В Кургане есть замечательный авиационный музей, в настоящее время насчитывающий 15 летальных аппаратов, размещенных под открытым небом. Музей основан благодаря хлопотам бывшего пилота Игоря Михайловича Семенова, который является директором этого музея с момента основания в 1985 году.
Надо сказать, что это была моя вторая попытка побывать в этом авиамузее. В прошлый раз, два года назад, я наблюдал из-за забора на эту
экспозицию, так как приехал сюда в девятом часу вечера.
В этот раз, в рамках официального мероприятия в аэропорту Курган, была прекрасная возможность детально познакомиться с экспозицией музея.
1.
Начнём осмотр экспонатов по порядку.
Советский реактивный истребитель МиГ-17. Был первым из серийных советских истребителей, достигающим скорости звука.
2.
У нас в Челябинском аэропорту установлен памятник с таким же самолётом.
3.
У многих экспонатов музея доступна кабина для просмотра. Так выглядит приборка у МиГ-17. Надо отдать должное, за приборами в кабинах самолётов следят и поддерживают их в очень хорошем состоянии.
4.
Идём дальше. МиГ-19 - советский одноместный реактивный истребитель второго поколения. Буковка «П» в названии модификации говорит, что перед нами всепогодный перехватчик.
5.
МиГ-19 был первым советским серийным сверхзвуковым истребителем, грозный противник американских F-100 Super Sabre и F-4 Phantom II. Вероятнее всего, русский ас Иван из песни Чиж и Со - Фантом, подбил главного героя этой песни как раз из такого самолёта.
6.
Следующее развитие истрибелей от ОКБ Микояна и Гуревича - советский многоцелевой истребитель МиГ-21. Данный борт имеет модификацию МиГ-21ПФ, что также говорит о всепогодном перехватчике. МиГ-21 стал первым самолётом с треугольным крылом этого конструкторского бюро.
7.
8.
МиГ-17 и МиГ-19П были доставлены сюда в сентябре 1991 года из Курганского военно-политического авиационного училища и являются первыми экспонатами музея под открытым небом. До них экспозиция располагалась в отдельном помещении, примыкавшем к фойе актового зала в административном здании аэропорта и состояла из наград, знаков отличия, документов, фотографий, предметов летного снаряжения. МиГ-21ПФ стоит в музее с 1993 года.
Из трёх рассмотренных МиГов, два имеют доступ в кабину.
9.
МиГ-23 - советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Модификация МиГ-23УБ является двухместным учебно-боевым вариантом. Был доставлен в расположение музея в августе 1993 года.
10.
Линейка самолётов МиГ в этом музее закончилась. Переходим к самолётам ОКБ имени Сухого.
Су-7Б - советский истребитель-бомбардировщик. В 1960-х гг. был самым аварийным самолётом - за первые пять лет эксплуатации было потеряно 28 машин и большинство из-за конструктивно-производственных недостатков. Также является одним из первых экспонатов музея под открытым небом - был доставлен сюда в одно и тоже время как и МиГ-17, МиГ-19П.
11.
Песочный камуфляж Су-7Б очень выделяет этот борт из шеренги.
12.
Су-17 - истребитель-бомбардировщик, первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Борт является модификацией Су-17УМ3 - двухместный учебно-боевой вариант. Это единственная модификация Су-17, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука.
13.
Два «сухаря»: Су-7Б и Су-17УМ3, у крайнего можно было посмотреть кабину.
14.
Су-24 - советский всепогодный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Самолёт очень известен Челябинским любителям авиации да и простым жителям - в будничном небе Южно-Уральской столицы можно наблюдать тренировочные полёты этих самолётов. Правда у нас летают модификации Су-24М или Су-24МР, а здесь в музее представлена базовая модификация.
15.
Су-25 - советский бронированный штурмовик. Мне почему-то всё не удаётся близко увидеть эти самолёты, а случаев уже выпадало достаточно. Вот, например, к нам в Шагол только в этом году «Грачи» прилетали уже раз пять точно, а мне пару раз довелось их увидеть и один раз заснять издалека когда они крутили посадочную схему. Поэтому в музее я оттыгрался по полной - обошёл самолёт со всех сторон, потрогал его, залез в кабину :-)
16.
Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения, а всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида оружия.
17.
18.
19.
20.
Кабина имеет лобовое бронестекло толщиной 55 милиметров.
21.
22.
Су-27 - советский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный истребитель четвёртого поколения. Такие самолёты я также видел пока что издалека.
23.
Самолёт передан музею Курганским пограничным институтом ФСБ России.
24.
25.
26.
Кабина Су-27. Ещё раз отмечу, что внутри кабин всех экспонатов музея всё очень чистенько, свежо и все приборы на месте.
27.
Ми-2 является единственным вертолётом в экспозиции музея. Эти вертолёты уже почти полвека исправно служат в различных отраслях по всему миру.
28.
А вот баки у него куда-то увели.
29.
Нашлось место в музее и Ан-2, только он тут потрёпанный изрядно.
30.
Спортивный малыш Як-52 - самый маленький самолёт во всей экспозиции.
31.
32.
В экспозиции музея есть три пассажирских самолёта с доступом в салон.
В салон Як-40 я не попал, но не страшно, я уже был
внутри такого самолёта. Правда, как я видел в других отчётах, салон этого Яшки оформлен в виде аудитории с диванами и партами.
33.
Бесспорная гордость музея - транспортный самолёт в арктическом окрасе Ил-14Т. Интересен факт откуда он сюда попал. Самолёт доставили в марте 1992 года из местного загородного лагеря «Космос», где он радовал своим присутсвием юных пионеров.
34.
В своё время эти самолёты производили на авиазаводах в Ташкенте, Москве, а также за рубежом в Чехословакии и ГДР.
35.
Трап у самолёта, когда-то был передвижной, теперь же статичный.
36.
Поднимемся внутрь.
37.
В салоне посетителей встречает вот такой экспонат.
38.
Внутри Ил-14Т устроена экспозиция по спасательной тематике.
39.
40.
Противоперегрузочные костюмы пилотов.
41.
Рабочее место штурмана.
42.
Кабина Ил-14Т. Поклонникам всего аналогового тут будет приятно посидеть. Кстати, такие же «полурули» стоят в кабине до сих пор летающих Ил-18.
43.
Верхние приборы управления.
44.
Ещё один крупный пассажирский самолёт в музее - это Ан-24Б. Вторая буква в алфавите, которая навсегда прилипла к цифрам 24 в названии самолёта, говорит нам, что этот вариант самолёта с увеличенной до 21 тонны взлётной массы и с салоном на 48-52 мест.
45.
46.
По советски простой салон. Если бы не круглые иллюминаторы, то можно было бы подумать, что мы внутри междугороднего автобуса Икарус. А ламповый телек чего только стоит и он тут не просто как ревизит. Я так понял в салоне устраивают какие-то презентации и на телеке что-то показывают.
47.
48.
49.
Внутри салона немного отведено место историческим материалам.
50.
Самолёт подключен к сети и в кабине горят различные индикаторы.
51.
52.
И напоследок ещё несколько кадров с авиамузея.
53.
54.
55.
Вот такая экспозиция в Курганском авиационном музее.