Спустившись с
перевала Ирикчат и переночевав в отеле, начинаем собираться наверх, до «бочек». Палатку оставляем, потому что наши спальники по температурному режиму никак не подходят для ночевки на снегу. Часть одежды тоже остается в багажнике машины. Заранее в приютах ничего не бронировали, так как, по словам таксистов, сейчас наверху полно свободных мест. Так и вышло.
На само восхождение у нас было запланировано четыре дня, поэтому еды берем с запасом. Забегая вперед, скажу, что ничего толком мы не съели, привезли все назад. Горелка, баллоны и котелок тоже отправляются в рюкзак, так как абсолютно непонятно что вообще есть в этих «бочках» и как это все выглядит.
Погрузив рюкзаки в багажник, заезжаем в прокат за ботинками. В итоге обуваемся оба, хотя у отца обувка лучше и не промокла на перевале. Но он решает не рисковать и тоже идти наверх в пластиковых ботинках. Стоит удовольствие 350 рублей в сутки, не пожалели ни разу. Параллельно, там же, в прокате, примеряем и регулируем свои мягкие кошки, которые дал «поносить» один хороший человек. Регистрируемся в МЧС, покупаем хлебную лепешку и в районе 12 часов дня готовы подниматься наверх, навстречу совсем другим впечатлениям…
2. Машину оставляем на парковке в Азау и поднимаемся на канатке до самого верха, станции Гарабаши. В вагончике знакомимся с девушкой Ксюшей, которая живет в Терсколе, работает гидом и едет наверх с тринадцатилетним сыном Виталиком, чтобы в качестве подарка на день рождения сходить с ним на вершину. Рюкзак гида в два-три раза меньше любого нашего и один на двоих :) По плану у нас была первая ночевка на «Бочках», на высоте 3800, а вторая на «Приюте 11», который находится на высоте 4100 метров. По совету Ксюши селимся вместе с ними чуть выше, в «Новую бочку» на высоте 3850 метров, о чем, в принципе, не пожалели. Вот в такую:
3. По какой-то непонятной причине я не снял внутренности бочки. Вход ведет на кухню, где комфортно могут разместиться человек восемь. Есть газовая плитка от баллона, какая-то посуда и прочая кухонная утварь, ведро, где можно топить снег. Справа и слева, за перегородками две комнаты. Там небольшой предбанник и «кровать» - дощатая плита от стены до стены, где комфортно могут спать 4 человека. Есть приличные подушки и ватные одеяла. Мы жили вдвоем в одной комнате, а во второй Оксана с сыном. На фото вид от бочки:
4. Пьем чай и в два часа дня выходим на акклиматизацию. Сегодня хотим подняться чуть выше «Приюта 11». На самом деле нам очень повезло, что мы встретили Оксану, потому что своими расспросами получили море информации. Например, она в относительно хорошую погоду, на выход от «бочек» до «Приюта 11» берет с собой пуховку. Переглянувшись, мы тоже трамбуем в рюкзак теплую одежку и термос с чаем:
5. Народа кругом полно. В основном альпинистские группы гуськом ходят туда-сюда, но встречаются и другие персонажи. Вот, например, очень колоритный скитурщик:
6. Бомбардируя Ксюшу дурацкими вопросам с обоих сторон, как-то совсем незаметно доходим до высоты 4400 метров. В очередной раз радуюсь сухим ботинкам:
7. Пройденный сегодня путь. Серый купол внизу справа это бывшая котельная Приюта 11. Впереди виднеются «бочки». План на сегодняшний день выполнен, пьем чай и трогаемся в обратный путь. За день набрали ногами порядка 550 метров. Сегодняшний день можно считать днем отдыха ;)
8. Возвращаемся в свой временный бочкообразный дом, завариваем гала-галовского супа и наслаждаемся отдыхом. Кстати, в этот раз первый раз попробовал сублимированную еду - вполне себе нормальный походный вариант. Супы понравились почти все, заваривали по два пакетика на человека. Каши тоже ничего, но хватает и одного пакета. Ну а про удобство молчу - залил кружкой кипятка и через 5 минут можно обедать. Мечта холостяка, в общем :) А за окном внезапно включили показ красивостей:
9. Пока показывают красивости, хочу рассказать про алкоголь :) Мы совсем не ярые трезвенники и бутылка коньяка у нас с собой была. Исключительно в медицинских целях, за ужином. Так вот, в горах пить не хочется. Вот вообще не хочется. Причем не только крепкие напитки, но и пиво тоже. Еще в Терсколе в один из первых дней купили по бутылке пива вечером, так давились и еле допили до конца. Но больше этого меня поразило другое: в Азау, перед тем, как садиться на канатку, захожу в магазин и покупаю бутылку колы. Захотелось вдруг шипучки перед подъемом. Так меня хватило только на один глоток и побежал в ближайший отель, наполнять бутылку водой из под крана. Так и провалялась бутылка с колой в машине несколько дней. И коньяк тоже вернулся домой. Вот такой вот парадокс :)
10. Последний взгляд вокруг и отправляемся спать. Ложимся рано, в надежде хорошо выспаться, но эту ночь мы оба спали отвратительно. Нет, не тошнило и голова не болела. Я, например, какие-то глюки всю ночь ловил. Просыпаешься, думаешь «вот, приснится же всякий джакч», засыпаешь, а сонный бред продолжается с момента перерыва:
11. Окончательно бороться с высотными кошмарами мне надоело полпятого утра, выглядываю в окно, а там зажигают рассвет:
12. Тихо и грациозно, как слон в посудной лавке, натягиваю одежду и десантируюсь из бочки на улицу. Ругаясь про себя всякими нехорошими словами, примостыриваю фотоаппарат на ближайшем сугробе и пытаюсь выровнять горизонт подручными льдинками. Я же говорил, что не взял штатив с собой наверх? Покачал свой «трипод» в руке и решительно сказал: «Нафиг. Что я, ишак что ли?». Товарищи фотографы и прочие неравнодушные, чтобы не мучиться как я, придумайте что-нибудь заранее. Карбон, титан или что там еще бывает? А, еще маленькие такие, серые и пупыристые штативчики :)
13. А в это время зажигают Эльбрус. Мне, к сожалению, не хватает мастерства, чтобы передать те феерические краски, которые горели этим утром на южных склонах:
14. Зажигают Донгуз-Орун:
15. Двуглавая Ушба, одна из самых сложных вершин Кавказа. Большой и Малый Когутаи. Малый меньше на 41 метр, от чего, наверное, очень страдает :)
16. А с другой стороны - Тень:
17. Так же тихо и грациозно возвращаюсь в бочку. Спать больше не хочется, да и пора вставать - сегодня последний день акклиматизации. Завтракаем и выходим. Тут Эльбрус не такой красивый, как на рассвете, но очень хорошо видны все ключевые точки - приют 11, скалы Пастухова, да и вообще, вся тропа на вершину просматривается очень хорошо. Чего тут идти-то, да? :)
18. Рано утром встречаем суровых челябинцев, с которыми познакомились, когда ходили к
105 пикету. Они проспали на восхождение, дошли до конца скал Пастухова и спускались вниз. Мы же, несмотря на бодрое продвижение вверх, то и дело останавливаемся поговорить с прохожими…
- Hello! Where are you from?
- Russia. Nizhny Novgorod region.
- О, бл@, а я с Камчатки :)
19. Начитавшись всяких разностей в интернете, я очень хотел дойти в этот день до высоты 5000 метров. Да и живые комментарии от людей, не зашедших на Эльбрус, как-то эту высоту выделяли. У кого-то ноги отказывали, кого-то горняшка накрывала. И все в районе пяти тысяч. В общем, как-то опасался я этого рубежа. Отец моих страхов не разделял, решил последовать примеру Оксаны с сыном и отправился вниз с высоты 4800.
Я же дошел до заветных 5000, посидел и ничего не почувствовал. Ноги не отказывают, голова не болит. Рядом прошли интересные товарищи, которые заехали ратраком на высоту 4800, поднялись до 5000, спустились обратно на 4800 и опять уехали вниз ратраком. День отдыха у них такой.
Рядом воткнуты в снег чьи-то бесхозные лыжи. Был большой соблазн прикрутить их чем-нибудь к ногам. Да, вы знаете, что отпускные фотографии ног «на фоне» - на втором месте по раздражению, которые они доставляют другим пользователям фейсбука? :)
20. В исходном плане в этот день мы должны были перебраться ночевать на приют 11. Однако вечером, помня про бессонную ночь накануне, принимаем решение остаться ночевать на бочках и на следующее утро добраться до более высокой точки ратраком или снегоходом. Я, если честно, был против, но у нас же демократия :) Считается, что если поднимаешься ратраком, то это совсем неспортивно. С другой стороны, подниматься канаткой до 3800 тоже как-то не очень спортивно. В общем, решено, остаемся ночевать на бочках. Под вечер, проспав все на свете, с небольшими приключениями договариваемся со снегоходчиком, который в 3 ночи забросит нас до начала скал Пастухова, на высоту 4550 метров.
Признаков горной болезни мы не чувствовали практически совсем. Первая ночь с глюками на бочках и один раз меня замутило уже на восхождении. Но так быстро прошло, что я даже не успел испугаться. Еще на бочках вечером как-то интересно «пульсировало» лицо.
- Ксюш, у нас лицо пульсирует, что это значит?
- Это значит, что оно пульсирует. Идите спать, завтра рано вставать
Тело сначало офигело, попыталось устроить демарш утром, после 105 пикета, и в очередной раз смирилось. Отец тоже ничего не говорил про ухудшение самочувствия. Мне показалось, что нашей акклиматизации вполне достаточно, хотя организм у всех разных. Итоговый график акклиматизации у нас получился примерно такой:
21. Ну конечно, если нужно вставать в 2 утра, то спится просто великолепно. За окном на небе облака, хотя просветы есть. Завтракаем чаем со сникерсом. Одеваемся.
Верх - термобелье, флиска, пуховая безрукавка и горнолыжная куртка.
Низ - термобелье, горнолыжные штаны, трекинговые носки, пластиковые ботинки с кошками.
На голове шапка и фонарь. На руках горнолыжные перчатки, которые накануне привязали к куртке резинками от трусов :)
Мажемся солнцезащитным кремом, берем заранее собранные рюкзаки (палки, ледоруб, пуховка, теплая балаклава, фотик, солнцезащитный крем 50+, веревка, аптечка, нож, навигатор с запасными батарейками, термос с чаем, два сникерса, орехи с изюмом, сотовый, документы)
Уже три часа, пришел снегоходчик и просит отдать деньги сразу, мол чтобы на ветру не лазить по карманам. Ок, не вопрос. Садимся. Наклоняйтесь, говорит, в ту же сторону, куда и я. Поехали. Скажу, что ездить с местными на снегоходах - впечатления те еще… Перевернуться можно на раз-два. Чем сильнее вцепишься в ручку, тем больше шансов, что доедешь до конца пути :) И тут въезжаем в неслабую такую пургень.
- Стой! Куда? Верни деньги, гад! Стой! Вернись, хрен с ними с деньгами, я хочу обратно в бочку!! Ааааа, что делать-то?!?
Ну конечно же, все было не так. Мы сурово нахмурили обветренные мужественные лица, хмыкнули про себя и стали привычно преодолевать внезапно возникшее препятствие на пути к цели.
Ладно, правда она всегда посередине. На самом деле было стремно. Видимость - одна вешка. В смысле, видишь одну вешку, когда к ней подойдешь. Следы ратрака видны, но и метет так неслабо. Два раза проверяю работоспособность навигатора, в котором есть мой вчерашний трек до 5000 и плюс чужой, ранее загруженный, трек до самой вершины. Потом демонстрирую работоспособность навигатора отцу, который словам не верит. После короткой перепалки решаем идти до начала косой (5100 примерно) и там окончательно определиться. В крайнем случае будет дополнительная акклиматизация, а день еще в запасе есть.
Идем и определяемся с ритмом движения. Я иду быстрее, но начинаю останавливаться переводить дыхание шагов через 50-70. Это совсем неправильно! Остановок быть не должно, дыхание сбивать нельзя. В итоге первым пошел отец, у которого чувство ритма оказалось очень верным. Он поймал темп, когда отдыхаешь прямо на ходу, без остановки. Шаг на 2\3 ступни и два вдоха на шаг. Идем зигзагом, в одну сторону идешь, ветер в спину, хорошо. В другую сторону идешь, ветер швыряет снег в лицо, плохо. Встречаем группу, которая валит вниз, мол, с косой полки при таком ветре сдует. Переглядываемся, но решаем следовать ранее намеченному плану и дойти-таки до начала косой. И тут синее пятно в плотном тумане над головой. И лучи солнца. Ох, как я радовался. Ведь это значит, что, скорее всего, мы идем дальше, на вершину:
22. Выныриваем из пурги как раз в районе 5000 метров. Идем дальше. Реально, я счастлив:
23. Чуть раздувает и снизу, из тумана, появляются другие ежики восходители. Нас догоняют суровые челябинцы, здороваются и уходят вперед. У нас же перерыв на чай:
24. Основные сосульки с бровей мы уже посшибали, но выглядели примерно так. Если присмотреться, то на ледорубе с одной стороны видны снежные наросты - как раз с той стороны, откуда мело. У отца в этой пурге были проблемы с очками, они обмерзали как-то уж совсем быстро. Очкарикам стоит заранее продумать этот момент:
25. По словам местного таксиста, бывшего инструктора по горному туризму, если остановишься отдыхать на косой полке, то до вершины не дойдешь. Вообще отдыхают три раза - один раз перед началом косой полки, второй раз на седловине и на вершине. Настраиваемся. Пошли.
Льда нет, под ногами очень плотный фирн. Если останавливаешься отдыхать, то лучше зарубиться ледорубом во избежание всяких недоразумений. Идем предельно аккуратно, нельзя «вафлить» в такой ответственный момент - споткнешься, слетишь вниз и прибавишь спасателям работы. Навстречу двое спускают мужика с плотной повязкой на глазах и без одной кошки. Догоняем группу, которая очень шустро нас обошла на подходах к косой и теперь отдыхает на середине полки. После отдыха они уходят вниз, что косвенно подтверждает слова местного инструктора. Мы же без единой остановки доходим до седловины. В режиме два вдоха на один шаг в 2\3 ступни.
Ритм! Ритм и темп движения самое главное. Нельзя срывать дыхание, кислорода и так мало. Нельзя останавливаться, потом будет все сложнее и сложнее начинать движение:
26. Вот так выглядит выход с косой на седловину. Отдыхаем, пьем чай и зачем-то выливаем воду из питьевой системы, у которой замерз шланг. Ох, как мы пожалели об этом на обратном пути. Оставшиеся 300 метров по высоте оказались самыми сложными. Причем, как говорит Оксана, большинство срывов происходит именно здесь, а не на косой полке, как думал я. Часть пути мы зарубаемся ледорубами на каждый шаг. Да, на самом выходе на предвершинное плато есть перила, можно брать обвязку:
27. Предвершинное плато. Вон тот пупырь впереди и есть вершина :) Там какая-то большая группа:
28. Судя по вешке тут неслабо дует. Мы чуть-чуть катаемся на доске с парусом и поэтому скорость ветра в прогнозах погоды переводили из километров в час в метры в секунду. Ну правда, что такое 40 км\час? А вот больше 11 м\с это уже ничего так дует :)
29. Этот финиш я не могу не выложить. Последний шаг:
30. Есть вершина:
31. Пирамидка:
32.
33. Эльбрус вершина несложная. Если бы не два «НО»: погода и высота. Нет, три «НО»: погода, высота и всеобщий пофигизм. Если риски внезапного ухудшения погоды и влияния высоты можно как-то предотвратить, то пофигизм это тема для отдельного разговора.
В мае этого года с Эльбруса не вернулось 5 человек. 5 человек погибло за майские праздники! Причем двое не вышли из палаток. Причем одна палатка стояла рядом с бочками. Как может человек погибнуть в палатке рядом с бочками, где просто тьма народа, где в это время идет ежегодный ElbrusRace, причем последний звонок на мобильнике был 2 мая, а нашли его 7? Вот как?!? Мама, которая занималась альпинизмом в студенчестве, говорила, что любой несчастный случай буквально расследовался и анализировался. А сейчас всем пофигу.
На фотографии приют RedFox на седловине. Спас не одну жизнь:
34. Восточная вершина. Правда маленькая, по сравнению с западной? :)
35. Вот так закончилось одно из самых больших приключений этого года. Горные походы отличаются от водных. Они не лучше и не хуже, они просто другие. Этот же поход можно назвать идеальным, в нем было прекрасно просто все. И в горах очень круто, мне уже хочется вернуться:
Ночевать на бочках никак не хотелось, поэтому поняв, что не успеваем к закрытию канатки, мы опять вызываем снегоходчика и с начала скал Пастухова едем до бочек. Ехать вниз еще страшнее, чем вверх :) В 12 часов мы были на вершине, а в 17 уже пили кофе в Тесколе, ожидая, пока прокатчик освободится и заберет свои ботинки назад. Ощущение, что мы только что прилетели с другой планеты, не покидало несколько дней.
Но самый главный косяк этого путешествия был позже. Спустившись с горы, после недели на сублиматах, мы закономерно пожелали отметить это дело чем-нибудь вкусненьким. Нашли приличное кафе, заказали салатик, шурпу и котлету с поэтическим названием «Эльбрус». Гарнир нам отсоветовал брать официант, мол там и так будет все нормально. Приносит. Салатик не влезает в тарелку, в супе полно мяса… А котлета, ммм. Это была не просто котлета, а всем котлетам котлета. Размером с два моих кулака, как минимум. И очень-очень вкусная…
И мы ее не съели. Блин, она мне до сих пор снится. Если бы можно было все переиграть, то я бы ее точно съел. Стоя :)
Эльбрус. Никаких гидов
Эльбрус. Ирикчат
Эльбрус. Восхождение