Оригинал взят у
lomonosov в
Никто не забыт? 4 августа в передаче радиостанции Зхо Москвы «Цена победы», которую ведет В. Дымарский, историк сотрудница СБб Эрмитажа Юлия Кантор уже второй раз рассказывала о надругательстве над памятью 75 тысяч советских военнопленных, погибших в фашистских лагерях г. Пскова
http://echo.msk.ru/programs/victory/915617-echo/#element-text Ранее, полтора года назад в этой же передаче она рассказывала о начале строительства на месте кладбищ нового микрорайона. При рытье шурфов и траншей экскаваторы извлекали кости погибших, их сгребали бульдозерами и свозили на свалку. И дети-несмышленыши гоняли в футбол черепами своих предков….
И вот, сегодня уже заселяют дома, построенные на костях прадедов будущих жильцов….
Прошло больше месяца со дня последней публикации об этом деянии псковских властей, имя которому я не могу подобрать в русском словаре…. К сожалению, она, похоже, осталась незамеченной общественностью…
Давно наблюдаю с болью в душе отношение наших властей предержащих к памяти своих погибших в войне граждан, привык к виду осыпающихся и зарастающих бурьяном военных могил с покосившимися и обваливающимися стандартными надгробиями. Если они вблизи городов и населенных пунктов, то хотя бы косметический уход за ними ведется, но на местах бывших кровопролитных сражений по-прежнему заботу о памяти павших бойцов проявляют лишь добровольческие поисковые отряды, и роются в заросших блиндажах и осыпавшихся окопах т.н. «черные копатели».
Пора бы привыкнуть к этому, но вот уже больше месяца, как свидетельство об издевательстве над прахом моих погибших соратников столь тяготит, что я решил написать об этом, прервав свои рассказы о давно прошедшем.
В 1 941-42 годах пропавшими без вести оказались около 3 млн советских воинов. Их страшная судьба отразилась на жизни их семей, лишенных даже той мизерной помощи, которая предоставлялась родственникам получателей «похоронки»…
Мне непонятно, неужели многочисленным потомкам этих забытых погибших солдат войны безразлично то, как относятся наши органы власти к их останкам в местах известных военных событий и, в частности, там, где располагались когда-то кладбища немецких лагерей смерти, в которых погибало в эти самые тяжелые годы войны до 90% оказавшихся там узников? Почему известие о том, как поступили псковские власти с останками 75 тысяч замученных советских солдат, не вызвало всеобщего возмущения? И, при этом, мы помним ведь, какая истерика была поднята в России по поводу переноса (а не уничтожения!) с надлежащим церемониалом памятника «бронзовому солдату» в Эстонии!
Мне удалось посетить в Германии места расположения лагеря военнопленных в сел. Зандбостель (вблизи Гамбурга) и концлагеря Берген-Бельзен (в окрестностях Ганновера). Я с завистью и горечью наблюдал, как заботливо и уважительно относятся наши бывшие противники к памяти «небронзовых» солдат, в каком порядке содержатся памятники и мемориальные кладбища.
Часто слышишь слова, произнесенные когда-то незабвенной Ольгой Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто!» Но так ли это?
И еще. Кто-то из великих сказал, что война не может считаться законченной, пока не похоронен последний погибший в ней солдат. И что же, теперь, когда после официального завершения войны прошло почти 70 лет, она еще продолжается?
Мне, одному из немногих еще живых участников войны, непередаваемо горько читать о действиях, подобных тому, что происходит в Пскове. Думаю, что мои еще живые немногочисленные сверстники были бы готовы ко мне присоединиться, но кто услышит их слабые стариковские голоса?
Бывшие фронтовики, их здравствующие потомки, не утратившие уважения к памяти предков своих, отзовитесь!