Читая комментарии к археологическим открытиям на охтинском мысу, я понял, что очень многие авторы комментариев имеют смутное представление о том, что такое археологические раскопки и что именно изучают археологи. Кажется, сейчас появилась настоятельная необходимость ликбеза. Коллег, профессионалов-археологов, прошу не судить меня слишком строго.
Что такое культурный слой, и как он образуется
Почему оказались под землей остатки древних жилищ и хозяйственных строений, мостовые улиц, дворовые замощения и ограды, печи и многочисленные предметы: орудия труда и оружие, бытовые вещи и украшения? Ответ прост - археологи, изучают не просто землю, а культурный слой. Всюду, где когда-либо жил человек, в каменном, бронзовом или железном веке, или в эпоху средневековья, всегда образовывался культурный слой. Так формировались стоянки человека каменного века, укрепленные поселения (городища) и неукрепленные (селища), места древнего ремесленного производства или отправлений языческого культа, ныне являющиеся памятниками археологии.
Культурный слой образовывался в древних городах, да образуется и в настоящее время на всех современных поселениях. Напомним о деревенских домах, "врастающих в землю" на один-два венца, о городских домах, окна цокольных и полуподвальных помещений которых постепенно "уходят под землю". Формирование культурного слоя обусловлено хозяйственной, строительной и бытовой деятельностью человека. Ничего не исчезает бесследно. От любого строительства, большого или малого, всегда остаются следы - щепа или обломки камней, известковый раствор или кирпичная крошка, глина или цемент. Следами хозяйственных строений являются напластования навоза и соломы; производственных - шлаки, фрагменты горнов, льячки, тигли, развалы печей. От пожаров остаются прослойки угля и пепла, а часто - прокаленная «докрасна» поверхность земли. Рассмотрим процесс образования культурного слоя на примере условной схемы.
Уже в момент возникновения поселка на пустом месте (рис.1) начинается более или менее интенсивное слоеобразование - строятся жилища, роются колодцы, возводятся частоколы (рис.2). В период существования поселения вокруг жилых построек слой нарастает за счет выметенного из дома мусора, выброшенных на двор объедков, битой посуды, потерянных или выброшенных за ненадобностью предметов и проч. (рис.3). Если поселение гибнет в пожаре (рис.4), то отложения культурного слоя предшествующего времени перекрывает слой пожара (зольно-угольная прослойка), причем слой пожара часто заполняет подвалы сгоревших домов, колодцы и хозяйственные ямы, а среди углей оказываются обгоревшие предметы быта - все то, что не удалось спасти при пожаре (рис.5). Ну, а если поселение возродилось на пепелище, то вновь образующийся культурный слой перекрывает слой пожара, и все повторяется (рис.6).
Разумеется, приведенный пример достаточно упрощен. В реальности стратиграфия культурного слоя на поселении, то есть - чередование разновременных прослоек, составляющих в совокупности напластования (отложения) культурного слоя, оказывается значительно более сложной. Разновременные «ямы» (подвалы построек, помойки, колодцы) прорезали друг друга, при строительных работах образовывались разнообразные прослойки строительного мусора, какие-то из прослоек уничтожались при планировочных работах, предшествующих новому строительству, а периоды запустения материализовались «стерильными» (то есть - формировавшимися без участия человека) прослойками погребенного дерна.
Для неспециалиста культурный слой представляется просто серой, черной или темно-коричневой землей. В действительности культурные отложения имеют очень сложное строение и состоят из множества порой слабо заметных прослоек, разнообразных включений и пятен, различаемых археологами по плотности, консистенции и структуре. Задача археолога - тщательно раскопать и не менее тщательно зафиксировать при помощи фотографий, чертежей, рисунков и дневниковых записей сложное строение культурного слоя, восстановить все детали истории исследуемого участка древнего поселения. Так выявляются следы жилых и хозяйственных построек, ремесленные мастерские, отопительные устройства, дворы и усадьбы, улицы и переулки, сады и огороды, незастроенные участки, оборонительные сооружения и многое другое.
Толщина (археологи обычно говорят «мощность») культурного слоя на различных памятниках колеблется от нескольких сантиметров до десяти метров и более. Она зависит от многих обстоятельств: длительности функционирования поселения, плотности застройки, интенсивности хозяйственной и производственной деятельности, характера строительных материалов, влажности местности и некоторых иных факторов.
В русских средневековых городах, в которых почти все строилось из дерева, мощность культурных напластований колеблется от 2-3 до 7-8 м. Так, в Новгороде культурный слой имеет толщину до 4-7 м. Мощность культурных отложений в Пскове различна: в центре города, где в силу влажности грунта сохраняется древнее дерево, культурный слой достигает 5-8 м и более, на периферии - от 0,5 до 2-3 м. Мощность слоя, выявленного при раскопках Селитренного городища (остатки древней столицы Золотой Орды, города Сарай Берке) в низовьях Волги, как правило, не превышают 2 м. Слой на раннеславянских поселениях, как правило достаточно тонкий - не более 0,5-1 м, а иногда даже менее 0,5 м.
В культурных отложениях русских средневековых городов из-за насыщенности слоя влагой более или менее хорошо сохраняются остатки деревянных построек - нижние венцы срубных строений, столбы, мостовые улиц и дворовые вымостки, частоколы, разграничивающие дворы и усадьбы, дренажные сооружения и др. Остатки деревянной застройки прекрасно сохраняются не только в сравнительно поздних отложениях культурного слоя (как, например, в слое XVII в. в городе Мангазея), но и в отложениях более древних (как, например, в слоях VIII-IX вв. в Ладоге).
Однако хорошая сохранность дерева в культурном слое все-таки, скорее исключение, нежели правило. На подавляющем большинстве древних и средневековых поселений культурный слой сухой, лишенный грунтовых вод. Поэтому предметы и строения из органических материалов (дерево, кожа, ткань и др.) сохраняются крайне плохо или же не сохраняются вообще. О застройке таких поселений археологи могут судить либо по угольно-зольным пятнам пожаров, либо по пятнам древесного тлена, либо, наконец, по заполнениям донных частей разновременных ям, прорезавших отложения культурного слоя и углубленных в материк.
По открытым при раскопках остаткам построек (в том числе, по ямам погребов, остаткам очагов и печей, а также по ямам от столбов, поддерживавших кровлю), в ряде случаев удается воссоздать не только внешний облик построек и их интерьеры, но и застройку поселения в целом.
Во время раскопок городов археологи обнаруживают не только деревянные, но также каменные и кирпичные постройки. Чаще всего, это фундаменты крепостных сооружений и храмов. Раскопки таких памятников представляют особую сложность, так как культурный слой, сформировавшийся вокруг этих построек, содержит в себе всю строительную историю зданий - сохранившиеся в виде прослоек строительного мусора следы строительства, ремонтов и перестроек здания (вплоть до его разрушения). От точности и тщательности фиксации всех этих прослоек (порой имевших мощность 1-2 см и даже менее), зависит, насколько точно исследователь сумеет определить время возведения постройки, время и масштабы ремонтно-строительных работ, время и причины разрушения здания.
Как правило, сохранность открытых при раскопках фундаментов каменных и кирпичных зданий такова, что воссоздать разрушенное здание можно только графически, в виде рисунка, или в виде макета. В таких случаях открытые при раскопках фундаменты археологи музеефицируют или, с целью сохранить от дальнейшего разрушения, снова засыпают землей. Но иногда сохранившиеся руины позволяют и полностью воссоздать погибшее сооружение (например, Золотые ворота Киева или башни Псковского кремля).
Схема формирования культурного слоя