Из переписки на "Одноклассниках" во время войны в Газе - 1

Apr 13, 2009 12:20

Переписка друзей на "Одноклассниках", которая велась в январе этого года, в то время как в Газе шла операция "Литой свинец".
Пришлось разделить на 2 поста, так как слишком много букв ...


=============================================================================

ВОПРОС

Я готова бы признать право Израиля на самооборону, но уж слишком неравны силы и слишком велика историческая несправедливость по отношению к Палестине. Да, наверное, у них нет своей экономики - но ведь они как-то жили до провозглашения государства Израиль и с голоду не умирали - жили на своей земле, обрабатывали ее, потому что больше, как ты говоришь, ничего не умеют делать. Только вместо их деревень теперь парковки и супермаркеты. Наверное, трудно со стороны понять, как живут израильтяне в Ашдоде, под постоянной угрозой обстрела. Да, наверное, это расшатывает психику и ненависть бьет с обеих сторон. Но как понять израильтянок, которые кидаются с кулаками на палестинского врача, который только что узнал, что 3 его дочери погибли при обстреле Газы? Как их понять, когда они кричат этому разбитому человеку - "поделом им, просто так мы не стреляем, значит, из твоего дома вели ракетный огонь", Сейчас во Франции повсюду идут манифестации в пользу Палестины, и рядом с нормальными людьми,
которые просто хотят мира и образования - наконец! - полноценного палестинского государства в границах 1948 года, рядом с ними манифестуют откровенные фашисты и антисемиты. И это противно и грустно.
А ты сама что обо всем этом думаешь? Может это когда-нибудь кончится? И неужели в Израиле все уж так однозначно за войну до победного конца?

==============================================================================

НАШ ОТВЕТ - начало.

Начнем с того, что неравенство сил не должно играть никакого значения. Это не спортивное состязание и не рыцарский турнир, а война. А на войне, если справедливость на твоей стороне, то нет ничего постыдного в том, что ты сильнее своего противника. Наоборот: быстрее можно будет закончить войну и прекратить кровопролитие. Вопрос лишь в том, на чьей стороне справедливость. И тут, как мне кажется, ты исходишь из неверной или не совсем верной, а может быть неполной информации. Про историю сионизма и Израиля сейчас пишут много всякой откровенной лжи (Википедия, например, этим славится), и к сожалению, многие по наивности принимают эту ложь за чистую монету.
Да, арабы жили здесь и до провозглашения Израиля. Более того, даже и до появления сионизма как движения. Как жили? Довольно плохо, с трудом сводили концы с концами, население практически не росло - высокая детская смертность перекрывала с лихвой высокую рождаемость.
Турки, которым в те времена принадлежала Палестина, пытались как-то населить страну. В частности они поселили в Палестине черкесов бежавших в XIX веке от русской армии (они и сейчас живут в Израиле). Но в целом все эти попытки ни к чему не привели. На момент публикации Декларации Бальфура в 1917 году в Палестине, которая на тот момент включала весь нынешний Израиль, все контролируемые территории, т.е. Западный берег с Газой, а также западную часть нынешней Иордании, население составляло около полумиллиона человек. Для сравнения, сейчас население одного лишь Иерусалима превышает полмиллиона, а всего на территории Израиля и Палестинской Автономии (на этот раз без Иордании) живут около 10 миллионов человек. Другими словами, Палестина была практически пуста. Многие ныне цветущие земли были в те времена пустыней и малярийными болотами. Болота с годами только расползались, сгоняя феллахов с их земель. Немало арабских деревень стояло в конце XIX века покинутыми. Помнишь стихотворение Лермонтова "Спор" про разговор 2-х гор Казбек и Эльбрус (Шат-гора).Там есть строчки:
Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мёртвая страна".

Ситуация стала в корне меняться лишь с приходом евреев. Арабы, причем не только богатые эфенди из Бейрута (как любят утверждать некоторые), а и местные жители с охотой продавали никчемные пустынные и заболоченные земли евреям. Те же, будучи более образованными, вооруженные, как говорили в Союзе, современными на тот момент сельскохозяйственными методами, стали превращать выкупленные пустыни и болота в поля и сады. Типичным примером является Петах-Тиква. Ныне крупный израильский город, он был основан как сельскохозяйственный поселок 1878 году (кстати, на месте одной такой пустующей арабской деревни). Название свое он получил по библейскому стиху: "И оттуда (из пустыни) дам Я ей виноградники ее, и из долины скорби - врата надежды"; Петах Тиква это и есть "Врата Надежды", которые появились из заболоченной долины реки Яркон. По началу шло туго, даже очень, но со временем освоились, да так освоились, что стали нанимать на работу арабских рабочих. Только представить себе: клочок земли, раньше ни на что не годившийся, теперь стал источником пропитания целого ряда еврейских и арабских семей. И этот случай не единичный. В Палестину на заработки потянулся поток арабских переселенцев из Египта, Сирии, Ирака… В 20-е годы отмечен рост благосостояния среди арабов. Даже Жаботинский (его последователями считаются сторонники правоцентристской партии Ликуд, ныне ее возглавляет Беньямин Натаниягу) писал, что в будущем еврейском государстве заместителем главы государства должен быть араб.
Но к сожалению интерес простого араба - это одно, а интерес лидеров арабской общины в Палестине - это совсем другое. Первый всего лишь хотел спокойно зарабатывать на хлеб насущный; вторым же нужна была власть, причем не много не мало над всей Палестиной. Начались подстрекательства, часто через проповеди в мечетях, а народ тут, как ты сама понимаешь, верующий, и если имам говорит "надо" значит - надо. Поначалу арабская улица особо на это не реагировала. Но капля камень долбит. Подключились также добровольцы из-за границы, такие как Из Ад-Дин Эль-Кассам (в честь него названо боевое крыло Хамаса, а так же хамасовская самодельная ракета) - уроженец Сирии, Фаузи Эль-Каукаджи - уроженец Ливана… Специально привлекали бедуинов из Заиорданья. Вспыхнули беспорядки. Входе таких беспорядков, например, в 1929 году из Хеврона были полностю изгнаны все евреи. Надо сказать, что еврейская община в Хевроне насчитывала не одну сотню лет и, кстати сказать, никакого отношения к сионистскому движению не имела.
Все ли арабы в те времена участвовали в беспорядках и были против еврейской иммиграции в Палестину? Конечно же нет. В качестве примера можно привести Хасана Шукри, который в течение многих лет был мэром города Хайфа. Он сразу увидел, какую пользу принесет арабскому населению Палестины сотрудничество с евреями, и всю свою жизнь посвятил развитию этого сотрудничества. Именно благодаря его усилиям Хайфу почти не затронули беспорядки 30-х годов. Но к сожалению такие как Хасан Шукри были в арабской среде в меньшинстве. Ему угрожали, несколько раз покушались на его жизнь. Ему даже пришлось на несколько месяцев покинуть Палестину из-за преследований радикальных арабских кругов. В наши дни одна из улиц Хайфы носит его имя.

Англичане, получившие после Первой Мировой Войны мандат от Лиги Наций на Палестину в частности для того, чтобы организовать здесь еврейский национальный очаг, стали подумывать о ее разделе на два государства. Еще в начале 20-х, на той части Палестины, которая лежит к востоку от реки Иордан, было образованно арабское государство Трансиордания, в последствии ставшая просто Иорданией. Теперь предлагалось разделить оставшуюся западную часть, причем большинство земель отводилась именно арабам. И хотя в еврейской среде этот план восприняли неоднозначно, тогдашний лидер сионистского движения Хаим Вейцман произнес пламенную речь в защиту идеи раздела и того пятачка, который отводился евреям. Арабское же руководство было однозначно против. Тогда под давлением арабских лидеров англичане, полностью отказавшись от идеи создания какого бы то ни было еврейского политического образования на территории Палестины, существенно сократили еврейскую иммиграцию. Напомню, что речь идет о конце 30-х годов, ох как эта иммиграция была тогда необходима.
В годы Второй Мировой Войны арабское руководство в Палестине открыто поддерживало нацистов. К примеру муфтий Иерусалима, Хадж Амин Эль-Хуссейни, даже вел переговоры с Гитлером и помогал ему сформировывать мусульманские части СС.
Во второй половине 40-х ситуация стала совершенно нестерпимой, и англичане передали проблему Палестины в ООН. Арабская сторона снова отказалась от сотрудничества, а когда было принято решение о разделе Палестины в ноябре 1947 года, с гневом ее отвергло. Найди где нибудь карту того раздела. Это не границы, как ты говоришь, 1948 года (я думаю ты имеешь ввиду т.н. границы 1967 года - в 1948 еще шла война, и границ как таковых еще не было). По тому плану Ашдод (тогда арабских поселок Исдуд), Ашкелон (Мадждаль), Акко, Лод, Беэр-Шева и другие, которые сейчас входят в Израиль, должны были войти в арабское государство. Основная часть планируемого еврейского государства должна была раполагаться в пустыне Негев. Так вот, еврейское население Палестины встретило это решение с огромным воодушевлением. Люди вышли на улицы праздновать. Арабская же сторона предлагаемый план отвергла на корню, и буквально сразу же вспыхнули беспорядки, быстро переросшие в войну. Причем не просто войну, а войну на уничтожение еврейского присутствия в Палестине.
Началось с обстрелов еврейских автобусов на дорогах страны, блокады и вооруженных нападений на еврейские города и поселки. В первые недели еврейское руководство пыталось договорится с арабскими старейшинами, так как в обычное время те имели в арабской среде весомый авторитет. Кроме того, многие из них видели в евреях не врагов, а соседей и предпочитали вражде мирное сотрудничество. Но вскоре выяснилось, что влияние старейшин сошло практически на нет: молодежь их не слушала (знакомое нам явление) , многие не могли противостоять высшему арабскому руководству, требовавшему (часто с угрозами) активных военных действий против евреев. Опять же "подсобили" как и в прошлые разы иностранные добровольцы (все тот же Каукаджи и не он один). Некоторые старейшины, уже договорившись с соседними еврейскими поселками о взаимном нейтралитете, вынуждены были сообщить евреям о своем бессилии этот нейтралитет поддержать.
Война вскоре приобрела массовый характер. Не было как таковых "военных" и "мирных", армии и непричастного населения. Практически каждая арабская деревня служила базой для вооруженных формирований, будь то сформированных из своих же жителей или пришлых. Многие по своей воле: с целю поживиться за счет соседей или в угаре, раздутом реакционной пропагандой. Другие, как уже отмечалось ранее, - под давлением извне. Страна оказалась полностью парализованной. Англичане, формально сохранявшие контроль над Палестиной, фактически не делали ничего, чтобы эту войну прекратить.

Еврейское сопротивление сводилось в те дни в основном к охране еврейских населенных пунктов и средств транспорта. В тяжелейшее положение попали отдаленные поселения, а также евреи Иерусалима. Согласно плану раздела Иерусалим должен был стать зоной международного контроля. Непосредственной связи с территорией планируемого еврейского государства не предполагалось. На деле, никто: ни англичане, ни ООН этот контроль и не думали обеспечивать. В итоге евреи Иерусалима оказались в блокаде, без подвоза продовольствия и даже воды. Ситуация была отчаянной.
Всем стало ясно, что, пассивно отбиваясь, долго не прoдержишься, а на помощь извне расчитывать не приходилось. И тогда - это было начало 1948-го года - еврейское руководство приняло решение перейти к активным действиям с целью установить свой контроль над территориями отводившимися по плану раздела еврейскому государству и дорогой на Иерусалим, чтобы снять блокаду города. Вместо пассивной обороны еврейская боевая организация Хагана начала занимать арабские населенные пункты, из которых особо активно действовал противник. Лучшая по сравнению с арабами организация, высокий боевой дух и вера в правоту своего дела в конце концов привели к перелому в ходе войны.
К маю 1948 года, когда с формальным окончанием британского мандата и было провозглашено государство Израиль, евреи контролировали практически все территории отводившиеся им по разделу. В своей Декларации Независимости Израиль протянул руку мира и дружбы своим арабским соседям. Ответом же стало вторжение в Палестину армий пяти арабских государств. Заметь: без какой либо попытки договориться или хотя бы предъявить ультиматум. Уже на следующий день после провозглашения государства в Тель-Авиве рвались египетские бомбы. Вторгшиеся арабские армии наступали, совершенно не обращая внимание на границы раздела Палестины, ставя перед собой цель стереть только что образованное еврейское государство с лица земли.
Для того чтобы отстоять свою независимость Израиль напряг все свои силы, на фронт были призваны все кто мог носить оружие, в том числе и только что прибывшие еврейские иммигранты. В тяжелых кровопролитных боях арабские армии были сначала остановлены, а затем в ходе серии наступательных операций противник был разгромлен на нескольких фронтах, и весной 1949 года было подписано перемирие.
Теперь о беженцах. Первые арабские беженцы появились еще в самом начале боевых действий в конце 1947 года. Ими в основном были арабы, приехавшие в Палестину из соседних арабских стран на заработки и сохранившие свое гражданство. Они просто решили временно уеxать, чтобы переждать в спокойном месте бурю. Рабочие, потерявшие из-за беспорядков работу в городах уезжали из них в деревни, невольно создавая тем самым впечатление бегства. С переходом еврейского руководства к активным действиям к потоку беженцев присоединились жители теx арабских населенных пунктов, где шли бои. Эти уезжали во многом из-за того что сами участвовали в нападениях на евреев или в той или иной степени помогали нападавшим, а потому, видимо судя о евреях по себе, страшились мести (в те времена кровная месть среди арабов была обычным делом). Кто-то - по инерции, потому что убежали соседи. Некоторых испугала арабская пропаганда, которая сознательно раздувала масштабы бедствия, чтобы подтолкнуть руководство арабских стран к более активным действиям. Весной 1948 года среди арабов Палестины распространился слух о том, что правительства соседних арабских стран выступили с обращением, в котором якобы просили тех временно покинуть свои дома, чтобы позволить вторгающимся армиям свободу действий. В последствии, факт воззвания всячески отрицался, но поток беженцев уже нельзя было остановить.
В целом, бегство носило непринудительный характер: в большинстве случаев арабов никто не выгонял, а многие деревни были покинуты задолго до того как их заняла Хагана. В начале евреи пытались отговорить своих арабских соседей от отъезда. В Хайфу даже прибыли представители еврейского руководства в Палестине, чтобы остановить поток беженцев, но тщетно. Попытки отговорить прекратились с вторжением арабских армий. В глазах евреев с теми, кто призвал в страну чужие армии, не о чем было больше разговаривать. Было, особенно к концу войны, и несколько случаев насильственного выселения.
Вместе с тем стоит отметить, что немало арабов предпочло остаться. Это относится в частности к таким городам и деревням как Назарет, Сахнин, Умм-Эль-Фахм, Маджд Эль-Крум и другие. Некоторые арабы даже выступили на стороне евреев, как например жители деревни Абу-Гош около Иерусалима. Интересна история бедуинского племени Шибли, живущего и по сей день в одноименной деревне у подножья горы Тавор. До образования Израиля, племя Шибли, будучи частично потомками привезенных когда-то рабов из Судана, состояло в услужении (а точнее в рабстве) у соседнего бедуинского племени (видимо более благородных кровей . Перейдя на сторону евреев, они тем самым боролись и за собственную свободу. На сторону евреев перешли также и проживающие в Палестине друзы. Кстати говоря, друзы, черкесы и многие бедуины служат в израильской армии и в числе других воевали в эти дни в Газе.
Всего в ходе войны свои дома покинуло около 700 тысяч арабов. Сейчас арабская и пропалестинская пропаганда много говорит о т.н. "Накбе" (катастрофе) палестинских арабов. Не забывают и о супермаркетах с автостоянками, построенных "сионистскими агрессорами" на "палестинских землях". Правда часто любят выдумывать, чего не было. В частности на одном интернет-сайте было опубликовано, что израильский город Кирьят-Ям был построен на месте какой-то арабской деревни. На самом же деле он был построен на ни кем не занятых песках, которые задолго до образования Израиля были самым честным образом выкуплены. И все это будто не арабы, неоднократно отвергнув протянутую им руку мира, предпочли тотальную войну на уничтожение. Ни одно государство мира после такой войны, в которой самое его существование висело на волоске, не согласилось бы принять обратно столь враждебное население. Не согласился и Израиль (за исключением 40 тысяч человек вернувшихся в рамках воссоединения семей). Можно сказать конечно, что немало беженцев убежало не по своей вине. Да. Война вообще вещь жестокая, лучше до нее не доводить, тем более что в данном случае такая возможность представлялась неоднократно, и вся ответственность за последствия лежит на том, кто эту войну затеял.
Но арабские беженцы были не единственные, кто покинул насиженные места. После подписания прекращения огня с Израилем в арабских странах прокатилась волна еврейских погромов. Большинство тамошних евреев вынуждено было бежать, бросив практически все (а им, как ты понимаешь, было что бросать). Причем в отличие от палестинских арабов эти евреи не были причастны не только к арабо-израильской войне, но и к сионистской деятельности вообще. И тем не менее их выгнали. Свыше 400 тысяч евреев выходцев из арабских и мусульманских стран, таких как: Сирия, Ирак, Йемен, Алжир, Тунис, Марокко, прибыло в конечном итоге в Израиль.
Как же поступил Израиль с этими беженцами? Он их интегрировал в свое общество. Не идеально конечно, учитывая, что в те времена израильская экономика была далека от того, чтобы называться развитой (поначалу людей селили в палатках, в стране несколько лет действовала карточная система), но интегрировал. И немало потомков тех беженцев, являясь равноправными гражданами Израиля, сейчас занимают довольно таки высокие посты в израильском обществе.
А что сделали арабские страны? Взгляни как-нибудь на карту Ближнего Востока. Неужели у арабских стран, в частности у тех, кто в 1948 напал на только что образовавшееся еврейское государство, и по чьей вине появилась на свет проблема беженцев, не было земли и ресурсов этих беженцев принять и обустроить? Тем более, что палестинские, иорданские, сирийские и ливанские арабы - это фактически тот же самый народ. Кроме того в распоряжении этих государств осталось имущество убежавших евреев, а также помощь ООН. Были! И средства и земля. Не было только желания, причем не столько желания обустроить беженцев, сколько желания смирится с существованием Израиля. Из всех арабских стран только одна Трансиордания, аннексировав Западный Берег и став тем самым просто Иорданией, предоставила беженцам свое гражданство, впрочем особо не тратясь на их интеграцию, хотя места на Западном Берегу хватило бы на всех - там и сейчас немало пустующей земли. В основном же беженцы были заперты в лагерях зачастую без всяких прав, чтобы нищета и бесправие служили хорошей почвой для взращивания пушечного мяса в борьбе с Израилем, а так же взывали к жалости международного сообщества. Особенно в этом отличился Египет. Контролируя сектор Газы, египтяне с одной стороны наотрез отказались пускать тамошних беженцев к себе в страну, с другой же не сделали ничего, чтобы обеспечить им минимальный заработок. Вместо этого они поощряли, вкладывая при этом большие суммы денег, создание палестинских боевых отрядов, которые то и дело совершали вылазки на территорию Израиля.

Продолжение.
Previous post
Up