Проекты памятников в районе прорыва блокады Ленинграда

Jan 20, 2008 20:57




1 - Невский «пятачок» ; 2 - 8-я ГЭС; 3 - деревня Марьино; 4 - высота Преображенская; 5 - крепость Орешек; 6 - Петрокрепость (бывш. Шлиссельбург); 7 - бывш. поселок № 2; 8 - бывш. поселок № 1; 9 - бывш. поселок № 5; 10 - Синявинские высоты; 11 - бывш. деревня Липка; 12 - бывш. поселок № 8; 13 - роща Круглая; 14-17 - бывшие деревни; 14 - Гайтолово, 15 - Тортолово, 16 - Мишкино, 17 - Вороново-Поречье; 18 - Синявинские болота; 19 - памятный знак героям-железнодорожникам.
Уже в феврале 1943 года Ленинградским отделением Союза советских архитекторов был организован конкурс на составление эскизного проекта монумента, посвященного прорыву блокады. Местом его расположения была выбрана Преображенская гора у Шлиссельбурга. В конкурсе участвовало 44 проекта, премии получили В. А. Каменский, А. И. Князев, Л. Г. Голубовский, А. С. Гинцберг.
Проект В. А. Каменского


Проект А. В. Васильева








Проекты К. Л. Иогансена




Проект А. А. Лейман


Проект М. З. Тарановской


Однако эти впечатляющие проекты реализованы не были. Больше шансов было у скромных памятных знаков, подобных появившимся в 1944-45 гг. в Усть-Тосно, Урицке, Сосновой Поляне.
В районе прорыва такими стали знаки на месте бывших рабочих поселков № 1 и № 2, деревень Марьино и Вороново.
Обелиск на месте встречи войск Ленинградского и Волховского фронтов


Обелиск на месте деревни Вороново


В середине 1970-х гг. началась разработка проекта нового моста через Неву на реконструируемой трассе Ленинград - Мурманск. Место для моста было определено в районе бывшей деревни Марьино, практически на месте центральной дереволедовой танковой переправы, вступившей в действие в ночь с 13 на 14 января 1943 года. В комплексе моста было предусмотрено создание музея, посвященного прорыву блокады. Мост был открыт 12 января 1983 г., а 7 мая 1985 г. в левобережном пандусе моста открылась диорама «Прорыв блокады Ленинграда».
Проектный вид комплекса моста (главный архитектор Ю. И. Синица) несколько отличался от того, что мы видим сейчас, в первую очередь, наличием 50-метровой стелы на левом берегу.
Проектные виды Марьинского моста и мемориала








В июле 1978 г. Исполкомом Леноблсовета было принято решение о создании в районе прорыва блокады мемориального военно-исторического комплекса и установлении охранных территорий, включающих Невский «пятачок», деревню Марьино, 66-й километр Петрозаводского шоссе, Синявинские высоты, рощу Круглую, район бывших деревень Гайтолово, Тортолово и Вороново. В соответствии с этим решением в институте Ленгипрогор был выполнен проект планировки мемориального комплекса. Работу над ним вели архитекторы мастерской № 1 (руководитель Р. А. Широков) А. М. Тидеман и А. Г. Михайлов, при участии Л. К. Вертоусова. Мероприятия по реализации проекта были утверждены 7 апреля 1980 г., но осуществлен он был не в полном объеме.
В районе рабочего поселка № 1, на 66-м километре Петрозаводского шоссе, предполагалось разместить центральный ансамбль мемориального комплекса. В цокольной части его должна была находиться уже упоминавшаяся диорама «Прорыв блокады Ленинграда».
Мемориальный ансамбль на месте встречи Ленинградского и Волховского фронтов




Вторым центром должен был стать комплекс на Синявинских высотах, который являлся бы точкой, зрительно связанной с большинством остальных памятников. Предполагалось, что «асимметричность и динамизм композиции придадут пространству несколько напряженный характер, ассоциативно напомнят о тех поистине героических усилиях, которые прилагали советские воины, чтобы сломить долгое и ожесточенное сопротивление врага».
Мемориальный ансамбль на Синявинских высотах


В районе деревни Тортолово помимо мемориала и братского кладбища предполагалась организация музея под открытым небом, с демонстрацией образцов боевой техники, восстановлением и консервацией участка линии фронта с траншеями, окопами, дзотами.
Мемориальный ансамбль в районе деревни Тортолово




Памятные знаки и мемориалы предусматривались и в других местах, обозначенных на схеме. На 75-м километре, где шоссе пересекалось с железнодорожной «Дорогой Победы», должен был быть установлен паровоз Эу-708-64, приведший в Ленинград первый состав после прорыва блокады (сейчас он стоит на станции Волховстрой).
Памятный знак на рубежах Волховского фронта


ЛИТЕРАТУРА
1. Архитекторы блокадного Ленинграда. СПб.: ГМИ СПб, 2005.
2. В. В. Боговая. В районе прорыва блокады // Строительство и архитектура Ленинграда. 1980. № 6. С. 10-12.
3. Д. К. Жеребов, И. И. Соломахин. Семь январских дней: Прорыв блокады Ленинграда 12-18 января 1943 г. Л.: Лениздат, 1987.
4. Г. И. Снытко. Десятый над Невой // Строительство и архитектура Ленинграда. 1979. № 10. С. 16-17.
5. И. Толстая. Новые мосты. Работы Ленгипротрансмоста // Архитектурное творчество СССР. 1981. Вып. 7. С. 40-47.

Также в karta_spb

город

Previous post Next post
Up