Теперь нас искупают в "Искуплении"

Jun 27, 2012 14:42


Оригинал взят у mirr_nova в Теперь нас искупают в "Искуплении"

Процитирую осеннюю рецензию В. Кичина из "РГ":

"Действие нового фильма реж. Александра Прошкина "Искупление" (2011) происходит в первый послевоенный год в приграничном городке, и особенность повествования в его нелинейности, сложности и многослойности, когда все герои - главные. Нас погружают в это переплетение человеческих судеб, и ощущение великой общенародной беды складывается без какого-либо указующего пафоса и без распространённой ныне дежурной "чернухи" - из деталей безукоризненно правдивых и для зрителей старших поколений остро узнаваемых. Этот фильм подобен "машине времени": не только нищий быт страны-победительницы, но и типажи, лица, характеры, даже походка людей и выражение их глаз - всё это принадлежит другой эпохе, когда ощущение огромной коммунальной семьи, марширующей к светлому будущему, смешалось с привычным состоянием тотального страха, засевшего в подкорке и определявшего все поступки людей. 
Война с фашизмом, народный подвиг, радость встречи с фронтовиками и надежды на мирную безбедную жизнь - всё это позади. Идёт война с собственным народом, который трактуется как стадо и управляется хлыстом. Укравшая пончики в милицейской столовой мать приравнивается к врагам. Доносительство всех на всех - закон и дамоклов меч, зависший над почти тюремным бытом. Человек в форме, который еще вчера был героем-избавителем, теперь несёт в себе опасность, его надо бояться.
Нищета этой жизни тотальна, запредельна, выживание становится ее единственным смыслом и целью, не оставляя места нормальной человеческой морали, а безотчетная, безадресная и бессильная ненависть ко всему сразу пронизывает ее насквозь. Это необъяснимый, но так свойственный России иррациональный и, по описанию Горенштейна, "страшный гнев, который чрезвычайно редко нисходит на людей добрых и незлобивых, но который особенно бывает страшен у таких людей в те минуты и подлинные причины которого не вполне понятны ни им, ни окружающим". Этот "гнев" - показатель крайнего отчаяния, универсальное, хотя и бессильное средство самообороны для вечно загнанного в угол народа. Иррациональная, коварная, иссушающая душу и сердце, "бессмысленная и беспощадная" ненависть добрых и отзывчивых по природе людей - то качество общественной жизни, которое объединяет почти все эпохи нашей трагической истории, загадочная для мира, но непреложная и всё определяющая принадлежность национального сознания.
А люди всё равно упрямо ищут крупицы радости, и безрассудная ненависть, натворив бед, обрывается в столь же безрассудную любовь - любовь здесь отчаянна, она равна состраданию. Всё плотно, намертво сбито из контрастов: трофейные духи, припасённые к Новому году, - и родная всепроникающая вошь; оставшиеся от мирной жизни фильдеперсовые чулки - и продранный замасленный ватник; танго из смешного заграничного фильма "Петер" - и грузовой состав с арестантами, любовь - и сознание ее обреченности.
Александр Прошкин снял фильм редчайшего жанра - кинематографической трагедии. Авторам "Искупления" удалось создать исчерпывающий кинематографический образ жизни, беду и преступления которой не удалось искупить до сих пор, и не видно этому мороку конца.

Источник

Реж. Александ Прошкин о людях, об истории и о себе:



"История нашей страны - это какое-то бесконечное искупление грехов. В моём фильме «Доктор Живаго» главный герой произносит монолог, в котором говорит о том, что все обрушившиеся на Россию несчастья - это плата за грехи ещё петровского времени и, чтобы они были прощены, должно смениться семь поколений.
Время идёт… Поколения сменяют друг друга… Советское время разрушило традиционные устои, породило новую изуверскую мораль. И пусть мы сейчас живём в другой стране, но наша сущность не изменилась, другими людьми мы не стали. Даже в поколении 30-летних, которое толком не застало тот период, советская ментальность присутствует на генетическом уровне. Поэтому мы всё время делим людей на «наших» и «не наших», постоянно выискиваем внешнего врага, ищем пятую колонну. В общем, нам надо снова учиться разговаривать друг с другом, внимательно смотреть друг другу в глаза и спокойно решать, кто мы такие и как жить дальше.
«АиФ»: - А сколько должно пройти времени, что должно произойти, чтобы грехи советского прошлого были наконец искуплены и мы перестали бы всё время оглядываться назад?
А.П.: - Пока не произойдёт национального покаяния, пока общество не придёт к единому мнению относительно советского прошлого и вопросы из серии «Кем был Сталин - эффективным менеджером или кровавым тираном?» перестанут быть поводом для дискуссий, никакое движение вперёд невозможно. Трудно представить, чтобы нем­цы сегодня спорили, кем всё-таки был Гитлер - хорошим управленцем или палачом. Они раз и навсегда решили для себя этот вопрос. Интеллигенция, и кинематографисты в первую очередь, заставила немцев переродиться, и сегодня это одна из самых совестливых наций в мире. Германия прошла этап национального покаяния. Так почему же мы до сих пор не можем покаяться и признать, что миллионы, возможно, самых активных и талантливых соотечественников были уничтожены нашими же руками?! 
На истории своей страны вообще мало кто учится, но мы же не просто не учимся, а прин­ципиально игнорируем уроки истории! Мы всё время бросаем вызов судьбе!"

Источник

Перепосты о новом "чуде" приветствуются.
Previous post Next post
Up