
Фото взяты из открытых источников.
Кактотаг.