Впечатления Анны Пацей
Фотографии
Лидии Зинович Нежная и тонкая, как кружево, повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» в постановке Георгия Васильева превращается в притчу о любви.
Притчей становится сама сценография этого спектакля, все элементы которой сливаются в мощном суггестивном воздействии на зрителя. Чего стоит одна только гениальная находка в декорациях спектакля - деревянные маятники-двери, сердцевина старых часов.
Великолепен прием использования ритмики в хореографических элементах спектакля и музыки для передачи сладкой, тихой рутины жизни старых супругов, и в этой ритмике и гоголевская улыбка, и гоголевская жуть.
В иные моменты спектакль просто-напросто разражается гоголевским смехом, как в сцене «удержания гостя». Проверенная временем и успехом постановка Васильева - это своего рода смелый микс классики и талантливого эксперимента. Что как не мюзикл эпизод с «танцами гостеприимства» и припевом «…откушайте, отведайте, испробуйте…»?
Тонкое использование кинотехник в спектакле расширяет пространство сцены. Режиссеру удается диктаторски переключать внимание зрителей с одного объекта на другой, лучом света и громкостью голосов актеров на сцене управлять их мыслями.
И уходя со спектакля, уносишь в своей голове День и Ночь этой постановки, упоительную скуку дня, эту негу старости в любви, перетекающую в фантасмагорию ночи, в которой боль, страх, смерть. И это - Николай Васильевич Гоголь, и это - познакомьтесь, Георгий Васильев и удивительные актеры питерского ТЮЗа.
Мнение редакции «Дверей» может не совпадать с мнением автора.