Как я «спас» Горбачева, или История к Прощеному Воскресенью

Mar 07, 2011 08:57

Масленичная неделя, предварявшая Великий Пост и закончившаяся Прощеным Воскресеньем, ознаменовалась в этом году юбилеем. 2 марта 80 лет исполнилось первому и последнему президенту Советского Союза Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Посчитал, что уместно вспомнить об этом еще раз именно сейчас. Потому что настолько велика своей неоднозначностью личность Михаила Сергеевича, что именно Прощеное Воскресенье служит тем днем, когда должно говорить о ней без лишних эмоций, стремясь оценивать результаты, а не сами поступки, которые были вписаны в контекст своего времени и уже не подлежат пересмотру.

Как пишет Википедия, «с деятельностью Горбачева на посту главы КПСС и государства связаны масштабная попытка реформирования в СССР - перестройка, закончившаяся крахом мировой социалистической системы и распадом СССР, а также окончание холодной войны. Российское общественное мнение по поводу роли Горбачева в перечисленных событиях отличается крайней поляризованностью».

История не признает сослагательного наклонения. Мы сейчас живем в том времени и в тех условиях, которые сложились как следствие избрания 11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС 54-летнего Михаила Горбачева. Через 5 лет, 15 марта 1990 года Горбачев стал первым президентом СССР, а еще через полтора года Советского Союза не стало. И для наших детей СССР - это уже только строки в учебнике истории. Они не задаются, как мы и наши родители, вопросом: плохо это или хорошо, что нет СССР? Им не с чем сравнивать.

Простите нас, Михаил Сергеевич, за все! Не сомневаюсь, что и вы испросили сегодня такого же прощения! В ответ мы, как православные христиане, говорим вам: «Бог простит, а мы прощаем».

А теперь небольшая история о том, как однажды я… «спас» Горбачева. Закавычиваю глагол я только теперь, по прошествии времени. Тогда же, совершая поступок, которым горжусь, я не просчитывал последствия своего шага. А они могли быть самыми трагическими для меня лично. К счастью, все обошлось. Впрочем, обо всем по порядку.

Об этой истории сразу написал тогда «КоммерсантЪ», сообщили другие источники. Но взгляд со стороны всегда отличается не только непредвзятостью, но вследствие недостатка предварительной информации он нередко грешит и необъективностью, граничащей с недостоверностью.

Это произошло 13 октября 2005 года. Информационное агентство, московской дирекцией которого я на тот момент руководил, решило организовать на своей площадке молодежный клуб. Идея пришла мне в голову после одного мероприятия, на котором представители молодежных крыльев всех основных на тот момент партий устроили довольно любопытную дискуссию. На подобный конструктивный разговор нам никак не удавалось подвигнуть их старших товарищей. Аналогичные встречи с участием взрослых лидеров партий превращались в череду бесконечных взаимных упреков и голословных обвинений. Короче, кризис российской публичной политики как таковой и превращение ее в политиканство были налицо. А тут ребята посидели, даже о чем-то договорились, не подрались. Нам понравилось. Решили продолжить.

Стали искать подходящую площадку для презентации нашей молодежной тусовки. Приглянулся ночной клуб «Молодая Гвардия». Он так назывался потому, что находился в гостинице «Молодежная», которая в советское время имела непосредственное отношение к комсомолу. Презентовав свой клуб там, мы намеревались впоследствии назвать и наш дискуссионный проект аналогично - клуб «Молодая гвардия». Название соответствовало миссии, которой мы наделили клуб: встречаться в нем, на наш взгляд, должны были лучшие персонажи современной молодежной политики, то есть, другими словами, гвардия. Признаюсь: направили на это счет записку в соответствующее управление Администрации президента. В записке обосновывалась необходимость организации молодежного диалога на политические темы. О судьбе этой записки чуть позже.

Для первого общения с молодежными лидерами пригласили человека, благодаря которому подобное общение в нашей части земного шара вообще стало возможным. Это был, конечно же, Михаил Сергеевич Горбачев. Пригласили лидеров молодежных движений. Многие откликнулись. Представители молодежной «Единой России» (на тот момент это были «Наши») не пришли. Замечу, что данный факт важен для оценки дальнейших событий.

Встреча началась с выступления Михаила Сергеевича. Потом слово взял лидер Авангарда красной молодежи Сергей Удальцов. Как представитель радикальной молодежной группировки оказался на мероприятии да еще и в непосредственной близости от Михаила Сергеевича, вопрос отчасти к нам, организаторам, но во многом и к сотрудникам Федеральной службы охраны (ФСО). Как известно, Горбачев, как экс-президент СССР, пользуется теми же привилегиями, что и экс-президенты России, и относится к числу лиц, охраняемых ФСО. Соответственно, и списки приглашенных на подобные мероприятия проходят проверку в ФСО. В общем, Удальцов, видимо, эту проверку прошел. А мы недоглядели и посадили его в верхнем углу П-образного стола, во главе которого находились Михаил Сергеевич, организаторы мероприятия и я, его ведущий.

Удальцов свое выступление начал спокойно, но темп его речи убыстрялся с каждой секундой. На пике эмоционального подъема он неожиданно плеснул в направлении Михаила Сергеевича чем-то из стакана. То, что это, к счастью, был обычный стакан воды из числа стоявших на столе, я понял только тогда, когда при другом раскладе было бы уже поздно что-либо понимать. Дело в том, что я не смотрел в тот момент на Удальцова и не знал, что именно было выплеснуто в Горбачева. Я просто как-то встал над столом и, извините за пафос, закрыл Горбачева своим телом. Весь стакан воды оказался на мне. На Горбачеве, на которого я чуть позже бросил взгляд, я заметил две капельки воды на лацкане пиджака. Михаил Сергеевич, надо отдать ему должное, при этом не шелохнулся.

Дальнейшие события заняли несколько секунд. Сотрудники ФСО, которые, как оказалось, стояли прямо за Удальцовым, выбили из под него стул, скрутили и увели «героя» в неизвестном направлении. Другие сотрудники потребовали от присутствующих журналистов удалить видео- и фотоизображения данного инцидента. Тем не менее избежать огласки не удалось. На следующий день «КоммерсантЪ» описал данное мероприятие, снабдив публикацию, в частности, и фотографией моего матросовского поступка: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=617688

Что было потом? Мне подали полотенце, и мероприятие продолжилось. Уже по его окончании я подумал: «А если бы это была кислота?» А потом мне пожимали руки фэсэошники и говорили, что я молодец и сдал какой-то там тест. Потом нам позвонили или из Администрации президента, или из «Единой России», и сказали, что идея молодежного клуба - это, конечно, здорово, но называть его «Молодая Гвардия» не стоит, потому что отныне так будет называться молодежная организация «Единой России». Наш клуб успешно просуществовал некоторое время, а затем формат молодежных дискуссий на политические темы как-то незаметно перекочевал с нашей площадки на телевидение. О реальных авторах формата, конечно, никто не вспомнил. Но если перелистать назад календарь, с легкостью обнаруживается, что вначале был наш клуб, а потом уже МГЕР и всякие разные молодежно-политические ток-шоу на телевидении. Но я не об этом.

А о том, что, вспоминая эту историю, я раз за разом задаю себе вопрос: зачем я бросился под этот, слава Богу, водяной душ? И не могу найти ответа. Наверное, все объясняется просто. Я был хозяином данного мероприятия, а Михаил Сергеевич был у меня в гостях. И мне было безразлично, что будет со мной. Главное, чтобы мой гость был в безопасности.

Еще раз с днем рождения, Михаил Сергеевич! Долгих Вам лет жизни!

P.S. Мне довелось познакомить с Михаилом Сергеевичем одного замечательного музыканта, который при знакомстве сказал, что именно Горбачев и объявленная им перестройка дали ему возможность заниматься своим делом. Я тоже пришел в свою первую, журналистскую профессию, именно в 1985 году. Поэтому Горбачев и перестройка для меня тоже не просто слова. В конце концов, и Удальцов получил возможность так плескаться водой только потому, что Горбачев сделал то, что сделал. Выходит, многие об этом уже забыли? Парадоксально, но это, наверное, хорошо!

Великий Пост, клуб, Молодая Гвардия, перестройка, Прощеное Воскресенье, Единая Россия, 80 лет, СССР, Михаил Сергеевич Горбачев, Администрация президента, юбилей

Previous post Next post
Up